Иехошуа бен Иехоцадак

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Иехошуа бен Иехоцадак

Joshua-High Priest.jpg







Предшественник
Сераия
Преемник
Иояким



















Иехошуа (Иошуа, Иешуа) бен Иехоцадак (Иегошуа бен-Иегоцадак, Иехошуа, сын Иехоцадака, Иисус, сын Иоседеков, англ. Joshua the High Priest, Joshua son of Jozadak, ивр. יהושע בן יהוצדק) — иудейский первосвященник.

Биография[править]

Сын Иегоцадака, внук первосвященника Сераи.

Был первосвященником ок. 515–490 гг. до н. э.

Вместе с Зеруббабелем стоял во главе выходцев из Вавилонии, вернувшихся в провинцию Йехуд Медината[1] после того, как Кир Великий около 538 г. до н. э. разрешил евреям вернуться на родину. Если Зеруббабель был светским лидером этих репатриантов, то Иехошуа был, очевидно, их духовным лидером.

Сразу по возвращении из Вавилонии, пока ещё не удалось реставрировать Иерусалимский храм, Иехошуа приступил к установлению жертвенника, на котором народ начал приносить жертвы чрез Иехошуа и его помощников.

В это же время был, по указанию Иошуи, отпразднован, согласно древнему ритуалу, праздник Суккот.

Через два года по возвращении из Вавилонии Иехошуа вместе с Зеруббабелем восстановил класс левитов для служения при храме и одновременно с этим начал реставрировать храм.

Когда самаритяне обратились к Иехошуа и Зеруббабелю с просьбой дать им возможность присоединиться своими людьми и средствами к восстановлению храма, ибо и сами они поклоняются Единому Богу, Иехошуа и Зеруббабель ответили им фанатичным отказом, что послужило началом вражды и войн между евреями и самаритянами, которые продлились до византийских времён и закончились практически полным взаимным истреблением.

Первоначально дружная совместная деятельность Иехошуа и Зеруббабеля вскоре прерывается, неизвестно по каким причинам. Некоторые ученые полагают, что причина приостановки работ по сооружению храма заключалась, главным образом, в тех трениях, которые обнаружились между Зеруббабелем — представителем Давидовой династии и возможным царем еврейским, с одной стороны, и Иехошуа — представителем еврейской клерикальной партии, с другой. Вероятно, несмотря на всю любовь этих выходцев к Зеруббабелю и на сознание необходимости светской власти для укрепления только нарождающегося государственного общежития, сильнее все-таки оказалось тяготение к теократическому строю государства. Из этого столкновения двух выдающихся лиц своего времени победителем вышел Иехошуа. И пророк Зехария, современник этих событий и сторонник теократического строя в государстве, изготовил из золота, присланного вавилонскими евреями, венец для Иехошуа, а не для Зеруббабеля.

Вообще, пророки Зехария и Хаггай относились к Иехошуа весьма дружелюбно и помогали ему, хотя знали, что его прошлое было не совсем безукоризненно; это ясно из видения пророка Зехарии, где в небесном суде ангел хранитель говорит: «Снимите с него запятнанные одежды»[2].

Иехошуа был родоначальником огромной семьи[3].

Посеянный им фанатизм привёл к тому, что впоследствии, при наместнике Эзре, который был сыном Сераи, то есть дядей Иехошуа, некоторые из его сыновей и племянников были признаны виновными в смешанных браках.

В 1825 году сообщалось, что гробница Иехошуа была найдена «в часе езды от Багдада».

См. также[править]

Источники[править]

  1. Захария 6:9–14 и Ездра 3
  2. Зех., 3, 1 и сл.; 6, 9—15 и др.; Хаг., 1, 3 и сл.; 2, 1 и сл.
  3. Эзр., 2, 2 и сл.; 3, 2, 8 и сл.; Hex., 7, 7; 12, 1; 12, 10 и др.