Константин Сергеевич Богоявленский

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Богоявленский, Константин Сергеевич

N279 bogoyavlensky professor-01 1.jpg
Дата рождения
15 апреля 1899 года
Место рождения
Москва, Российская империя
Дата смерти
26 мая 1967 года
Место смерти
Рига, Латвийская ССР, СССР



Научная сфера
гистология, цитология
Место работы
Курский медицинский институт, Рижский медицинский институт
Учёная степень
Доктор биологических наук
Учёное звание
профессор
Альма-матер
Московский государственный университет
Научный руководитель
Роскин, Г.И.
Известен как
основатель латвийской школы цитологии



Богоявленский, Константин Сергеевич (15 апреля 1899, Москва — 26 мая 1967, Рига) — профессор, доктор биологических наук, создатель латвийской школы цитологии и исследований рака. Сын профессора-историка С. К. Богоявленского, внук московского протоиерея К. И. Богоявленского и ректора Московской Духовной академии Сергея Константиновича Смирнова.

Биография[править]

Детство и юность[править]

Константин Сергеевич Богоявленский родился в Москве в семье Сергея Константиновича Богоявленского — видного русского и советского исследователя древностей, доктора исторических наук, член-корреспондента АН СССР, ученика В. О. Ключевского и П. Г. Виноградова. Мать Константина Мария Михайловна Богословская (1871—1949) была профессиональной пианисткой, выпускницей Московской консерватории[1].

В детстве Константин бывал в Прибалтике, где его отец вёл археологические раскопки, обнаружив древние поселения ливов на Колке и в Мерсрагсе, Мазирбе и Кокнесе. Семья до Первой мировой войны проводила время в маленьком рыбачьем поселке Меллужи[1].

Константин Сергеевич окончил отделение естественных наук физико-математического факультета Московского государственного университета в 1923 году[2]. Как ученик основоположника биотерапии злокачественных опухолей Г. И. Роскина, после окончания университета продолжил исследования под началом своего патрона в гистологической лаборатории Исследовательского института зоологии МГУ[2].

Научно-преподавательская карьера[править]

Затем работал в университете ассистентом (1923—1930), в 1930 году получил звание доцента, читал на Биологическом факультете МГУ спецкурс микротехники и гистологии. В это время основным направлением его исследований стала эволюционная морфология и адаптивная эволюция. В работе, опубликованной в 1932 году, объектом исследований стали клетки крови. Константин Сергеевич выявил схожие группы клеток и их развитие в онтогенезе у насекомых различных отрядов, а также механизмы кроветворения на ранних эволюционных этапах[2].

За научные публикации 1925—1932 годов ему присвоили степень кандидата биологических наук без защиты диссертации[1].

В 1935 году, после создания кафедры гистологии Курского медицинского института (КМИ), был назначен её заведующим и избран на должность профессора[1]. В этот период он отвечал за организацию учебного процесса в институте и параллельно работал на двух кафедрах — гистологии и биологии, исследовал процессы регенерации соединительной ткани и потенций клеточных элементов крови. Ему ассистировала его бывшая студентка, ученица Г. И. Рискина М. Н. Ринчино[3].

В 1940 году Богоявленский защитил докторскую диссертацию «Изменение клеток крови насекомых в условиях эксплантации», а М. Н. Ринчино — кандидатскую диссертацию «Морфогенез гигантских многоядерных клеток и их судьба в эксперименте»[2].

Во время Великой Отечественной войны К. С. Богоявленский и М. Н. Ринчино вместе с коллективом Курского медицинского института были эвакуированы в Алма-Ату. По возвращении из эвакуации Константин Сергеевич остался в Москве и работал на кафедре анатомии и гистологии в Зоотехническом институте коневодства (1943—1947)[2].

Рижский период работы[править]

С 1947 года начинается латвийский этап жизни профессора Богоявленского. В Ригу его пригласил бывший ректор КМИ Янис Буне, переехавший на историческую родину в рамках программы восстановления учебного процесса в вузах[4][2]. Буне предложил коллеге возглавить кафедру гистологии медицинского факультета ЛГУ, чтобы продолжить исследования, начатые в Институте анатомии и гистологии Латвийского университета в 1920-е годы Аусмой Бебре (1892—1965). По воспоминаниям профессора и ученицы Константина Богоявленского Айны Далмане, «после войны Латвийский университет остался без кадров, учебный процесс по гистологии был разрушен. Его восстановил приглашённый из Москвы профессор Богоявленский, который в 1947 году прошел по конкурсу на должность заведующего кафедрой гистологии»[1].

Возглавляя кафедру гистологии практически до конца своих дней, профессор воспитал плеяду блестящих латвийских учёных. Под его руководством все преподаватели уже в 1959 году стали кандидатами наук: он считал, что в Латвии должны быть свои кадры ученых и считал своим долгом способствовать этому. Под его руководством защищены 4 кандидатские и 2 докторские диссертации, в том числе работа выдающегося учёного, будущего академика Яниса Эренпрейса[1]. Ученицей Богоявленского считает себя и спутница жизни Яниса Густавовича, академик Екатерина Эренпрейса[5].

Стала профессором и первая аспирантка Константина Сергеевича Айна Далмане, перенявшая кафедру в 1966 году и возглавлявшая её до 1994 года. На кафедре Богоявленский организовал научный кружок, чтобы воспитывать в студентах свободу мысли, учил смотреть и рассуждать самостоятельно. На собственные средства он через АН СССР каждый год заказывал французские и немецкие журналы по специальности, покупал учебные пособия по гистологии. Он первым в Латвии начал изучать нуклеиновые кислоты[1].

По воспоминаниям учеников, профессор был уникальной личностью и высокоэрудированным человеком. Он вёл передовые исследования, продвигавшие имя Рижского медицинского института в научном мире. «Он щедро делился идеями с учениками, которые под руководством учителя разрабатывали и развивали их дальше, — вспоминает Айна Далмане, — поэтому все работы, под которыми стоят фамилии учеников Константина Сергеевича, в той же, если не в ещё большей мере, являются работами их учителя»[2].

Богоявленский унаследовал музыкальность от матери, играл на скрипке. Супруга Константина Сергеевича Наталья Борисовна, как и его мать, была профессиональной пианисткой, музыке учился и его сын Вадим[1].

Константин Сергеевич Богоявленский умер 26 мая 1967 года, похоронен на Рижском Лесном кладбище.

Научные труды[править]

Изучение насекомых и клеток крови[править]

В 1934 г. Богоявленский опубликовал статью об углеводном обмене у червей, доказав, что у простейших существует орган, аналогичный печени у животных, способный запасать гликоген и синтезировать его из моносахаридов, — так называемое «жировое тело»[2].

В том же году вышла его работа о взаимосвязи размеров клеток и ядер. Кроме того, К. С. Богоявленский, внимательно изучив клетки разных размеров в тканях насекомых, увидел, что каждому размеру ядра соответствует своя внутренняя морфологическая структура, сделал классификацию ядер, разделив их по размеру, наличию ядрышек и их положению, особенностям распределения хроматина[2].

В докторской диссертации К. С. Богоявленский изучал форменные элементы крови насекомых in vitro, усовершенствовал способы прижизненной окраски клеток крови, описал способы передвижения лейкоцитов и варианты фагоцитоза. Он также описал процесс слияния клеток крови в синцитии при фагоцитозе и образование капсул вокруг фагоцитируемого объекта. Он предложил несколько вариантов объяснения функций базофильных и оксифильных гранул в зернистых лейкоцитах и базофильных гранул в тучных клетках. Он изучал деление клеток крови, отрицая возможности их амитотического деления и описывая только варианты митоза; исследовал способы дифференцировки различных видов лейкоцитов, а также изменения клеточных элементов при их старении. Этот опыт был чрезвычайно важен для учеников Константина Сергеевича при изучении опухолевых клеток[2].

Научная школа[править]

В ЛГУ, а затем в образованном на базе его медицинского факультета Рижском медицинском институте Богоявленский руководил исследованиями изменений в клетках и их ядрах при нарушении иннервации ткани. Для этого он усовершенствовал методики раздражения парасимпатических и симпатических нервов, а также способы экспериментальной денервации. Вместе с учениками он исследовал изменения в клетках спинальных ганглиев при раздражении или выключении. Учёный полагал, что процессы деления в клетках регулируются не только гуморальной, но и нервной системой. Он вдохновил своего ученика Яниса Эренпрейса изучать гистохимические особенности метаболизма опухолевых клеток, особенности их пролиферации и дифференцировки в связи с их метастатическим потенциалом, предполагая, что причины сбоя в делении раковых клеток могут быть вызваны влиянием вегетативной нервной системы[2]. Янис Эренпрейс сформулировал новаторскую для концепцию онкогенеза, опередившую исследования других учёных на 50 лет[6].

К. С. Богоявленский участвовал в ежегодных научных сессиях Академии наук Латвийской ССР, выезжал на конференции в Ленинград (Координационное совещание по проблеме «Узловые вопросы цитологии», 1959 г.; IV совещание эмбриологов, 19-27 июня 1963 г.)[2].

Библиография[2][править]

  • Богоявленский К. С. О форменных элементах крови насекомых. // Арх. анат., 1932. Т. 11, вып. 2. с. 361—387. [Bogoyavlenskiy K. S. On the blood cells of insects // Arhiv anat., 1932. Vol. XI, No 2. P. 361−387. In Russ.].
  • Богоявленский К. С. Морфология углеводного обмена у шелковичного червя. // Арх. анат., 1934. Т. 13, вып. 2. С. 368—373 [Bogoyavlenskiy K. S. Morphology of the carbon metabolism in silkworm // Arhiv anat., 1934. Vol. XIII, No 2. P. 368−373. In Russ.].
  • Богоявленский К. С. Исследование о клеточных размерах. // Арх. анат., 1934. Т. 13, вып. 2. С. 374—379. [Bogoyavlenskiy K. S. A study on the cell size. // Arhiv anat., 1934. Vol. XIII, No 2. P. 374−379. In Russ.].
  • Богоявленский К. С. Об участии ядра в обменных процессах в клетке. // Сборник научных работ РМИ. Рига, 1954. Вып. 3. С. 41−70. [Bogoyavlenskiy K. S. On the participation of the nucleus in the metabolic processes in the cell.
  • Богоявленский К. С. Изменения в нервных клетках спинальных ганглиев кролика в условиях раздражения. // Сборник научных работ РМИ. Рига, 1954. Вып. 3. С. 71−84. [Bogoyavlenskiy K. S. Changes in the neurons of the rabbit dorsal root ganglion under conditions of excitation.
  • Богоявленский К. С. Наблюдения над строением внутриклеточного сетчатого аппарата Гольджи в серозных клетках слюнных желез после десимпатизации дибенамином. // Сборник научных работ РМИ. Рига, 1956. Вып. 6. с. 37−42. [Bogoyavlenskiy K. S. Observation of the structure of inner reticular Golgi apparatus in serous cells of salivary glands after desimpatization with dibenamine.
  • Богоявленский К. С. Изменения в клетках слюнных желез белой мыши в условиях десимпатизации. // Вопросы морфол. и физиол.: [сборник статей] / Академия наук Латвийской ССР, Институт экспериментальной медицины. Рига, 1955—1961. С. 29−36 [Bogoyavlenskiy K. S. Changes in the salivary gland cells of albino mouse after desimpatization.

Языки[править]

Богоявленский с детства знал немецкий и английский, блестяще владел французским языком. Но переехав в Латвию, так и не смог преподавать на латышском. «Однажды придя на кафедру, профессор заявил: „Мне срочно надо учить язык, вчера в деканате меня назвали латышским буржуазным националистом. Надо же как-то оправдать это“, — вспоминала А.Далмане. — И учил язык с упорством музыканта, осваивающего новую пьесу, даже пытался лекции читать, правда, не очень успешно. Он продолжал изучать язык, понимал его, просил, чтобы с ним говорили на латышском, но отвечал по-русски, что никак не сказывалось на его репутации в институте. Богоявленского ценили за профессионализм и любили за благородство и многочисленные человеческие достоинства. Он был сама благожелательность, а его вклад в создание в Латвии своей школы гистологии был бесценным»[1].

Семья[править]

Деды — московский протоиерей К. И. Богоявленский и ректор Московской Духовной академии Сергей Константинович Смирнов[1].

Отец — профессор-историк, археолог С. К. Богоявленский[1].

Мать — пианистка Мария Михайловна Богословская (1871—1949)[1].

Первая жена — Вера Сергеевна Шестакова (1903—1928), сын Юрий (1925—1999), профессор, зав.кафедрой биологии Первого Московского медицинского института им. И. М. Сеченова, паразитолог, биолог, генетик[7].

Вторая жена — Наталья Борисовна Александровская (1903—1969)[1].

Сын — Вадим Константинович Богоявленский (умер в 1990-е годы), внучка Светлана Вадимовна Богоявленская (род. 1977) — профессор университета Иоганна Гутенберга в Майнце[2][8].

Источники[править]

  1. 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 Эрика Тюнина Константин Богоявленский. Татьяна Фейгмане (2018-01-17). Проверено 1 марта 2023.
  2. 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 2,11 2,12 2,13 А. В. Иванов, Н. А. Никишина, Т. Г. Коротько Константин Сергеевич Богоявленский - к 120-летию со дня рождения // Морфология : научный журнал. — 2019. — Vol. 155. — № 3. — С. 87—89. — ISSN 1026-3543.
  3. Иванов А.В., Никишина Н.А., Коротько Т.Г. Памяти Марии Никифоровны Ринчино. К 120-летию со дня рождения // Историко-биологические исследования : научный журнал. — 2021. — № 4.
  4. Jānis Bune (латыш.). Музей истории медицины имени П.И. Страдыня (2018-11-18).
  5. Ērenpreisa Jekaterina (2019-12-26). «Jānis Oļģerts Ērenpreiss and his School of Cancer Research: Commemorating the 90th Anniversary». PROCEEDINGS OF THE LATVIAN ACADEMY OF SCIENCES. Section B 73 (2019), No. 6 (723): 533–537.
  6. Jekaterina Ērenpreisa Vēža izcelsme un rezistence pret ārstēšanu: atgriežoties pie akadēmiķa Jāņa Ērenpreisa atziņām (латыш.) (2013-09-23). Проверено 25 октября 2022.
  7. Мария Михайловна Богословская (Богоявленская) (2013-02-05).
  8. Дзинтарс Эрглис Богоявленская Светлана Вадимовна. Татьяна Фейгмане (2018-01-17). Проверено 1 марта 2023.


Runi.svg Одним из источников этой статьи является статья в википроекте «Руниверсалис» («Руни», руни.рф), называющаяся «Богоявленский, Константин Сергеевич».
Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC BY-SA.
Всем участникам Руниверсалиса предлагается прочитать «Обращение к участникам Руниверсалиса» основателя Циклопедии и «Почему Циклопедия?».