Лингвистические теории
Лингвисти́ческие тео́рии — теории, которые применяются в науке о языке.
Теория глагольности[править]
Согласно теории глагольности, которая была предложена А. А. Потебнёй, необходимым минимумом того, что делает предложение предложением, является спрягаемый глагол. Теория не была принята русистикой, поскольку оставляла без объяснений круг безглагольных конструкций. Синтаксистом А. М. Пешковским была предпринята попытка заменить понятие глагольности более широким понятием сказуемости[1].
Теория сказуемости[править]
Согласно теории сказуемости, которая была разработана синтаксистом А. М. Пешковским, главным, отличительным признаком любого предложения является сказуемость — тот оттенок в слове, который показывает, что оно соответствует не отдельно взятому представлению, а целой мысли. Сказуемость, согласно А. М. Пешковскому, опирается на понятие глагольности, но не сводится к нему, так как она способна «оглаголивать» (посредством связки, а иногда интонации) краткие прилагательные, краткие страдательные причастия, предикативы и т. д. В настоящее время теория представляет лишь исторический интерес[2].
Теория предикативности[править]
Теория предикативности, которая была разработана в начале XX века западноевропейскими лингвистами, исходила из предположения, согласно которому сущность предложения определяет отнесённость его содержания к действительности. В 1950-е годы эта теория была подхвачена лингвистической русистикой. Лингвист В. В. Виноградов, сторонник этой теории, предполагал, что предложение формирует категория предикативности, значение которой заключается в отнесении содержания предложения к действительности. Такое отнесение, по мысли учёного, обеспечивают «подводимые под общее понятие предикативности» синтаксические категории модальности, времени и лица, которые базируются на морфологических категориях, но выходящие за их пределы. В 1970-е годы были предприняты попытки усовершенствовать данную теорию посредством выявления того, что определяет существо отнесения содержания предложения к действительности. Эти попытки не имели успеха, поскольку сводились к характеристике лексико-грамматического каркаса предложения[3].
Теория психологической коммуникации[править]
Теория психологической коммуникации была разработана западноевропейской наукой XIX века и использована лингвистом А. А. Шахматовым с целью классификации предложений русского языка. Согласившись с тем, что акт психологической коммуникации всегда двучленен и состоит в сочетании субъекта и предиката, Шахматов при этом отметил, что в предложении два члена психологической коммуникации могут получать или раздельное, или совмещённое выражение (ср. «Идёт дождь» — «Дождит»). Следовательно, им были выделены двусоставные и односоставные предложения. В дальнейшем данная теория была отвергнута русистикой, но термины, введённые Шахматовым, по-прежнему сохраняются в синтаксических описаниях[4].
Экзистенциальная теория[править]
Экзистенциальная теория — теория, согласно которой любое предложение (суждение) является двучленным и состоит из константной идеи существования (бытия), с одной стороны, и переменной величины — того, что утверждается как существующее, — с другой[5]. Была разработана русским философом и логиком М. И. Каринским. Основным «препятствием» в обращении к экзистенциальной теории в рамках советской лингвистики было отсутствие её языковедческого обоснования. В 1920—1930-е годы в СССР на государственном уровне утвердилось «новое учение о языке», а западноевропейская лингвистика перешла к системно-структурной парадигме и приняла требование изучать язык «в самом себе и для себя», тем самым определив неприятие идей, полученных на стыке лингвистики и других наук. Только с семантизацией синтаксических исследований положение дел изменилось. Сегодня наблюдается тенденция к пересмотру представлений о природе и сущности сказуемого в духе теории Каринского. Так, этот процесс коснулся тезиса об асемантичности связки «быть», которая традиционно трактовалась как грамматический квалификатор вещественного признака в составном сказуемом. В современной лингвистике появились работы, в которых утверждается мысль о том, что глагол «быть» во всех случаях своей реализации несёт значение существования, определённым образом изменяемого в других связочных глаголах[5].
Теория синтаксической номинации[править]
→ Теория синтаксической номинации
Теория синтаксической номинации — синтаксическая теория, ориентированная на объяснение отражательных потенций языковых единиц[6]. Эта теория окончательно сформировалась сравнительно недавно — когда было принято, что отражательными потенциями обладают в том числе предложения. Понимание того, что предложение, являясь коммуникативной единицей, способно также именовать определённое «положение дел», пришло лишь на рубеже 1960—1970-х годов, после появления работ Н. Д. Арутюновой[6].
Изучение теорией синтаксической номинации определённых закономерностей осуществляется на базе следующих принципов[7]:
- язык, являясь средством общения, в то же время является социальным руководством к мыслительному освоению мира;
- язык способен отражать сущностные структуры бытия благодаря тому, что, предоставляя в распоряжение мышления свои категории и формы, он создаёт тем самым все необходимые условия для систематизации действительности;
- перечень избираемых дифференцированных признаков условен и меняется от языка к языку, но сопутствующие ему различия в способах моделирования действительности не препятствуют адекватному восприятию мира людьми, которые говорят на разных языках;
- процесс систематизации данных опыта протекает на основе минимумов взятых из действительности, но типологизированных языком различительных признаков, которые и разрешают сведение бесчисленного множества явлений внешнего мира к конечному набору языковых классов;
- языковая номинация предполагает не только собирание мира в слово, но и ролевую спецификацию номинативных единиц, которые способны в процессе речетворчества выполнять определённые функции.
Взятые по отдельности, эти принципы не представляют собой что-то существенно новое, но сведённые воедино и ставшие специфическим инструментом языкового познания, они увеличили свою объяснительную силу и создали предпосылки для конкретных исследований[6].
Источники[править]
- ↑ Русский синтаксис в алфавитном порядке, 2004, с. 366
- ↑ Русский синтаксис в алфавитном порядке, 2004, с. 371—372
- ↑ Русский синтаксис в алфавитном порядке, 2004, с. 367
- ↑ Энциклопедический словарь-справочник лингвистических терминов и понятий, 2014, с. 343
- ↑ 5,0 5,1 Русский синтаксис в алфавитном порядке, 2004, с. 395—397
- ↑ 6,0 6,1 6,2 Русский синтаксис в алфавитном порядке, 2004, с. 370—371
- ↑ Энциклопедический словарь-справочник лингвистических терминов и понятий, 2014, с. 345—346
Литература[править]
- Ломов А. М. Русский синтаксис в алфавитном порядке: Понятийный словарь-справочник. — Воронеж: Издательство Воронежского государственного университета, 2004. — 400 с.
- Тихонов А. Н., Хашимов Р. И., Журавлева Г. С. и др. Энциклопедический словарь-справочник лингвистических терминов и понятий. Русский язык: в 2 т. / под общ. ред. А. Н. Тихонова, Р. И. Хашимова. — 2-е изд., стер. — М.: Флинта, 2014. — Т. 2. — 814 с.
![]() | Одним из источников, использованных при создании данной статьи, является статья из википроекта «Рувики» («ruwiki.ru») под названием «Лингвистические теории», расположенная по адресу:
Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC-BY-SA 4.0 и более поздних версий. Всем участникам Рувики предлагается прочитать материал «Почему Циклопедия?». |
---|