Логический аспект описания синтаксических единиц

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Логический аспект описания синтаксических единиц является одним из аспектов, выделяемых в рамках многоаспектного описания синтаксических единиц (структурно-семантическое направление)[1].

Особенности[править]

Логический аспект всегда был в центре внимания классиков отечественной лингвистики; он связан с вниманием к проблеме соотношения языка и мышления. Внимание к этой проблеме отличает структурно-семантическое направление от функционального синтаксиса: мыслительная функция первична, тогда как коммуникативная — вторична. Одним из центральных вопросов исследований логического аспекта предложения является вопрос о характере мысли, выраженной в предложении. Ответ на данный вопрос позволяет показать особенности внутренней речи, сам процесс формирования мысли и его результаты, закреплённые в структурных схемах предложения. Бабайцева, обобщая существующий опыт, установила, что в основе простых предложений всех типов лежит двучленная мысль (в ней всегда есть предмет мысли/речи (предметный или ситуативный член логического суждения) и его признак), характер выражения которой различен. Показательно, что двучленность мысли находит выражение в классическом определении суждения: «Суждение есть высказывание, когда, пользуясь установленными определениями смысла слов и выражений, утверждают или отрицают что-либо относительно предметов и явлений, их свойств и качеств, связей и отношений»[2]. В мысли сочетаются логические и психологические компоненты (вербализованные понятия и невербализованные наглядно-чувственные образы). Комбинации этих компонентов образуют виды мысли, выражаемой в простом предложении — типичное логическое суждение (с двумя вербализованными понятиями), логико-психологическое суждение (с одним вербализованным понятием; предмет мысли/речи отражается в виде наглядно-чувственного образа, а второй член суждения представлен вербализованным понятием) и психологическое суждение (вербализованные понятия отсутствуют)[3]. Эта триада — базовая основа выделения триады структурно-семантических типов простого предложения (двусоставных, односоставных и нечленимых). При этом триада видов мысли не только служит прочным основанием триады структурно-семантических типов простого предложения, но и поддерживает её цельность, не позволяя ей рассыпаться на множество подгрупп, ничем между собою не объединённых[1].

Односоставные предложения обычно соотносятся с логико-психологическим суждением: часто первый компонент односоставного предложения содержит наглядно-чувственные образы (ощущение, восприятие или представление), предшествующие образованию вербализованных понятий, хотя и не являются ими. Двусоставное предложение обычно соотносится с типичным логическим суждением. Логико-психологическое суждение выражается в двусоставных предложениях, если подлежащее ориентирует адресата речи на наглядно-чувственные образы, если подлежащее выражено словом, которое не содержит логического понятия, соотносимого с предметным и ситуативным денотатом. При этом единство денотата логико-психологических суждений не всегда обеспечивает тождество семантики соответствующих предложений[4]. Нечленимые предложения соотносятся чаще всего с психологическим суждением, в составе которого нет вербализованного субъекта со значением предмета мысли/речи, но есть реакция, вызванная его восприятием. При этом соотносительность видов мысли и типов предложения наблюдается не всегда. В двусоставном предложении может быть выражено логико-психологическое суждение, тогда как в односоставном — суждение с двумя вербализованными компонентами[1].

Логический аспект изучения синтаксиса важен не сам по себе, а прежде всего потому, что теснейшим образом связан со структурным синтаксисом, поскольку выражаемая мысль «отливается» в те или иные структурные схемы предложения и степень её членимости определяет степень синтаксической членимости предложения, является основой для выделения структурно-семантических типов простого предложения (двусоставных, односоставных и нечленимых)[1].

Примечания[править]

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Бабайцева В. В. Синтаксис русского языка: монография. М. : ФЛИНТА, 2015. С. 47—57.
  2. Кондаков Н. И. Логический словарь-справочник. М., 1971. С. 551.
  3. См. Бабайцева В. В. О выражении в языке взаимодействия между чувственной и абстрактной ступенями познания действительности // Язык и мышление. М., 1965.
  4. См. Бабайцева В. В. О логико-психологической основе субъекта речи в некоторых синтаксических конструкциях // Материалы по славянскому языкознанию. Воронеж, 1963.
Рувики

Одним из источников, использованных при создании данной статьи, является статья из википроекта «Рувики» («ruwiki.ru») под названием «Логический аспект описания синтаксических единиц», расположенная по адресу:

Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC-BY-SA 4.0 и более поздних версий.

Всем участникам Рувики предлагается прочитать материал «Почему Циклопедия?».