Мучная война

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Мучная война фр. Guerre des farines — несколько бунтов с апреля по май 1775 года в северной, восточной и западной частях Королевства Франция.

Мучная война последовала за повышением цен на зерно, а затем и на хлеб. Причинами массовых беспорядков стали плохая погода и неурожай, а также изъятие полицией государственных запасов зерна из королевских складов, в 1773—1774 годах. Это крупномасштабное восстание (бунт) утихло после введения контроля над ценами на пшеницу, введенного Тюрго, генеральным контролером финансов Людовика XVI (до восстановления поставок), и развертывания войск. Мучная война была частью более широкого социального и политического кризиса во времена Старого режима. Недавние исследования склонны рассматривать это событие не только как восстание, но и как прелюдию к Французской революции.

Причины[править]

При старом режиме Франции хлеб был основным источником продовольствия для бедных крестьян, и король должен был обеспечивать продовольствием своих подданных, за что его ласково прозвали «первым пекарем королевства». Нехватка продовольствия и голод были постоянной проблемой вплоть до современной сельскохозяйственной революции, и Франция 18-го века не была исключением. В этот период роль королевской полиции заключалась не только в поддержании закона. Полиция несла ответственность за многие системы в обществе, даже за уборку улиц; они также осуществляли строгий контроль за поставками продовольствия. В целях поддержания общественного порядка на рынке зерна действовали жесткие правила, гарантирующие качество хлеба и его доступность в любое время и для всего населения. К торговцам зерном относились с подозрением; их называли «самыми жестокими врагами народа», поскольку их подозревали в смешивании муки с другими продуктами (такими как мел или измельченные кости) или в накоплении зерна для искусственного повышения цен на этот жизненно важный товар. Старый режим выступал за «моральную экономию», где алчность сдерживалась строгими правилами. Полиция контролировала чистоту муки и следила за тем, чтобы никто не прятал зерно, чтобы поднять цены. Чтобы уменьшить накопительство, зерновая полиция запретила бы экспорт из регионов, сталкивающихся с плохими урожаями, и импортировала бы зерно из регионов, испытывающих перепроизводство. Она также могла заставить торговца снизить цену на свою муку (позже он получил компенсацию за свои потери во времена изобилия).

В эпоху Просвещения возникла физиократическая школа экономики. Физиократы, или экономисты, как они себя называли, оказали большое влияние на Тюрго, который должен был стать генеральным контролером финансов до беспорядков. Их мнение о том, какой должна быть экономическая политика правительства, было обобщено в термине, который Винсент де Гурне провозгласил «оставьте это в покое и дайте этому пройти» (laissez faire, laissez passer), также известном как понятие «невидимой руки». Тюрго страстно защищал веру Гурне в экономические принципы невмешательства в его книгу «Ложь Гурне». Соответственно, 13 сентября 1774 года Тюрго отменил полицейские правила и установил свободную торговлю зерном.

В период перед весенним сбором урожая 1775 года запасы зерновых были исчерпаны, а новые урожаи еще не появились. Весной 1775 года начался голод: до указа Тюрго каждый регион столкнулся со своим собственным дефицитом, так что некоторые из них страдали от настоящего голода, в то время как другие были бы полностью избавлены и снабжались по стабильным ценам, гарантированным государством; королевское вмешательство было бы запрошено и, без сомнения, получено, чтобы обеспечить снабжение наиболее пострадавших регионов, тем самым смягчая наиболее серьезные последствия голода. Однако с либерализацией владельцы зерна начали спекулировать, храня зерно. и, действуя с проницательной деловой хваткой в попытках загнать рынок в угол, также имели тенденцию массово покупать в районах с хорошим урожаем, чтобы продавать в районах с плохим урожаем, где прибыль могла быть выше, что привело к значительному росту цен и дефициту по всей стране (меньшее количество зерна в регионах с хорошим урожаем также привело к росту цен там), а не ограничиваться местными перебоями с продовольствием. Следовательно, нехватка продовольствия в начале 1775 года затронула большее количество людей быстрее, и король столкнулся с национальным кризисом, а не с несколькими небольшими местными беспорядками. Этот конфликт был известен как «Мучная война 1775 года». В отчетах от тех, кто контролировал поток зерна, говорилось, что были проблемы с урожаем зерна, что привело к нехватке и снижению доступности зерна. Новости о нехватке зерна были встречены скептически, и возросло разочарование из-за повышения цен, которые многие не могли себе позволить. Те, кто был против реформы, устроили беспорядки и конфисковали зерно, которое поступало с поставками. Они предложили за нее то, что, по их мнению, было «справедливой ценой». Это продемонстрировало способ, которым люди вернули часть власти в свои руки. Эта практика была известна как народное налогообложение (taxation populaire).

Несмотря на то, что были задокументированы усилия по решению проблем нехватки зерна, такие как увеличение поставок из-за рубежа, появились убеждения, что голод был преднамеренно организован Людовиком XVI, через Пакт о голоде. Тюрго подавил беспорядки и восстановил контроль над рынком зерна. Идея свободной торговли зерном была дискредитирована, а экономический эксперимент отдалил массы от правительства в Версале. Мучную войну можно рассматривать как прелюдию к Французской революции.

Эти события можно интерпретировать как реакцию на указ Тюрго, который 13 сентября 1774 года либерализовал торговлю зерном; действительно, эта либерализация противоречила «моральной экономии», поскольку некоторые люди запасали муку, чтобы поднять цены. Эта нехватка муки нарушила принцип, согласно которому король должен был обеспечивать безопасность своих подданных и их снабжение продовольствием. Мучная война соответствовала предыдущим колебаниям цен на пшеницу и положила начало пшеничным бунтам II года.

Мероприятия[править]

Пшеничные бунты[править]

Причины и этапы насилия, связанные с производством пшеницы[править]

В период перед весенним сбором урожая 1775 года запасы зерновых были исчерпаны, а новый урожай еще не прибыл. Весной 1775 года в этом новом контексте возник голод: до указа Тюрго каждый регион сталкивался со своим собственным дефицитом, так что некоторые страдали бы от настоящего голода, в то время как другие были бы полностью избавлены и снабжались бы по стабильным ценам; королевское вмешательство было бы запрошено и, без сомнения, получено, чтобы обеспечить снабжение наиболее пострадавших регионов. С либерализацией зерно может покинуть пощаженные регионы и попасть в наиболее пострадавшие районы, что приведет к значительному росту цен и повсеместному дефициту, который быстрее затронет большее число людей.

Цены на зерно и хлеб внезапно выросли и стали тяжелым бременем для беднейших слоев населения. Последовали крупные народные волнения на рынках и в других местах распространения муки. Против «захватчиков власти» и «монополизаторов» распространяются слухи. Этот тип народной реакции против торговцев был постоянным во времена голода, но он приобрел необычную глубину.

Долгое время теория политического заговора, сплетенного против Тюрго различными придворными кругами, выдвигалась в качестве объяснительного фактора, опроверг тезис историка Джорджа Руде.

Основные этапы мятежа при старом режиме, от обструкции до грабежей[править]

За 17 дней в Парижском бассейне было бы перечислено 180 конфликтов; Жан Николя отмечает 123 отдельных беспорядка. Синтия Бутон приводит 313 случаев, иногда интерпретируемых как «анархические движения», иногда как ожидание сельских восстаний. Эти демонстрации моральной экономии приняли три различные формы:

  • в регионах-экспортерах можно заметить стихийное налогообложение рабочего класса и более или менее организованный грабеж. Бунтовщики осуждают спекуляцию, заставляя крупных фермеров и землевладельцев продавать свои запасы на рынке по «справедливой цене», в конечном итоге разграбляя пекарни и склады, заявляя при этом о восстановлении принципов экономической морали.
  • в городах нападения на склады и пекарни организуются аналогичным образом.
  • и, наконец, возведите препятствия на каналах связи, на реках и дорогах, в районах большого возделывания. Скорее из-за инстинкта выживания, чем по злому умыслу, мятежники препятствуют транспортировке пшеницы из определенной сельскохозяйственной провинции в другие провинции с более высокой покупательной способностью.

Жертвами обычно были торговцы или фермеры, но чаще, как показала Синтия Бутон, они были прямыми представителями власти. Беспорядки часто были направлены против мельников-спекулянтов или против советников парламента, как это было в тот день, 18 апреля, в Дижоне. 27 апреля движение охватило великие возделанные равнины, сначала Западную Бургундию, затем, постепенно, Бовези и, наконец, Бос и Бри. Повстанцы были перед Версалем 2 и 3 мая; толпа разграбила пекарни Парижа. Людовик XVI казался встревоженным, потому что некоторые лозунги и пасквили касались его двора. На самом деле разрушения были очень ограниченными; основными целями были лодки, перевозившие пшеницу, которые были потоплены.

Возвращение к порядку[править]

Порядок был восстановлен парой правительственных действий:

  • Репрессии, вызванные вмешательством 25 000 солдат, 162 арестами и повешением двух участников беспорядков (28-летнего изготовителя париков и его 16-летнего товарища, которые были казнены в качестве примеров на Гревской площади).
  • Помощь населению путем организации поставок продовольствия в нуждающиеся провинции, а также обязательства, возлагаемые на владельцев поставок, продавать свой продукт по фиксированной цене. Король направил все большее число посланий крестьянским массам, в частности, посредством проповедей духовенства.

Потребовалось пять месяцев, чтобы окончательно положить конец беспорядкам, но большинство проблем было устранено к 11 мая 1775 года.

Политическая и социальная критика[править]

  • Страх перед голодом стал постоянным страхом для низших слоев Третьего сословия, и слухи о «Голодном пакте», чтобы заморить голодом бедных, все еще были распространены, и им охотно верили. Простые слухи о нехватке продовольствия привели к восстаниям в Ревейоне в апреле 1789 года. Слухи о заговоре, целью которого было уничтожить посевы пшеницы, чтобы уморить население голодом, вызвали Большой страх летом 1789 года. Голод и отчаяние парижанок также послужили первоначальным толчком к женскому маршу на Версаль в октябре 1789 года. Они хотели не просто одного блюда, а уверенности в том, что хлеба снова будет много и дешево.
  • В сфере политики ее исход вызвал фундаментальные изменения в правительстве и изменение королевской политики. Тюрго призвал и добился от имени Людовика XVI отставки генерал-лейтенанта полиции Жан-Шарля-Пьера Ленуара.
  • Несколько клеветнических заявлений, очень локализованных по происхождению, обвиняли самого короля: можно было бы найти нападки на «кровь Бурбонов», но эти писания были делом рук образованного населения и ученых перьев. Для каплана это событие ознаменовало растущее разочарование народа в короле, шаг к разрыву священной связи между королем и его подданными.
  • Однако бунтовщики проявили парадоксальную природу, проявив черты экономической морали, выявленные историками Э. П. Томпсоном и Чарльзом Тилли: с одной стороны, требование вернуться к королевскому патернализму, и в то же время критика правительственной политики. Две противоположные логики: одна, которая подчиняется законам собственности, и другая, которая подчиняется морали. Бунтовщики бросили вызов государственной власти и потребовали восстановления справедливого ценообразования. Не имея ответа, установите практику правил внутреннего порядка: регулирующая власть.
  • Наконец, эти бунтовщики были признаком стремления к продовольственной справедливости и перераспределению, основанного на сильном требовании регулирования и надзора. Бунтовщиков за хлеб также можно сравнить с жакериями, в том смысле, что их не учили противостоять политической власти, они делали это не для того, чтобы узурпировать власть, но они подчинялись общественной дисциплине. Доступ к зерну и справедливое ценообразование на хлеб стали всеобщими правами.
  • На социальном уровне источники засвидетельствовали рост социальной напряженности и социальной поляризации: небольшая группа элитных богатых фермеров выступала против массы все более бедных фермеров. Крестьян, описываемых некоторыми источниками как повстанцев, сопровождали деревенские чиновники (которые иногда были вынуждены) и приходские священники, как в Нормандии.

Поэтому целями бунтовщиков были те люди, которые были свободны от общинной дисциплины: фермеры и владельцы крупных ферм в Парижском бассейне; в меньшей степени, городская буржуазия; иногда знатные землевладельцы или священнослужители и фермеры, которые имели статус в феодальной системе, такие как Жак-Пьер де Эрикур, фермер из Каньи, в Бри, лорд Чесани.

  • Проблемы вокруг пшеницы и социальные проблемы продемонстрировали структурную слабость экономики королевства, но они также возвестили о появлении новой риторики, направленной против истеблишмента.

В культуре[править]

  • Исторический роман Жана-Франсуа Паро «Кровь пекаря» (англ. название: «The Baker’s Blood») посвящен событиям в Париже во время Мучной войны.

Примечания[править]

Литература[править]

  • Bouton, Cynthia The Flour War: Gender, Class, and Community in Late Ancien Régime French Society. — ‎ Penn State University Press, 1994. — 336 p. — ISBN 978-0271028873.
  • Cynthia A. Bouton Gendered Behavior in Subsistence Riots: The French Flour War of 1775 (англ.) // Journal of Social History. — Oxford University Press, 1990. — В. 4. — Vol. 23. — С. 735-754.

Ссылки[править]

  • Mark, Harrison W. Flour War (англ.). World History Encyclopedia. Проверено 5 марта 2023.