Ольга Григорьевна Шатуновская
Ольга Григорьевна Шатуновская
- Место рождения
- Баку, Российская империя
- Партия
- ВКП(б)
- Род деятельности
- член комитета партийного контроля при ЦК КПСС, активный участник реабилитации репрессированных
Награды и премии
Ольга Григорьевна Шатуновская — политдеятельница.
Биографические сведения[править]
По своему происхождению еврейка, дочь юриста.
С января 1916 — член РСДРП.
В 1917 закончила Мариинскую женскую гимназию.
После Февральской революции трудилась в редакции газеты «Бакинский рабочий».
В 1918 вступила в боевую дружину большевиков, летом стала личным секретарём Степана Шаумяна, посещала турецкий фронт (Баладжары):
В дни Бакинской коммуны заведовала бюро печати Бакинского совнаркома, была секретарем руководителя Бакинского совнаркома Шаумяна. В 1918—1920 годах на подпольной работе в Закавказье.
Подружилась с А.И. Микояном, однако отказалась выходить за него замуж.
В 1919 — редактор подпольных бакинских газет.
В мае 1920 — секретарь Кавказского бюро союза молодёжи, с мая по сентябрь — секретарь Бакинского комитета комсомола, секретарь райкомов партии в Баку.
В 1924 вышла замуж за партработника Ю.Н. Кутьина (1894-?), у пары впоследствии родилось трое детей (двое сыновей и дочь).
С 1925 — секретарь райкома, член Бакинского комитета партии.
В 1926—1927 — секретарь райкома в Баку. Вела борьбу с троцкистской оппозицией.
В 1929 закончила курсы марксизма-ленинизма, была на партработе в Москве: замзаведующего и заворготделом МГК ВКП(б), секретарь парткома аппарата МГК ВКП(б), парторг шахт Московской области, член ЦКК ВКП(б).
В 1931—1934 трудилась завсектором топлива и энергетики в МКП.
В 1935 — зав промышленно-транспортным отделом Калининского обкома.
В том же году пережила выкидыш.
В 1935–1937 — и.о. завотделом руководящих партийных органов МК, член МК.
5 ноября 1937 арестована по обвинению в троцкистской контрреволюционной деятельности. Муж отделался исключением из партии и увольнением, впоследствии, в 1946, Шатуновская узнала о новой жене Кутьина и рождении ребёнка в его втором браке.
8 мая 1938 — приговор Особого совещания при НКВД — 8 лет ИТЛ.
В 1949, в заключении познакомилась с М.А. Богдановым, который стал её новым фактическим мужем.
В 1954 реабилитирована, восстановлена в компартии.
В 1956—1962 — член КПК при ЦК КПСС, занималась реабилитацией, в 1960 трудилась в составе «Комиссии Шверника», созданной Президиумом ЦК КПСС для расследования процессов 30-х:
Результаты работы О.Г. Шатуновской в КПК составляют 64 тома, которые содержат расследование и дезавуирование процессов Зиновьева – Каменева, Пятакова – Радека, Сокольникова, Бухарина – Рыкова, Тухачевского; материалы об организации Сталиным убийства Кирова и Орджоникидзе; о разгроме Сталиным Коминтерна, о приходе Гитлера к власти на плечах Сталина,о фальсификации улик Катынских расстрелов, о 19 840 тысячах репрессированных за 1935–1941 гг., из них 7 миллионов расстреляны, и лишь 180 тысяч вышли на свободу, остальные погибли в лагерях[1].
Её попытки восстановить честное имя Льва Троцкого были пресечены властями.
Разоблачение врага народа Сталина[править]
Наиболее известна тем, что вскрыла антипартийную деятельность Сталина, который, как она доказала, был старым агентом царской охранки:
В начале 37-го года начальнику НКВД Украины Балицкому одним из сотрудников было доставлено обнаруженное в архивах царской охраны досье И.В.Джугашвили-Сталина, агента охранки. Балицкий сообщил об этом Косиору и Якиру. Было решено, что убрать Сталина можно только с помощью Красной армии, так как в его руках был аппарат НКВД. Велась подготовительная работа с руководителями Генштаба и начальниками военных округов. Однако об этом узнал Сталин. И тогда молниеносными ударами были захвачены все руководители Генштаба и военных округов. Их свозили на Лубянку и немедленно расстреливали без суда и следствия. Протоколы якобы проводившегося процесса военных руководителей (Тухачевского и других) были сфабрикованы уже после их казни. Всех вынужденно подписавших эти протоколы членов правительственной комиссии позднее ждала та же участь. Так провокатор Сталин защищался от разоблачения, чтобы сохранить за собою трон. Эти сведения опубликованы во втором посмертном издании книги А.Орлова, вышедшей в США[2].
В частности, она свидетельствовала о таких словах Шаумяна:
Товарищ Степан сказал: «Сталин мне никогда ничем не поможет. Наоборот, он сделает все, чтобы погубить меня и вместе со мной дело Бакинской Коммуны. Причина в том, что мне доподлинно известно - он является провокатором. В 1908 году я скрывался на одной квартире от преследований жандармов, искавших меня. Это место было известно только Сталину и никому другому. Тем не менее, жандармы явились и арестовали меня.»
Однако, Никита Хрущев из политических соображений отказался официально осудить Сталина:
В 1962 году Ольга Григорьевна Шатуновская, будучи членом КПК и комиссии по реабилитации жертв культа личности, поставила перед ЦК КПСС вопрос об обнародовании материалов о Сталине как агенте царской Охранки. Хрущёв сказал, что сделать это невозможно. „Выходит, что страной более 30 лет руководил агент царской Охранки, хотя за границей и пишут об этом“.
Труды[править]
См. также[править]
Источники[править]
- Родившиеся 1 марта
- Родившиеся в 1901 году
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся в Баку
- Умершие 23 ноября
- Умершие в 1990 году
- Умершие в Москве
- Кавалеры ордена Ленина
- Кавалеры ордена Трудового Красного Знамени
- Большевики
- Революционеры Азербайджана
- Члены Центральной контрольной комиссии ВКП(б)
- Члены Центральной контрольной комиссии КПСС
- Реабилитированные в СССР
- Революционерки Российской империи
- Похороненные на Введенском кладбище
- Репрессированные в СССР
- Женщины-политики
- Евреи в Азербайджане
- Евреи в СССР