Циклопедия скорбит по жертвам террористического акта в Крокус-Сити (Красногорск, МО)

Смена парадигм

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Предложенная Томасом Куном иллюстрация смены парадигм — есть некоторый факт — рисунок, который может интерпретироваться в зависимости от принимаемой парадигмы (которая обуславливается абсолютно внешними к данному факту сущностями) как утка или как кролик
Гордон — Диалоги (№ 334). Структура научных революций

«Смена парадигм» — философское понятие и соответствующая концепция, которая описывает принципы изменения той или иной системы суждений — конкретной парадигмы в научном сообществе.

Слово является устойчивым неверным переводом английского термина paradigm shift: парадигматический сдвиг, изменение (не обязательно смена) парадигмы.

Концепция описывает основные предпосылки восприятия и интерпретации фактов в рамках господствующей идеологии и теории в науке. Понятие впервые введено Томасом Куном в книге «Структура научных революций» (1962). Впоследствии термин стал широко применяться и в отношении других сфер человеческого опыта, для описания схожих ситуаций.

Определение парадигмы[править]

Обычно в философии парадигма определяется как совокупность явных и неявных (и часто не осознаваемых) предпосылок, определяющих научные исследования и признанных на данном этапе развития науки. В современном варианте понятие, было введено физиком и историком науки американцем Томасом Куном. Он также выделил 4 этапа развития научной дисциплины через определение парадигмы:

  1. допарадигмальный (предшествующий установлению парадигмы);
  2. господства парадигмы (так называемая «нормальная наука»);
  3. кризис нормальной науки;
  4. научной революции, заключающейся в смене парадигмы, переходе от одной к другой.

По этой теории парадигма объединяет представителей научного сообщества, в свою очередь научное сообщество состоит из людей, которые являются носителями и признают определенную парадигму. Это взаимное обуславливание научного сообщества парадигмой, а парадигмой — научного сообщества, придаёт парадигме некоторую инертность, которая служит дальнейшему господствованию определённых взглядов, несмотря на существование фактов, которые уже не могут быть объяснены в рамках данной парадигмы. С другой стороны, это позволяет установившейся парадигме не быть сменённой преждевременно. Предполагается, что то, что представляется разумным и правдоподобным большинству из научного сообщества, может быть верным, и с учётом этого производится обучение и воспитание последующего поколения членов научного сообщества.

Смена парадигм по Томасу Куну[править]

Может происходить эволюционно и революционно. Эволюционное изменение — это постепенная смена носителей парадигмы — самих учёных, которые являются приверженцами господствующей парадигмы. По словам самого Куна:

Новая научная истина не достигает триумфа путём убеждения своих оппонентов и их просветления, но это, скорее, происходит оттого, что её оппоненты в конце концов умирают и вырастает новое поколение, с ней знакомое.

С другой стороны, иногда происходит уникальное событие, быстрое появление новой, до того неизвестной теории, которая быстро овладевает научными умами и в корне меняет представление о науке — такие примеры есть в физике: появление квантовой механики, общей и специальной теорий относительности; в биологии — изложение Чарльзом Дарвином теории эволюции и естественного отбора.

Примерами тезиса смены парадигмы путём смены её носителей может служить становление геометрии Римана-Лобачевского. Геометрия завоёвывала признание постепенно, одновременно её «открывали» Януш Бойяи, Карл Фридрих Гаусс (по его утверждениям даже ранее Бойяи), Николай Иванович Лобачевский, Георг Фридрих Бернхард Риман. Если Януш Бойяи не получил признания как создатель неевклидовой геометрии, и с этим связана глубокая личная трагедия жизни математика, то Гаусс (который оценивал работы и Бойяи, и Лобачевского) откровенно остерегался изложить свои мысли по данному вопросу (это известно из его переписки и его дневника). Идеи Николая Лобачевского первоначально были приняты научным сообществом враждебно, но затем были признаны, идеи Римана о возможности неевклидовой геометрии на поверхностях с постоянной положительной гауссовой кривизной были восприняты относительно спокойно, так как математическое сообщество уже было «подготовлено» для восприятия этих идей.

См. также[править]

Литература[править]