Стихотворения А. К. Толстого

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Стихотворе́ния Але́ксея Константи́новича Толсто́го ― творческое наследие русского поэта и писателя XIX века Алексея Константиновича Толстого (1817—1875).

(Первый сборник стихов) Стихотворения графа А. К. Толстого. СПб.: Печатано в типографии Морского министерства, 1867

Общая характеристика[править]

А. К. Толстого считают представителем «чистого искусства», однако, в отличие от других представителей эстетического направления, он часто касался в своём творчестве вопросов истории и политики. Он не примыкал ни к консервативному, ни к либеральному лагерю и вёл полемику с теми и с другими[1].

Основной объект внимания в лирике А. К. Толстого — внутренний мира человека, его глубинные переживания[2].

Характерная черта лирики А. К. Толстого — недосказанность. Поэт сознательно недоговаривает мысль, оставляя читателю простор для воображения («По гребле неровной и тряской», «Земля цвела» и пр.).

Юмористические и сатирические произведения составляют важную часть его поэтического наследия[3].

Периодизация[править]

Основные образы, темы и мотивы[править]

Тема поэта и поэзии[править]

Свои взгляды на искусство поэт излагает в стихотворении «Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель...»:

Тщетно, художник, ты мнишь, что творений своих ты создатель!
Вечно носились они над землёю, незримые оку.
…Но передаст их лишь тот, кто умеет и видеть и слышать,
Кто, уловив лишь рисунка черту, лишь созвучье, лишь слово,
Целое с ним вовлекает созданье в наш мир удивлённый.

Поэт выводит из вечности в земной миг звуки, подслушанные им «в беспредельном пространстве». Акт творчества А. К. Толстой описывает как способ восстановления гармонии между временным и вечным, он сродни божественному творению[1]. Источник любого искусства, в частности поэзии, А. К. Толстой видел не во внешнем мире и не в душе поэта, а в мире вечных идей. Он верил, что назначение поэзии состоит не в том, чтобы приносить людям пользу, а в том, чтобы приобщать их к красоте, что само по себе возвышает и повышает нравственность. Он не приемлет входящее в моду прагматическое понимание искусства. В балладе «Порой весёлой мая» (1871) он в сатирической форме описывает прагматические взгляды своего времени:

И взор ее он встретил,
И стан ей обнял гибкой.
— О, милая! — ответил
Со страстною улыбкой:
— Здесь рай с тобою сущий!
Воистину всё лепо[4]!
Но этот сад цветущий
Засеют скоро репой!

Прекрасному в его художественном мире противостоит обыденное, порочный светский мир. Лирический герой порой предстаёт как воин с «добрым мечом», противостоящий злу («За правду я бы рад поднять свой добрый меч», «Господь меня готовил к бою, / Любовь и гнев вложил мне в грудь, / И мне десницею святою / Он указал правдивый путь…»)[3].

Любовная лирика[править]

В начале творческого пути А. К. Толстой в драматической поэме «Дон Жуан» обращается к одному из вечных образов в литературе. Его Дон Жуан — истинный рыцарь любви, которому любовь позволяет познать «чудесный строй законов бытия, явлений всех сокрытое начало».

Любовь для А. К. Толстого — основа жизни и высшее проявление прекрасного. В стихотворении 1852 года «Меня во мраке и пыли...» обычный человек перерождается в поэта (подобного пушкинскому «Пророку»), благодаря любви, обладающей неземной силой:

Меня, во мраке и пыли
Досель влачившего оковы,
Любови крылья вознесли
В отчизну пламени и слова;
И просветлел мой тёмный взор,
И стал мне виден мир незримый.
И слышит ухо с этих пор,
Что для других неуловимо...

Любовь к женщине, по Толстому, — одно из проявлений этой силы.

Любовь — одна из ключевых тем в лирике А. К. Толстого. Несколько стихотворных циклов посвящены супруге поэта — С. А. Миллер (Толстой). В них входят стихотворения «Средь шумного бала, случайно...», «Не верь мне друг», «Колышется море», «Что ты голову склонила», «Когда крутом безмолвен лес», «Не ветер, вея с высоты», «Слеза дрожит» и другие. Поэт выражает свои чувства одновременно просто и утончённо. И. Г. Ямпольский отмечал, что любовные переживания А. К. Толстой часто описывает словами «печаль», «грусть», «тоска» и т. п. Однако в стихах о любви, стилизованных под фольклор, любовь пронизана страстью и ощущением свободы, безрассудной удали («Коль любить, так без рассудку», «Ты не спрашивай, не распытывай» и пр.)[3].

Пейзажная лирика[править]

Прекрасное проявляется для поэта не только в любви, но и в картинах природы. Природный мир предстаёт в его стихах в зримых образах, звуках и запахах («Снова веет воли дикой / На него простор, / И смолой и земляникой / Пахнет тёмный бор»).

В пейзажные стихотворения (особенно часто в 1840—1850-е годы) А. К. Толстой вплетает размышления об истории или о философских вопросах. Например, в стихотворении« Колокольчики мои» созерцание колокольчиков, гибнущих под копытами коня, приводит героя сначала к размышлению о непредсказуемости человеческой судьбы («Чем окончится наш бег? / Радостью ль? кручиной? / Знать не может человек — / Знает бог единый!»), а потом о судьбе славянских народов.

В поздней пейзажной лирике картины природы предстают как самоценные. Они реалистичны и будничны, лишены декоративной яркости:

Сквозит на зареве темнеющих небес
И мелким предо мной рисуется узором
В весенние листы едва одетый лес,
На луг болотистый спускаясь косогором.
И глушь и тишина. Лишь сонные дрозды
Как нехотя своё доканчивают пенье;
От луга всходит пар… («На тяге»)

Иногда в пейзажной лирике А. К. Толстого звучат балладные мотивы. Например, в стихотворении «Бор сосновый в стране одинокой стоит» лес изображается как таинственный, ночной, погружённый в туман, навевающий герою мысли о старине[3].

Образ Козьмы Пруткова[править]

Алексей Жемчужников так охарактеризовал созданный совместно с Алексеем Толстым литературный образ Козьмы Пруткова:

Будучи очень ограниченным, он даёт советы мудрости. Не будучи поэтом, он пишет стихи. Без образования и без понимания положения России он пишет «прожекты»… Он воспитанник той эпохи, когда всякий, без малейшей подготовки, брал на себя всевозможные обязанности, если начальство на него их налагало <…> Мы всем этим вдохновились художнически и создали Пруткова.

Среди известных произведений Пруткова, написанных А. К. Толстым, «Письмо из Коринфа», «К моему портрету», «Эпиграмма № 1», «Юнкер Шмидт» и пр. В них поэт затрагивает социально-политические проблемы николаевской эпохи, а также литературные. Кроме того, он пишет пародии на поэтов, в частности на А. Майкова. В сатирических произведениях он осмеивал всё, что, по его мнению, шло вразрез с его идеалами красоты, свободы и любви. Объектами его сатиры становились представители и демократического лагеря («Порой весёлой мая», «Боюсь людей передовых», «Поток-богатырь» и пр.), и правительственных кругов («Сон Попова», где высмеивается русская бюрократия, III отделение и пр.)[3].

Исторические темы в балладах[править]

Идеальной эпохой русской истории А. К. Толстой считал домонгольский период, в котором он ценил проявления нравственной свободы и справедливого правления. Древнюю Русь домонгольского периода поэт представлял европейской державой, родственной другим европейскими странам («Песнь о Гаральде и Ярославне»). Он противопоставлял идеал русской христианской монархии азиатскому деспотизму, проявившемуся в «московский период» русской истории, к которому поэт относился крайне негативно.

На ранние баллады А. К. Толстого большое влияние оказали баллады М. Ю. Лермонтова. В «Василии Шибанове» поэт обратился к значимой для него эпохе Ивана Грозного. А. К. Толстой поражался не столько деспотизму Грозного, сколько обществу, которое принимало его без протеста.

Баллада имеет реальную историческую основу. Шибанова А. К. Толстой изобразил как мужественного идеального героя, выразителя народной правды. В балладе «Князь Михайло Репнин» деспотизму царя и опричников противостоит герой-аристократ.

В 1860—1870-е годы А. К. Толстой писал баллады на исторические сюжеты времён Новгородской и Киевской Руси. В балладе 1867 года «Змей Тугарин» Змей Тугарин, приняв облик поэта, пророчит ужасы монголо-татарского ига, но ему не верят. По словам А. К. Толстого, на основе сюжета из времён правления князя Владимира он показывает проблемы современности[3].

Примечания[править]

  1. 1,0 1,1 Кожуховская, 2012
  2. Солодкова, 2012
  3. 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 3,5 Глава 10. А. К. Толстой // История русской литературы XIX века. В 3 ч. Ч. 3 (1870—1890 годы) : учеб. для студентов вузов / под ред. В. И. Коровина. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2005. — С. 175—188. — 543 с. — (Учебник для вузов). — ISBN 5-691-01408-0.
  4. Лепо (устар.) — красиво, отлично.

Литература[править]

Ссылки[править]

Рувики

Одним из источников, использованных при создании данной статьи, является статья из википроекта «Рувики» («ruwiki.ru») под названием «Стихотворения А. К. Толстого», расположенная по адресу:

Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC-BY-SA 4.0 и более поздних версий.

Всем участникам Рувики предлагается прочитать материал «Почему Циклопедия?».