Эвакуация европейских евреев через СССР

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Эвакуация европейских евреев через СССР — операция спецслужб нескольких стран по созданию транзитного коридора для транспортировки европейских евреев в Палестину, Латинскую Америку и Китай через территорию СССР, благодаря которой были спасены несколько тысяч человек, большая часть из которых оказалась впоследствии в Шанхайском гетто.

Общая информация[править]

Со стороны Германии операцию курировало гестапо, со стороны СССР Народные комиссариаты внутренних дел, иностранных дел и внешней торговли, к операции также были подключены спецслужбы и дипломатические представители Японии, Греции, Турции, Литвы, Латвии.

Консул Японии в Литве Тиунэ Сугихара, выдавший около 6000 транзитных виз евреям Польши и Литвы, причислен в Израиле к Праведникам мира.

Операция продолжалась два с половиной года и ею были охвачены состоятельные евреи из Германии, затем Чехословакии и Польши[1].

Преследование[править]

С момента назначения Гитлера рейхсканцлером Германии (30 января 1933 года) «евреи превратились в граждан второго сорта; но по большей части не путем террора, а за счёт более чем явного отчуждения окружающих», — отметила в книге «Банальность зла» историк и философ Ханна Арендт[2].

27 августа 1933 года рейхсминистерство экономики выпустило циркуляр, разрешающий эмигрантам вывозить капитал, если средства будут вложены в немецкие экспортные товары. Было подписано также Соглашение Хаваара, которое было в силе до 1939 года и обеспечило Третьему рейху доход в размере 100 миллионов марок[3].

В мае 1934 года группенфюрер СС Гейдрих написал: «Следует лишить евреев средств к существованию. Германия должна стать для них страной без будущего. Если старшему поколению ещё можно разрешить упокоиться здесь с миром, то молодым людям — нет, их следует побуждать к эмиграции. Мы не только отберём деньги у богатых евреев, пожелавших эмигрировать. Заплатив за себя и определённую сумму в валюте за евреев бедных, они дадут возможность уехать и беднякам».

Нюрнбергские расовые законы от 15 сентября 1935 года предписывали до 1 декабря уволить евреев — госчиновников и офицеров, и запрещали арийцам под угрозой ареста вступать в связь с еврейками, а евреям с немками.

До «Хрустальной ночи» 9 ноября 1938 года Германию покинули около 400 тысяч евреев из 600 тысяч. Прочих на совещании 11 ноября Геринг потребовал «полностью удалить из сферы хозяйства». Для евреев был установлен опознавательный знак в виде «звезды Давида» на одежде, им запретили учиться в государственных школах и университетах, лечиться в государственных больницах, посещать пляжи и курорты.

После аншлюса Австрии в марте 1938 года заложниками нацистов оказались дополнительно 150 тысяч австрийских евреев. Откомандированному в Вену обер-штурмфюреру отдела по делам евреев берлинского гестапо Адольфу Эйхману поставили задачу «максимально ускорить процесс оформления выездных документов, вытянув у отъезжающих как можно больше денег»[2].

Пути эвакуации[править]

Чтобы обеспечить выезд евреев, требовалось найти пункты назначения для отправляемых людей. 32 страны мира, собравшись по предложению США на Эвианской конференции, признали необходимость предоставить евреям убежище, однако в практической помощи отказали[1].

Англия, закрыв иммиграцию к себе, через полпреда СССР в Лондоне Майского предложила Сталину принять еврейских беженцев. Советское руководство ответило: «Нужно сказать англичанам, что по Конституции мы можем предоставить право убежища лишь иностранцам, „преследуемым за защиту интересов трудящихся, или научную деятельность, или национально-освободительную борьбу“, что в силу этого мы можем принять только людей науки из немецких евреев. И. Сталин. В. Молотов»[1].

Поскольку 32 страны Эвианской конференции во въезде евреям отказали, эвакуироваться им оставалось в Латинскую Америку и в Палестину. Ещё один маршрут созрел в голове голландского бизнесмена, представителя компании Philips и по совместительству консула Нидерландов в Литве с 1939 года Яна Звартендейка, который начал выдавать евреям свидетельства для въезда в голландскую колонию Кюрасао на нидерландских Антильских островах в Карибском море[1].

Маньчжурия и Китай[править]

С ноября 1938 г. европейские еврейские беженцы стали прибывать на Дальний Восток с целью попасть в китайский Шанхай, для въезда в который не нужны были визы. Оккупировавшая Маньчжурию, а затем Шанхай и другие города Япония не устраивала гонений на евреев, при этом беженцы могли опираться на имевшиеся в Шанхае сефардскую и ашкеназийскую общины, а в Харбине - на Национальный совет еврейских общин Дальнего Востока во главе с А.И. Кауфманом. На совещании в декабре 1938 г. японское правительство решило применять беженцам из Европы иммиграционные правила, общие для всех иностранцев[4].

После нападения Германии на Польшу 1 сентября 1939 г. путь через территорию СССР на Дальний Восток остался для еврейских беженцев единственным спасением. Некоторые планировали через Японию или Китай выехать в США, однако американские иммиграционные квоты были жесткими[4].

Германские евреи: маршрут на Японию[править]

Советские дипломаты согласились пропускать людей с псевдовизами для въезда в голландскую колонию Кюрасао на нидерландских Антильских островах через СССР, но только при условии, что они получат и японскую транзитную визу, так как на Дальнем Востоке они могли выехать из СССР только через Японию. Японские транзитные визы выдавал в Литве консул Тиунэ Сугихара[5].

Партнёрами по организации транспортировки выступали с советской стороны «Интурист» (переданный для этого из ведения НКВД в Наркомат внешней торговли), с германской — Центральноевропейское туристическое агентство (Mitteleuropäisches Reisebüro — МЕR), курировавшееся гестапо. Японским партнёром был контрагент «Интуриста» Japan Tourist bureau.

Был ещё один участник операции в Чехословакии — туристическое агентство «Травема», однако оно проработало недолго: с сентября 1938 года, когда состоялся «Мюнхенский сговор», до марта 1939 года, когда Чехословакия была полностью оккупирована Третьим рейхом. Оплата провоза беженцев проводилась через нью-йоркский Чейз-банк и лондонский Сити.

МЕR организовывало перевозки по системе «всё включено» в рамках программы Kraft durch Freude («Сила через радость»). По пути следования людям предлагалось трёхразовое питание и комфортабельные вагоны. «Интурист» получал за это валютную выручку[1].

26 апреля 1939 года глава «Интуриста» Коршунов направил телеграмму представителю в Токио Ионину: «Необходимо развернуть работу немедленно, не теряя буквально ни одного часа». Первоначальным планом предусматривалась транспортировка 1700 беженцев, что обеспечивало «Интуристу» доход в размере полумиллиона валютных рублей или британских фунтов, в которых вели расчёты японские партнеры, принимая рубль к фунту в соотношении 1:1[1].

Следовавшие через СССР в Японию евреи во время войны в основном переправились в Китай и задержались в Шанхае, где таким образом проживало около 30 тысяч беженцев[1].

Транзит польских евреев[править]

После начала Второй мировой войны в сентябре 1939 года в СССР хлынул поток состоятельных польских евреев, желавших попасть через СССР в Палестину, а также выехать в США через Японию или Китай, хотя американские иммиграционные квоты были весьма жесткими; кто-то надеялся устроиться в Шанхае[4]. Эти планы «Интурист» начал прорабатывать в декабре[4].

НКИД СССР рассмотрел вопрос о возможности транзитного проезда еврейских беженцев из Польши и Прибалтики через советскую территорию. Советская сторона дала согласие на пропуск нескольких тысяч беженцев[4].

Первоначально планировалась «пробная группа» — три тысячи человек. Их перевозка могла принести около 900 тысяч валютных рублей. Группы формировались в основном в Вильно — на территориях, аннексированных Литовской республикой у Польши по пакту Молотова-Риббентропа.

В «транзитной операции» были заинтересованы литовские (а впоследствии и латвийские) власти, а контакты с властями Великобритании, которые должны были разрешить въезд на подконтрольную им территорию Палестины, и сионистскими лидерами обеспечивал советский посол в Лондоне Иван Майский[1]. Вне квот в Палестине Великобритания разрешила принимать иммигрантов, оплативших денежный взнос от 1000 фунтов стерлингов и получивших на этом основании «сертификат капиталистов» (нем. Kapitalisten-Zertifikate).

21 апреля 1940 г. нарком иностранных дел В.М. Молотов получил докладную своего заместителя B.Г. Деканозова: «Учитывая, что НКВД в принципе не возражает против организации транзита указанных евреев через СССР, что этот вопрос несколько раз ставился не только самими транзитниками и "Интуристом", но и по инициативе иностранных правительств, и, наконец, что при существующей ситуации транзит через СССР является не только кратчайшим, но и наиболее безопасным путем следования в Палестину, я полагал бы возможным разрешить "Интуристу" принять на себя организацию транзита евреев в Палестину через СССР...»[4].

Советская сторона начала прорабатывать греческое и турецкое направления, в том числе морское (через Стамбул) и сухопутное (через Закавказье). Записка наркому путей сообщения Лазарю Кагановичу от 26 мая 1940 года содержит просьбу литовского правительства в НКИД разрешить транзит из Вильно в Палестину около пяти тысяч еврейских беженцев, среди которых оказалась переехавшая в полном составе из местечка Мир в Гродненской области крупнейшая в мире иешива, за которую ходатайствовали даже английские власти и главный раввин Палестины Ицхак Халеви Герцог. Мирская иешива была переправлена по Транссибу во Владивосток и далее в Кобе, во время войны находилась в Шанхае, а в итоге превратилась в крупнейший мировой центр талмудизма и обосновалась в США (Бруклин, Нью-Йорк) и в Иерусалиме, ставшем столицей Израиля[1].

Осуществить транзит на Палестину было затруднительно ввиду позиции британских властей, еще в 1939 г. резко ограничивших евреям въезд на подмандатную территорию. Иммиграция в Палестину при содействии еврейских организаций продолжалась всю войну, однако СССР в ней не участвовал[4].

К лету 1940 года маршруты на Стамбул через Одессу и на Пирей были закрыты, а японо-маньчжурский коридор снова стал главным: по Транссибу до Владивостока и дальше пароходами до японского порта Цуруга[1].

С расширением военных действий вырваться в безопасные страны стало труднее, количество беженцев. После вступления в войну Италии в июне 1940 г. закрылась пароходная линия «Генуя-Шанхай». Огромной проблемой было получение транзитной визы. В июле 1940 г. газета «Еврейская жизнь» писала, что лица без подданства и оставшиеся в оккупированной Польше не имели права проезда через СССР; через территорию Маньчжоу-Го запрещали ехать получившим разрешение на въезд Международного сеттльмента Шанхая. Больше всего повезло обладатели виз США и стран Латинской Америки, которым выдавали транзитные визы в Европе. В середине июля 1940 г. из 169 человек, проследовавших транзитом через Харбин, 140 направлялись через Иокогаму в Америку[4].

После присоединения Прибалтики к СССР летом 1940 г. все иностранные дипломаты должны были выехать, однако работа японского консульства в Литве была продлена до 5 сентября 1940 г. Японский вице-консул в Каунасе Т. Сугихара спас немало жизней, выдав беженцам визы, обеспечившие им также получение транзитной визы в СССР[4].

Посол Польши в Токио Тадеуш Ромер старался обеспечить своим соотечественникам транзитные визы в Японию, визы для беженцев в Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Бирму, иммиграционные сертификаты в Палестину, иммиграционные визы в США и ряд стран Латинской Америки. В конце концов, 1 ноября 1941 года и он сам прибыл в Шанхай[6].

Польские евреи в СССР[править]

300 тысяч польских евреев остались в СССР. Поскольку они не приняли советского гражданства, в 1940 году они были переселены в Архангельскую область и затем многие из них вступили в польскую армию Андерса, чтобы принять участие в борьбе с нацизмом[7].

См. также[править]

Примечания[править]

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 1,9 Максименков, Леонид Валентинович Еврейский транзит // Коммерсантъ, журнал Огонёк. — 2019. — № 47. — С. 21—24.
  2. 2,0 2,1 Кречетников, Артем. 75 лет начала Холокоста: гаррота и топор (31 июля 2016 года). Проверено 5 марта 2020.
  3. Black, Edwin. Introduction to the 1984 Edition // The Transfer Agreement: The Untold Story of the Secret Agreement between the Third Reich and Jewish Palestine. — NewYork: Macmillan, 1984. — 430 p. — ISBN 0-02-511130-2.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 4,7 4,8 Романова Виктория Валентиновна ДАЛЬНИЙ ВОСТОК И ЕВРОПЕЙСКИЕ ЕВРЕИ В ГОДЫ НАЦИЗМА (1933-1945) // Вестник Томского государственного университета. История. — 2020. — В. 65. — С. 42–50. — ISSN 1998-8613.
  5. Штереншис М. Евреи: история нации. — Герцлия: Исрадон, 2008. — С. 318—319. — 560 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-94467-064-9.
  6. [Krzysztof Kacperek]. «Kanadyjska Fundacja Dziedzictwa Polsko-Żydowskiego — Tadeusza Romera Pomoc Żydom Polskim na Dalekim Wschodzie». Polish-jewish-heritage.org. Retrieved 2011-07-08.
  7. Вдовин А.И СССР. История великой державы (1922–1991 гг.). — "Проспект", 2018-05-25. — 646 с. — ISBN 978-5-392-27548-9.

Литература[править]

Шаблон:Еврейские беженцы от нацизма Шаблон:Массовые перемещения населения (ВМВ)