Анбал Ясин

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Анбал Ясин — ключник князя Андрея Боголюбского[1][2].

Анбал и шурин Андрея, Кучков, были вдохновителями и руководителями заговора против князя. Они убили его в ночь на 29 июня 1174 года. Когда обнаженный труп был выброшен в княжеский сад, Кузмище, один из слуг, оставшийся верным князю, умолял Анбала дать ему, чем прикрыть труп, напоминая тому, что он (Анбал) при вступлении на службу к князю был одет в лохмотья и только благодаря щедрости последнего теперь ходит в бархате. Анбал, в конце концов, исполнил просьбу.

Существует версия о еврейском происхождении Анбала Ясина.

Происхождение Анбала Ясина[править]

Анбал Ясин, вероятно, родом из Осетии, на что указывает прозвище «Ясин», то есть представитель народа «ясы» (что может указывать на алана, осетина или кабардинца). Существует версия о его еврейском происхождении (а также другого слуги при дворе Андрея Боголюбского — Ефрема Моизича.

Эта версия появилась в XIX веке у Сергея Михайловича Соловьева, который идентифицировал Анбала Ясина как еврея или крещеного еврея:

Андрей подражал в этом отношении всем князьям, охотно принимал пришельцев из земель христианских и нехристианских, латинов и православных, любил показывать им свою великолепную церковь Богоматери во Владимире, чтоб иноверцы видели истинное христианство и крестились, и многие из них крестились действительно. В числе этих новокрещенных иноземцев находился один яс, именем Анбал: он пришел к Андрею в самом жалком виде, был принят в княжескую службу, получил место ключника и большую силу во всем доме; в числе приближенных к Андрею находился также какой-то Ефрем Моизич, которого отчество – Моизич, или Моисеевич, указывает на жидовское происхождение. Двое этих-то восточных рабов выставлены летописцем вместе с Кучковичем и зятем его как зачинщики дела.

Версия основывается на том, что Анбал Ясин назван «жидовине», в «Ипатьевской летописи» за 1175 год:

И рече Амбал: «иди прочь, мы хочемь выверечи псом». И рече Кузмище: «о еретиче! уже псом выверечи? помнишь ли, жидовине, в которых порътех пришел бяшеть? Ты ныне в оксамите стоиши, а князь наг лежить; но молютися сверьзи ми что любо»[3].

Версия о «еврейском следе» в убийстве Андрея Боголюбского популярна у ряда современных российских авторов и упоминается у Веры Пановой (утверждает, что «некрещеный еврей Ефрем Моизич добывал князю у евреев-ростовщиков деньги под заклад»), Иоанна Снычева (утверждал, что что евреи решили отомстить князю за активную миссионерско-просветительскую деятельность среди иноверцев), Сергея Голицына (называет Анбала Ясина хазарином), Юрия Кривошеева.

Все эти авторы додумывают написанное в летописях, и исходные первоисточники не содержат их версий. Также критики «еврейской версии» убийства князя указывают, что имя Моисей было распространено в древней Руси и не указывало на еврейское происхождение его носителя. Слова «жидовин» и «еретик», которыми Кузьма называет Анбал, по мнению критиков «еврейской версии» — просто ругательные слова наподобие «вражьего сына», дополнительно намекающие на инородство и (экс-)иноверие Анбала.[4]

См. также[править]

Источники[править]

  1. Анбал Ясин // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  2. Еврейский след в убийстве Андрея Боголюбского
  3. УБИЕНИЕ КНЯЗЯ АНДРЕЯ БОГОЛЮБСКОГО
  4. Ошибка цитирования Неверный тег <ref>; для сносок evglevin не указан текст