Аскут

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Крепость
Аскут
Файл:Sudan Lake Nubia 26jan2003.jpg
Озеро Насер, 2003 год

Аскут (также известный в Древнем Египте как Djer-Setiu/Джер-Сетиу) — древнеегипетская островная крепость эпохи Среднего царства на Ниле, которая была построена с целью охраны границы с Нубией[1]. После завершения строительства Асуанской плотины остров был затоплен озером Насер.

Форт, расположенный в 351 километре к югу от Асуана, был построен Сенусертом III. Его размеры составляли 77 × 87 м[2]. Толщина защитной стены составляла 5,3 м, а бастионы были похожи на шпоры. Сильно укреплённый вход защищал храм и склады, расположенные вдоль гавани[3]. Внутри крепости находились дом командира и казармы[4]. На месте раскопок были найдены керамические изделия, датируемые началом XIII династии[5].

Обзор[править]

Аскут — древнеегипетская крепость, расположенная на острове на Ниле во времена Среднего царства. Её предназначение заключалось в пограничном контроле над Нубией. Она была раскопана Александром Бадави во время кампании, целью которой было сохранение культурных объектов, оказавшихся под угрозой в связи со строительством Асуанской плотины. Крепости, подобные этой, обычно были домом для большой общины, имевшей различное географическое происхождение и этническую принадлежность. Все члены общины выполняли различные роли, однако мужчины обычно доминировали в военной, политической и экономической сферах. Важной частью исследования этого места было понимание социального контекста, связанного с окружающей средой и материальной культурой[6].

Тип исследования[править]

Важным методом при изучении обществ-крепостей является рассмотрение более мелких, а не крупных масштабов.

При исследовании этого объекта используется мультискалярный подход, позволяющий объединить как масштабные действия общества, так и индивидуальные поступки, чтобы максимально приблизиться к реальности этого крепостного общества. Этот метод важен при изучении архитектуры Аскута. Он помог археологам понять изменение от общества, которое было централизованно плановым (общество, в котором центральный орган власти, например правительство, принимает основные экономические решения) и состояло из военных гарнизонов, к более случайной и изменчивой организации, которая была более закрытой и ориентированной на семью. Это помогает археологам увидеть сдвиг, который привёл к появлению постоянных поселений[6].

Демография, пол и этническая принадлежность[править]

Планировка[править]

По мере того как Аскут начал преобразовываться в модель поселения, старые трёхкомнатные казармы, указывающие на военное устройство, начали меняться и индивидуализироваться. Многие этажи и помещения были перестроены, а бытовые помещения стали выглядеть более разнообразно и соответствовать потребностям разных типов семей. Юго-восточная часть этого объекта свидетельствует о том, что эти изменения были осуществлены в период Нового царства, но могли начаться и в конце Среднего царства. Важные участки крепости были оставлены и завалены мусором, например, комплекс зернохранилищ. В Новое царство большая территория Аскута была превращена в фундаментальный дом с центральным двором, окружённым комнатами. От Среднего царства остался только старый барак, и эти изменения могли быть ответной реакцией на важные события, разворачивавшиеся во время Второго переходного периода после периода военных действий, связанных с повторным завоеванием Нижней Нубии. Эта новая организация общины была вызвана желанием иметь удобный доступ к берегу реки[6].

Женщины и дети[править]

Роль женщин и детей была чрезвычайно важна для аскутского общества. Нубийские и египетские женщины очень редко появляются в текстовых записях, и они всегда считаются подчинёнными по отношению к мужчинам общества. Тем не менее, существует множество нубийских кастрюль и блюд, которые свидетельствуют о большой роли и влиянии нубийских женщин на кухню общины, которая становилась всё более важной для нубийской идентичности и доминировала в значительной степени в их социальном окружении[6].

Дети часто недостаточно представлены, потому что их трудно увидеть в археологических записях. Однако в Аскуте такие предметы, как игровые фигурки или керамические кнопки, издающие приятные жужжащие звуки и движения, указывают на существование детей. Фигурки также могли использоваться детьми, однако археологи не уверены в этом, поскольку они также могли использоваться взрослыми в качестве подношений в религиозных ритуалах. В те времена дети были вовлечены во многие виды производственной деятельности в этом сообществе. Что касается гончарных изделий, то некоторые специалисты утверждают, что маленькие, плохо сделанные горшки могут свидетельствовать о том, что они были сделаны детьми. Доказательства этого были получены путём сравнения узоров на горшках с исследованиями детского развития моторики и когнитивного развития. На гончарных изделиях были обнаружены даже отпечатки детских пальцев[6].

Этническая принадлежность[править]

Поскольку крепости обычно строятся на границах или на завоёванных территориях, этническая принадлежность — отличный способ понять больше о специфике местности. В Аскуте этничность изучается как многомерная, ситуативная и пересекающаяся, конструируемая и обсуждаемая, а не как нечто незыблемое и фиксированное. Материальная культура рассматривается в конкретных социальных контекстах, где этническая принадлежность изучается как изменчивая и субъективная. Крепости, такие как Аскут, являются местом максимального взаимодействия, обозначающего различия и важность этнической идентичности как многомасштабной. Сосуды, на которых до обнаружения была обнаружена сажа, указывают на то, что они использовались для приготовления пищи. Некоторые керамические черепки из этих сосудов указывают на разницу в пище, приготовленной в котлах египетского и нубийского стиля[6].

Кладбища дают представление о сложностях этнической принадлежности на этом участке. Кладбище Томбос, расположенное недалеко от Аскута, свидетельствует об этнической динамике, включавшей колонистов и коренных жителей Аскута. Более того, благодаря биоархеологическому анализу археологи могут увидеть появление иммигрантов и смешение с египтянами и нубийцами. В Томбосе исследование изотопов стронция в зубах указывает археологам на происхождение человека и специфические черепно-лицевые пропорции, которые связывают их с египетским, нубийским или смешанным происхождением[6].

Религия[править]

Религиозные практики играли большую роль в жизни людей, живших в крепостном обществе. Большие храмы, которые появляются в Аскуте, отражают веру и практику этого места, однако артефакты, найденные в повседневных домах, лучше передают повседневную религиозную деятельность. Вотивные предметы, найденные в домах, дают представление об эгалитарном понимании религии в Аскуте. Хотя в Аскуте не было храма, финансируемого государством, жители построили небольшую часовню. Внутри было множество признаков религиозной деятельности: высокие подставки, выкрашенные в белый цвет, горелки для благовоний, шарики с благовониями, нож из медного сплава для жертвоприношений, каменный стол для жертвоприношений и алтарь, на котором до сих пор сохранились остатки пищевых подношений[6].

Жители строили домашние святилища и часто находили такие артефакты, как горелки для благовоний, амулеты и статуэтки. Специфическое обугливание на дне некоторых чаш указывает на то, что они использовались специально для сжигания благовоний, и они составляют один процент от общей керамической коллекции в Аскуте. Эти чаши были найдены как в часовне, так и внутри домов. Это может свидетельствовать о сложных религиозных ритуалах, но также может указывать на простые очистительные ритуалы, которые и сегодня практикуются в египетских и нубийских домах. Были найдены некоторые артефакты, указывающие на то, что женщины были в центре некоторых из этих религиозных практик. Женская фигурка в нубийском стиле указывает на определённую веру, сосредоточенную вокруг женщин и плодородия. Все эти религиозные артефакты были ключевой частью нубийской идентичности в домашнем хозяйстве и за его пределами[6].

Находки и ремесленное производство[править]

Переход к более домашней планировке подтверждается находками пробок для банок в большом помещении в южной части участка, которые указывают на крупномасштабное производство пива. Однако в конце Среднего царства это крупное производство переходит в домашние хозяйства в меньших масштабах. Найдены также формы для выпечки хлеба, которые указывают на домашний стиль выпечки для небольших групп, а не на централизованную выпечку в больших масштабах. Местный сбор зерна подтверждается находками таких артефактов, как лезвия серпов, однако они также могли использоваться для изготовления циновок и корзин. Судя по фаунистическим останкам, было одомашнено большое количество крупного рогатого скота и небольшое количество охотничьих животных, таких как газель. Поскольку это место было расположено рядом с рекой, здесь водились моллюски и рыба, что подтверждается находками грузил для рыболовных сетей, которые позволяли тащить их на лодках и собирать рыбу[6].

Ремесленное производство Среднего и Нового царства[править]

Для изготовления инструментов, таких как молоты и наковальни, использовались формы. В южной части городища, рядом с хозяйственными постройками, были обнаружены ящики (керамический или металлический сосуд) и медные отходы. О гончарном деле свидетельствуют фрагменты необожжённых сосудов и головка гончарного круга. Они относятся к формам, характерным как для Среднего, так и для Нового царства. Археологи полагают, что в Аскуте могла существовать мастерская, в которой работали в основном египетские мужчины, поскольку египетские гончары в Аскуте использовали более узкий круг источников глины. С другой стороны, нубийские гончары в основном состояли из женщин и использовали различные наборы глины, что указывает на то, что производство в основном велось в домашних условиях[6].

Примечания[править]

  1. Contributions of the University of California Archaeological Research Facility. — 1999.
  2. Arnold Dieter The Encyclopaedia of Ancient Egyptian Architecture. — I.B.Tauris, 2003. — ISBN 978-1-86064-465-8.
  3. Читать онлайн "Египтяне в Нубии" - Белова Галина Александровна - RuLit - Страница 22. www.rulit.me. Проверено 18 августа 2024.
  4. Smith Stuart Tyson Askut in Nubia: the economics and ideology of Egyptian imperialism in the second millennium B.C.. — Kegan Paul International, 1995. — ISBN 978-0-7103-0500-8.
  5. Actes de la VIIIe Conférence internationale des études nubiennes: Études. — Université Charles de Gaulle-Lille III, 1998.
  6. 6,00 6,01 6,02 6,03 6,04 6,05 6,06 6,07 6,08 6,09 6,10 Smith, Stuart Tyson (2013). The Garrison and Inhabitants: A View from Askut. In The Power of Walls — Fortifications in Ancient Northeastern Africa, edited by Friederike Jesse and Carola Vogel, pp. 269—292. Heinrich-Barth-Institut, Koln.
Рувики

Одним из источников, использованных при создании данной статьи, является статья из википроекта «Рувики» («ruwiki.ru») под названием «Аскут», расположенная по адресу:

Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC-BY-SA 4.0 и более поздних версий.

Всем участникам Рувики предлагается прочитать материал «Почему Циклопедия?».