Бе-Абидан и Бе-Ницрефе

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Бе-Абидан и Бе-Ницрефе (Нацруфе, ני אנידן‎ и נצרפי‎, ני נצרופי‎) — названия двух мест, где, согласно Талмуду, происходили диспуты между евреями и неевреями[1].

Общие сведения[править]

Как пишет ЕЭБЕ, вопрос ο том, где находились эти места, до сих пор не выяснен, как не установлено, представляют ли слова Бе-Абидан и Бе-Ницрефе названия местностей или являются только искаженным обозначением некоторых нееврейских учреждений. Следующие данные могут решить эти вопросы, причем все цитаты имеются в вавилонском Талмуде (в Иерушалми таковых нет).

В правление Адриана еврейские учёные были обязаны посещать Бе-Абидан и Бе-Ницрефе или представлять уважительные причины своего отсутствия[2]. Далее упоминается, что Абба Арика никогда не посещал ни Бе-Абидана, ни Бе-Ницрефе, а его друг и товарищ Самуил, не стесняясь, посещал первый, избегая последнего[3].

Упоминаются также «книги Бе-Абидана» (םפרי דני אנידן‎), причем из контекста ясно видно, что эти произведения такого же рода, что и упоминаемые в том же месте Талмуда םפרי צדוקים‎, представлявшие священные книги иудео-христиан.

Ввиду несомненного факта, что одно и то же место не могло быть дискуссионным центром сначала для палестинцев, а затем, столетием позже, для вавилонцев, возникает следующая дилемма: либо «Бе-Абидан» и «Бе-Ницрефе» служат общим назанием мест, где сходились евреи и неевреи для обсуждения религиозных вопросов, либо Талмуд обозначает этими терминами предметы хотя и родственные друг другу, но не тожественные, и переносит вавилонские условия на палестинскую почву. Jastrow полагает, что «Бе-Абидан» является уничижительным названием для ני וועדא‎ (место собрания), а по мнению Joel’я и Löw’а — для ני אניונא‎ (дом эбионитов) и Бе-Ницрефе — для ני נצדני‎ (дом назареян), так что оба термина обозначают места собрания иудео-христиан. Последнее и ему подобные объяснения опровергаются тем, что Абба Арика и Самуил жили в Вавилонии, в эпоху, когда христиане не пользовались никаким влиянием, а также тем, что талмудические цитаты, в которых упоминаются диспуты, происходившие в Бе-Абидан и Бе-Ницрефе, предполагают не христианских, но языческих диспутантов. Решающим доводом против этого предположения служат тексты[4], где сообщается, что языческие жрецы варили из плодов некоторых деревьев пиво с тем, чтобы пить его в праздничные дни в Бе-Абидан и Бе-Ницрефе: очевидно, что это указание вавилонских амораев может относиться только к их собственной стране.

Можно поэтому предположить с достаточной уверенностью, что Бе-Абидан и Бе-Ницрефе были местности, считавшиеся в Вавилонии в первой половине третьего века — позже они более не упоминаются — центрами интеллектуальной жизни, где евреи и неевреи вели свои религиозные споры. Эти пункты, по-видимому, имели настолько важное значение, что Талмуд применяет общее название «Бе-Абидан» ко всем местам, где происходили диспуты между евреями и неевреями, подобно тому, как мы говорим ο Берлинской или ο Петербургской академиях, не думая при этом ο том, что «Академией» собственно был сад афинянина Академа, где учил Платон. Нужно упомянуть, что астролог, носивший имя Абидаса — греческая транскрипция Абидана[5], — дискутировал с христианами в Персии около 200 года, так что «Бе-Абидан» могло также означать место, где находилась школа Абидана или его последователей. «Бе-Нацрефе», может быть, следует привести в связь с Церифин, названием местности, упоминаемой у арабских географов.

Источники[править]

  1. Бе-Абидан и Бе-Ницрефе // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — СПб., 1908—1913.
  2. Абода Зара, 17б; Шабб., 152а
  3. Шабб., 116а
  4. Эруб., 80а, и Абода Зара, 48а
  5. Епифаний, Haereses, I, 51 изд. Migne, I, 990