Борис и Глеб

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Борис и Глеб (в крещении — Роман и Давид) — сыновья великого князя киевского Владимира Святославича (980—1015), почитаемые как святые.

Реконструкция биографии[править]

Известно, что Борис и Глеб родились от одной матери, о которой в древнерусской летописи указано лишь, что она была болгаркой, однако многие исследователи на основании анализа более поздних памятников приходят к выводу, что это была византийская принцесса Анна, сестра императора Василия II Болгаробойца, на которой князь Владимир женился в конце 980-х годов. Именно византийским происхождению братьев учёные объясняют особое отношение к ним отца, который имел, кроме них, от многочисленных своих жен множество сыновей. Некоторые историки, вслед за С. М. Соловьёвым, предполагают также, что византийская принцесса Анна имела какие-то болгарские корни.

Накануне своей смерти Владимир пригласил Бориса из Ростова (ныне город Ярославской области, Россия), поручив ему организацию военного похода против печенегов. Есть версия, что Владимир хотел сделать Бориса своим преемником на киевском столе. Дальнейшие события на Руси после смерти Владимира подробно освещены в летописях и агиографических (см. агиография) источниках («Сказание и страсти и похвала святым Борису и Глебу» и других). Продолжается дискуссия о времени возникновения и взаимозависимости литературных версий о гибели Бориса и Глеба. Согласно этим памятникам, вскоре после смерти Владимира Борис погиб на реке Альта от рук варягов, которых наслал на него старший единокровный брат Святополк Ярополчич. Через некоторое время убийцы по распоряжению князя Святополка лишают жизни муромского князя Глеба и древлянского князя Святослава. Мстителем за братоубийство выступил новгородский князь Ярослав Мудрый, во время войны с которым Святополк погиб. Немецкая хроника Титмара Мерзебургского и скандинавская «Сага об Эймунде» дают иное изложение версии событий 1015—1017 гг., чем древнерусские памятники, составленные подданными потомков Ярослава Мудрого. Это дало основание некоторым исследователям высказать сомнение в достоверности сведений древнерусских источников по Борису и Глебу, а также роли, которую сыграл в этих событиях Ярослав Мудрый.

Почитание и канонизация[править]

События 1015—1017 гг. стали основанием для возникновения почитания Бориса и Глеба. В литературе существует две версии его возникновения. Одна группа исследователей считает, что канонизация братьев состоялась еще при жизни князя Ярослава Мудрого (1017—1054), причём здесь есть большое расхождение в датировке (от 1020 до 1050 гг.); другие склоняется к мысли, что это событие произошло уже при сыновьях князя — в 1072 году. Есть еще одна версия, по которой сначала почитание памяти братьев возникло как глебо-борисовское, и только в начале XII века, во времена правления князя Владимира Мономаха (в 1115 году отмечалось столетие со дня смерти братьев) произошла трансформация уважения их памяти в борисо-глебскую. Почитание Бориса и Глеба — это уважение защитников Руси. В фольклорной традиции святые Борис и Глеб почитаются прежде всего как покровители труда земледельческого труда, поскольку православная церковь празднует дни памяти братьев 24 июля по старому стилю (День смерти Бориса), 5 сентября старого стиля (День смерти Глеба), 2 и 30 мая по старому стилю (в честь торжеств 1072 и 1115 гг.) — в сезон сельскохозяйственных работ.

Литература[править]

  • Ильин Н. Н., Летописная статья 6523 года и ее источник: Опыт анализа. М., 1957;
  • Поппе А. В., О времени зарождения культа Бориса и Глеба. В кн.: Russia Mediaevalis, t. 1. München, 1973;
  • Дмитриев Л. А., Сказание о Борисе и Глебе. В кн.: Словарь книжников и книжности Древней Руси, вып. 1. Л., 1987;
  • (укр.) Головко О. Б., З історії міжкнязівської війни 1015—1019 рр. на Русі. В кн.: Україна в Центрально-Східній Європі. Студії з історії XI—XVIII століть. К., 2000.