Бухарские походы
Бухарские походы
- Территориальные изменения
- К России отошли обширные области, в том числе Самарканд и Самаркандское бекство, на этих территориях была образована Зеравшанская область
Стороны | |||
---|---|---|---|
Командующие | |||
Буха́рские похо́ды — военные экспедиции Русской императорской армии против Бухарского эмирата. Были предприняты для защиты южных границ Российской империи от набегов кочевников, обеспечения безопасности торговых путей и предотвращения попадания региона в сферу влияния Британской империи. Являлись частью Туркестанских походов[1].
Завершились победой Русской армии и подписанием Шаарского договора (1873), по которому Бухарский эмират фактически стал протекторатом России, а к Туркестанскому генерал-губернаторству были присоединены новые территории, включая Самарканд. Ранее процветавшая в Бухарском эмирате работорговля по инициативе российских властей была запрещена.
Предыстория[править]
→ Российское завоевание Средней Азии
Первые контакты Росccийского государства со среднеазиатскими ханствами относятся к XVI веку. В 1589 году бухарский хан искал торгового союза с Москвой. В XVII—XVIII веках Россия, осваивая Сибирь, на границах с киргизскими степями ограничивалась оборонительными мерами.
К началу XIX века в Средней Азии существовали Хивинское и Кокандское ханства и Бухарский эмират. Среднеазиатские феодальные государства отличались низким уровнем развития экономики и частыми внутренними конфликтами. Широко было распространена работорговля, при этом степные кочевники-туркмены регулярно совершали набеги на Казахские степи и на русские приграничные территории для захвата пленников с целью их дальнейшей продажи в рабство.
Россия активно торговала со Средней Азией, поставляя промышленные товары и закупая транзитные товары из Индии и Афганистана. Однако торговлю осложняли постоянные нападения разбойников на торговые караваны, произвол местных властей и отсутствие официальных договоров. В XIX веке Россия стремилась урегулировать торговлю дипломатическим путём.
Отношения России и Средней Азии в начале XIX века[править]
Не считая набегов туркмен на российское приграничье, отношения России с Бухарой и Хивой в первой половине XIX века были в целом мирными. Кокандское ханство, наоборот, проводило агрессивную политику и продвигалось в Казахскую степь, приближаясь к российским границам. В 1847 году часть казахского Старшего жуза приняла российское подданство, а в 1854 году было основано укрепление Верное (Алма-Ата). После взятия Ак-Мечети (Кызылорды) в 1853 году была создана Сыр-Дарьинская линия укреплений. Кокандские отряды продолжали совершать набеги на казахские земли. В Петербурге обсуждалась необходимость соединения Сибирской и Сыр-Дарьинской линий для укрепления южной границы.
Экспансия Великобритании в Средней Азии[править]
С середины XIX века Великобритания, завершив колониальный захват Индии, продолжила экспансию на север. В 1838 году англичане вторглись в Афганистан, а в 1855 году заключили неравноправный договор с афганским эмиром Дост Мухаммедом, который поставил афганскую внешнюю политику в зависимость от Великобритании.
Английские купцы пытались вытеснить российские товары из Средней Азии, искусственно занижая цены на собственные товары. Великобритания также использовала Османскую империю для идеологической и экономической экспансии, поддерживая антироссийские настроения среди мусульман в Средней Азии в годы Крымской войны (1853—1856). Однако попытки англичан найти поддержку среди казахов и бухарцев не увенчались успехом.
После поражения России в Крымской войне, Министерство иностранных дел Российской империи старалось проводить осторожную политику, чтобы не спровоцировать Великобританию на новый полномасштабный конфликт. Тем не менее, правительство осознавало опасность британской экспансии в Средней Азии, и было вынуждено реагировать на эти вызовы. Потому, используя военные и дипломатические методы, Россия активизировала свою политику в регионе. В 1850-е годы российские войска предприняли походы против Кокандского ханства.
Походы 1866—1867 годов[править]
В середине 1860-х годов начался новый виток русско-бухарского противостояния. Губернаторы Туркестанской области, генералы М. Г. Черняев и Д. И. Романовский, в течение 1866—1867 годов нанесли ряд поражений бухарскому эмиру Музаффару. После того, как русские войска разбили бухарское войско в Ирджарске битве 1866 года, генерал Д. И. Романовский развил успех и штурмом взял Ходжент. Путь в Ферганскую долину для российских войск был открыт[2].
Заняв выгодные стратегические рубежи, Оренбургский генерал-губернатор Н. А. Крыжановский предложил Музаффару подписать мирный договор. После того, как посланник эмира отказался признавать новые территории за Россией, боевые действия были продолжены. Развивая наступление вглубь Бухарского эмирата, русская армия взяла крепости Ура-Тюбе и Джизак. После этого эмир был вынужден возобновить переговоры[2].
Образование Туркестанского генерал-губернаторство[править]
→ Туркестанское генерал-губернаторство
В 1867 году обширные территории в Средней Азии, занятые Русской императорской армией в ходе Туркестанских походов, были присоединены к Российской империи. Из среднеазиатских территорий, ранее входивших в состав Туркестанской области Оренбургского генерал-губернаторства и вновь присоединённых земель было образовано новое Туркестанское генерал-губернаторство в составе двух областей — Сыр-Дарьинской и Семиреченской. Столицей русского Туркестана стал отвоёванный в 1865 году у Кокандского ханства г. Ташкент, первым генерал-губернатором был назначен генерал-адъютант К. П. Кауфман[3].
Манифестом Александра II К. П. Кауфману были дарованы неограниченные полномочия «к решению всяких политических, пограничных и торговых дел… к подписанию трактатов, условий или постановлений, касающихся взаимоотношений России с этими странами»[3]. Фигура Кауфмана и его особые полномочия в Туркестане внушали среднеазиатским правителям и бекам уважение и почтение. От местных жителей он получил прозвище «Ярым Патьша» (узб. yarim podshoh), то есть «полу-царь». Его преемникам на должности такого титула уже не давали[4].
7 (19) ноября 1867 года Кауфман прибыл в Ташкент и начал активную деятельность по устроению жизни в вверенном ему генерал-губернаторстве. Своими главными задачами Кауфман считал организацию мирной жизни на недавно присоединённых территориях, освоение богатств края и развитие торговли. Чтобы заручиться гарантиями мирного сосуществования с соседями, Кауфман направил два письма правителям Кокандского и Хивинского ханств Худояр-хану и Мухаммаду Рахим-хану II. В посланиях Кауфман просил среднеазиатских правителей отказаться от набегов на русские владения, предлагал установить и развивать взаимовыгодные торговые связи. Кокандский хан Худояр пошёл на заключение договора о дружбе с Россией, Хивинский же не удостоил своим вниманием мирные предложения Кауфмана[2].
Что касается отношений с Бухарским эмиратом, ситуация была сложнее. После побед русской армии в походе 1868 года, бухарский хан Муззафар был вынужден вернуться к переговорам с Россией. К тому времени, когда было образовано Туркестанское генерал-губернаторство и К. П. Кауфман получил своё назначение, уже был подготовлен предварительный вариант российско-бухарского соглашения[2].
По проекту договора, переданному Кауфману Н. Крыжановским, российские и бухарские власти обязывались не мешать свободной торговле двух стран, на бухарскую сторону возлагались обязательства по охране русских купцов, при этом суд и расправа над российскими поданными оставались в сфере ответственности российских властей. Бухарский эмир должен был защищать русских купцов, их имущество, а также не препятствовать постройке русских караван-сараев по всей территории Бухарского эмирата. Изучив документ, Кауфман добавил в него пункт о том, что бухарский эмир должен общаться с российским правительством только через туркестанского генерал-губернатора[2]. 14 (27) октября 1967 года Кауфман вручил подписанный договор бухарскому послу вместе с копией грамоты о своём назначении на должность генерал-губернатора[3].
Поход 1868 года[править]
После ряда военных поражений авторитет бухарского эмира Музаффара значительно ослаб. Оппозиция его власти формировалась вокруг сына, Сеида Абдумалика, в то время как исламское духовенство и феодальная элита критиковали эмира за нерешительность. Купеческое сословие, заинтересованное в развитии торговли с Россией, поддерживало заключение мирного соглашения. Воспользовавшись отъездом Музаффара на богомолье, бухарские беки при поддержке духовенства объявили джихад против России.
В апреле 1868 года бухарская армия под командованием Музаффара сосредоточилась на реке Зеравшан, где столкнулась с русским отрядом под началом К. П. Кауфмана. Эмир отверг предложенный мирный договор и потребовал возвращения крепости Джизак. После истечения срока ультиматума 1 (13) мая русские войска форсировали Зеравшан, нанесли поражение бухарской армии и обратили её в бегство.
Занятие Самарканда[править]
→ Присоединение Самарканда к Российской империи
В Самарканде, оставшемся без защиты эмира, наблюдалось противостояние между пророссийской партией, состоявшей из купцов и земледельцев, и фанатичными муллами и феодалами, которые настаивали на необходимости продолжения войны с «неверными». Пророссийская партия, стремившаяся к стабильности и материальной выгоде от российского протектората, одержала вверх. Горожане направили Кауфману просьбу принять город в российское подданство.
Утром 2 мая 1868 года генерал К. П. Кауфман обратился к жителям Самарканда, заверив их в безопасности и призвав продолжить повседневную жизнь. Город был занят русскими войсками без сопротивления. В телеграмме царскому правительству Кауфман сообщил, что Самарканд, древний центр мусульманской культуры, добровольно открыл ворота перед российской армией.
После взятия города Кауфман выдвинул эмиру Музаффару новые условия мира, требуя признания всех территориальных приобретений России, включая Самарканд. Не получив ответа, он принял решение наступать на Бухару. Одновременно отряд генерала Н. Н. Головачёва занял соседний Каттакурган.
Восстание в Шахрисабзском оазисе и оборона Самарканда[править]
Ряд поражений эмира Музаффара значительно снизил его авторитет в глазах подвластных ему вассалов. Ещё до начала похода Кауфмана, в Бухарском эмирате сложилась сильная оппозиция власти эмира, представленная беками (землевладельцами) и возглавляемая сыном Музаффара Сеидом Абдумаликом. Эта партия, поддержанная муллами, выступала за бескомпромиссную религиозную войну с русской армией. Когда эмир был вынужден отступить в Бухару, феодалы Шахрисабзского бекства начали собирать собственную армию для войны с Россией.
В конце мая 1868 года к Самарканду подошло войско шахрисабзских беков численностью до 65 тыс. человек, включая союзников и местных жителей. Осаждённый гарнизон под командованием майора Ф. К. Штемпеля насчитывал 658 человек, включая артиллеристов и сапёров, а также множество раненых. Запасы продовольствия и воды были ограничены.
После вступления русских войск в Самарканд цитадель была обнаружена в полуразрушенном состоянии. Для её укрепления с 25 мая 1868 года начались инженерные работы, однако малочисленность гарнизона и отказ от привлечения местных жителей замедлили процесс.
2 июня начался штурм города. Осаждающие атаковали слабые места цитадели, включая ворота, применяя железные крюки и поджоги. Несмотря на численное превосходство противника, защитники цитадели отражали атаки метким огнём и штыковыми ударами. Потери русских за первые дни составили 150 человек.
3 июня осаждающие прорвали оборону Бухарских ворот, однако после ожесточённой рукопашной схватки были отброшены. В условиях нарастающего давления комендант готовил дворец как последний оплот, планируя взорвать его в случае падения цитадели.
С 4 по 6 июня штурмы ослабели, и гарнизон предпринял вылазки, нанося противнику урон. 7 июня пришло известие о приближении подкрепления. Утром 8 июня бухарские войска отступили, а в город вошёл отряд генерала Кауфмана. В наказание за восстание был сожжён городской базар. Потери гарнизона за восемь дней составили 49 убитых и 172 раненых.

Окончание похода 1868 года[править]
→ Русско-бухарский договор (1868)
1 (13) июня 1868 года в битве на Зерабулакских высотах войска эмира потерпели поражение.
Осознавая безвыходность ситуации, Музаффар капитулировал, заявив о своем отречении. Однако Кауфман заверил эмира, что Россия не намерена свергать его власть, и потребовал подписания договора, подтверждающего территориальные уступки Российской империи.
Искандер-кульская экспедиция[править]
→ Искандер-кульская экспедиция
Весной 1870 года была организована экспедиция для исследования верхнего течения реки Зеравшан и изучения возможных путей через хребет Кашгар-Давап. Экспедиция состояла из двух отрядов. Первый, под командованием генерал-майора А. К. Абрамова (551 солдат, 2 орудия), вышел из Самарканда и двигался через Пенджикент и Кштут к Польдораку, возвращаясь через Урметан и Варзиминор (ныне с. Айни). Второй, под руководством подполковника Деннета (203 человека), выдвинулся из Ура-Тюбе (ныне Истаравшан, Таджикистан).
С отрядом Абрамова следовали учёные для проведения топографических, геологических и археологических исследований.
26 мая отряд Деннета пересёк Янгы-Саббакский перевал, однако был вынужден вернуться из-за сопротивления местных жителей и 31 мая присоединился к Абрамову в селе Табушин. 5 июня Деннет вновь двинулся через перевал, рассеял местное сопротивление и отбил 1500 голов скота.
Отряд Абрамова, выдвинувшись из Варзиминора 5 июня, исследовал реки Ягнау, Фан-Дарью (Искандер-су), озеро Искандер-куль и долину Ягнау. 25 июня, в ущелье за Кштутским перевалом, экспедиция встретила сопротивление до 2 тыс. вооружённых жителей. После успешной атаки на высоты противник был рассеян, путь продолжен. В бою отряд потерял 5 человек убитыми и 32 ранеными.
Поход 1870 года[править]
Ещё до начала Искандер-кульской экспедиции, в 1869 году, бухарский эмир Музаффар обращался к российским властям с просьбой усмирить мятежников из Шахрисабзского оазиса, которые пытались свергнуть Музаффара и поставить на его место бухарского наследника — Сеида Абдумалика. Однако, так как шахрисабзские беки в то время выказывали абсолютную лояльность российским властям в регионе, Кауфман отклонил просьбу Музаффара. Тем не менее, в ходе Искандер-кульской экспедиции, отношения России с шахрисабзсцами вновь обострились. На границе Шахрисабзского оазиса стали промышлять разбойничьи шайки, которые совершали нападения на русские военные отряды. После возвращения Абрамова в Самарканд, Кауфман принял решение отправить его отряд для усмирения шахрисабзских беков[4].
Летом 1870 года отряд Абрамова с боям заняли города Китаб и Шаар и сломил сопротивление мятежных беков. Позднее эти территории были отданы Бухарскому эмирату в качестве компенсации за территории, отошедшие к России по договору 1868 года[1].
Окончания кампании и Шаарский договор[править]
28 сентября (10 октября) эмиром Музаффаром в Шахрисабзе (другое название — Шаар) и туркестанским генерал-губернатором К. П. фон Кауфманом 17 (29) октября в Ташкенте был подписан Шаарский договор. В историографии сложилось мнение, что Шаарский договор фактически установил протекторат России над Бухарским эмиратом[5].
По условиям договора Бухаре передавалась часть территории Хивинского ханства. Российским подданным разрешались свободный проезд через эмират, судоходство по Амударье, создание складов и пристаней. Купцы Российской империи получили право беспошлинной торговли и транзита товаров, содержания агентов и караван-сараев; аналогичные права предоставлялись бухарским купцам в Туркестанском генерал-губернаторстве. Граждане обеих сторон могли заниматься ремёслами и владеть недвижимостью на территории друг друга. Эмир обязался прекратить работорговлю и не укрывать российских преступников. В Ташкенте учреждалось посольство эмирата, а в Бухаре — политическое представительство России.
Примечания[править]
- ↑ 1,0 1,1 Бухарские походы. Проверено 19 декабря 2024.
- ↑ 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Глущенко. Россия в Средней Азии
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Халфин, 1965
- ↑ 4,0 4,1 История завоевания Средней Азии, Т. 1
- ↑ Шаарский договор 1873. Проверено 19 декабря 2024.
Литература[править]
- Абаза К. К. Завоевание Туркестана. Рассказы изъ военной исторiи, очерки природы, быта и нравовъ туземцевъ. — СПб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1902.
- Глущенко Е. А. Россия в Средней Азии. Завоевания и преобразования. — М.: Издательство Центрполиграф, 2010. — ISBN 978-5-227-02167-0.
- Терентьев М. А История завоевания Средней Азии. С картами и планами. Т. 1. — СПб.: Типо-литография В. В. Комарова, 1903.
- Халфин Н. А. Присоединение Средней Азии к России (60-е–90-е годы XIX в.. — М.: Наука, 1965.
Шаблон:Покорение Средней АзииШаблон:Большая игра Шаблон:Изменения территории России
![]() | Одним из источников, использованных при создании данной статьи, является статья из википроекта «Рувики» («ruwiki.ru») под названием «Бухарские походы», расположенная по адресу:
Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC-BY-SA 4.0 и более поздних версий. Всем участникам Рувики предлагается прочитать материал «Почему Циклопедия?». |
---|