Донбасс (топоним)

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
← другие значения
Граффити с надписью «Донбасс — это мы» (укр. Донбас — це ми) в Донецке — неофициальной столице Донбасса (2005 год)
Граффити с надписью «Донбасс — это мы» (укр. Донбас — це ми) в Донецке — неофициальной столице Донбасса (2005 год)
Часто топоним «Донбасс» употребляется некоторыми СМИ по отношению ко всей территории Донецкой и Луганской областей, тогда как территории, расположенные по левый берег Северского Донца, исторически рассматриваются в качестве части Слобожанщины и не являются частью Донбасса; хотя, в одной из трактовок, могут считаться частью Донетчины.
Часто топоним «Донбасс» употребляется некоторыми СМИ по отношению ко всей территории Донецкой и Луганской областей, тогда как территории, расположенные по левый берег Северского Донца, исторически рассматриваются в качестве части Слобожанщины и не являются частью Донбасса; хотя, в одной из трактовок, могут считаться частью Донетчины.
Фото с подписью «Привет с Донбаса» (1947 г.)
Фото с подписью «Привет с Донбаса» (1947 г.)

Донба́сс (укр. Донбас) — топоним, использующийся для обозначения ряда территорий Украины и России, а также название промышленного региона на востоке Украины. Катойконим — донбассовцы[1], донбассцы[2][3] или донбасяне[4].

Этимология[править]

Впервые топоним (в форме «Донецкий бассейн») был использован по отношению к части территории нынешних Донецкой и Луганской областей харьковским горным инженером Евграфом Ковалевским в 20-е годы XIX века. Ковалевский исследовал Донецкий кряж и разработал первую карту залегания угольных пластов на территории, расроложенной между Слобожанщиной и Приазовьем. Новое название оказалось значительно более живучим, чем названия административных единиц, в пределах которых находился Донецкий бассейн (сокращенно — Донбасс)[5].

Использование[править]

Сокращенную форму Донбасс по отношению к территории нынешних Донецкой и Луганской областей активно стали использовать в период Украинской революции 1917—1922.

13 марта 1917 года Временным правительством был создан Временный комитет Донецкого бассейна, официальный орган, координирующий работу предприятий и организаций в рамках всего промышленного региона Донбасса, независимо от административных границ губерний и уездов.[6]

17 декабря 1917 года по инициативе районного комитета большевиков на станции Никитовка состоялся съезд подконтрольных большевикам ревкомов Донбасса. На нём был избран координационный орган большевистских вооруженных отрядов — Центральный ревком Донбасса.[7] Название Донбасс стало применяться как название административной единицы, в которую входил Бахмутский, Славяносербский, частично Мариупольский уезд и частично Таганрогский округ.

После провозглашения ДКР в 1918 году Центральный ревком Донбасса фактически стал исполнительным органам власти,[8] ЦРД был главным политическим экономическим и военным органом власти на территории Бахмутского, Славяносербского, Бердянского, Изюмского и части Мариупольского уездов, а также Таганрогского округа.12 февраля 1918 года в Харькове была провозглашена Донецко-Криворожская республика, в состав которой входили территории Донбасса. Антонов-Овсеенко в Записках о Гражданской войне по отношению к ДКР использовал также название «Республика Донбасс».[9] В 1919 году большевики создавали Донецкую губернию (включив в неё земли Войска Донского, Катеринославской и Харьковской губерний) как комплексную административную единицу, центром которой составляли угледобывающие районы. В советских документах межвоенного периода название «Донбасс» — это не только угольный кряж и соответствующие промышленные объекты, но и вся территория губернии, а затем — все созданные на её основе административные единицы независимо от изменений их в 1932 году, когда была создана Донецкая область с последующим разделением её в 1938 году на Сталинскую (позже ставшую нынешней Донецкой областью) с центром в Донецке и Ворошиловградскую с центром в Ворошиловграде.[5]

Жители сельскохозяйственных районов Донбасса в межвоенный период использовали название «Донбасс» только в отношении к промышленным районам, в крестьянской среде было понятие «уходить на Донбасс», то есть идти на заработки. Из названия вполне конкретного промышленного комплекса на название значительно большего по территории региона «Донбасс» превращается в годы сталинской индустриализации. Изменение значения топонима прошло не сразу. Власти много лет работали над созданием образа Донбасса — «Всероссийской кочегарки», промышленного края, лицо которого определялось классовой гегемонией — рабочих (пролетариев).

После разделения Донецкой области в 1938 году собирательный образ тогдашнего промышленного центра Украины — Донбасса — с тех пор существовал как мыслеформа, объединившая незримыми связями Сталинскую и Ворошиловградскую области, даже несмотря на дух состязательности и негативизма, существовавший между ними.

После обретения Украиной независимости в 1991 году топоним «Донбасс» всегда ассоциировался с термином «сепаратизм» (ирредентизм). В 90-х годах, по мнению М. Студенны-Скруквы, «к Донбассу прилип образ мятежного региона, недовольного направлением и качеством политики, которая ведется в Киеве, и самым правом Киева выполнять роль центра решений, которому следует подчиняться».[10][11]

В связи с событиями 2014 года топоним неожиданным образом набрал модуляции, которые ему раньше были не свойственны. Среди определённой части жителей Украины он принял негативную окраску и стал ассоциировался с русским ирредентизмом, и войной в Донбассе.

Жители аграрных регионов Донбасса все чаще стали заявлять, что они не «Донбасс». Так, в северной части Луганской области люди чаще стали использовать топонимы «Слобожанщина», «Старобельщина». А в южной части Донецкой области чаще стали использовать топоним «Приазовье». Среди части населения стала популярна идея о создании на юге области новой административной единицы — Приазовской области, центром которой должен стать город Мариуполь.[12]

Дошло до того, что некоторые участники общественной дискуссии вокруг событий в Донбассе выступили против использования топонима «Донбасс» как такового. Так, Елена Стяжкина призывает избегать его употребления, отмечая: «Это плохое слово, и от него надо избавляться <…> Термин „Донецкие“ и „Донбасс“ — это составляющая подготовки военного вторжения Кремля в Украину, план демонизации Донбасса.»[13]

На территории, которую контролируют ДНР и ЛНР, топоним «Донбасс» ушел на второй план в связи с поялением политического проекта «Новороссия», стороники которого заявляли, что территория, которую называют Донбассом, является историческим регионом Новороссия.[14]

Разное[править]

Апеллятивы и неофициальные образные заместители этого имени:

  • Всесоюзная кочегарка
  • Важнейший промышленный регион
  • Сердце России
  • Восток
  • Юго-восток
  • Донецкий край — Донецкий кряж
  • Артемовщина
  • Ахметов-сити,
  • «Зона АТО (антитеррористической операции)»,
  • Отдельные районы Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО)
  • Временно оккупированная территория

Высказывания[править]

Один из лидеров протестов 2014 года Павел Губарев считает, что[15]:

Донбасс — это Донбасс, Новороссия — это Донбасс, вернее, Новороссия — это Новороссия. Это на самом деле, если уйти в историю, дочка Малороссии и Российской империи. А Донбасс — это дочка Новороссии и Советского Союза.

См. также[править]

Источники[править]

  1. Донбассовцы (рус.). Грамота.ру. Проверено 7 мая 2017.
  2. Константин Скоркин Александр Еременко: Донбассцы — новые евреи постмодерна (рус.). «Реальная газета» (2015-08-28). Проверено 28 июня 2017.
  3. Пушилин заявил, что многие донбассцы могут захотеть получить паспорта РФ (рус.). РИА Новости (2015-08-12). Проверено 28 июня 2017.
  4. Евгений Мураев Донбасяне (2015-10-02).
  5. 5,0 5,1 Кульчицький С., Якубова Л. Донеччина і Луганщина у ХVІІ-ХХІ ст.: історичні фактори й політичні технології формування особливого та загального у регіональному просторі Стр 16
  6. Friedgut Theodore H. Iuzovka and Revolution. т 2 стр 244
  7. Першак, Д. А. Хроника великих дней / Д. А. Першак. Донецк: Донбас, 1977. С. 200
  8. Корнилов В. В. «Донецко-Криворожская республика: Расстрелянная мечта» Стр 581
  9. Антонов-Овсеенко В. А. Записки о гражданской войне. В 3-х тт. Т. 2. — М.: Гос. изд-во, Отдел воен. литературы, 1928. — С. 15.
  10. Студенна-Скруква М. Український Донбас. Обличчя регіональної ідентичності. — К.: Лабораторія законодавчих ініціатив, 2014. — С. 304.
  11. Кульчицький С., Якубова Л. Донеччина і Луганщина у ХVІІ-ХХІ ст.: історичні фактори й політичні технології формування особливого та загального у регіональному просторі Стр 17
  12. Мариупольская область Украины — Азовская Столица. Архивировано из первоисточника 21 октября 2016.[недоступная ссылка] Проверено 20 октября 2016.
  13. Елена Стяжкина: Нет никаких «донецких».
  14. Кульчицький С., Якубова Л. Донеччина і Луганщина у ХVІІ-ХХІ ст.: історичні фактори й політичні технології формування особливого та загального у регіональному просторі Стр 19
  15. Губарев: Донбасс — это не Новороссия — Новости bigmir)net

Литература[править]

  • Кульчицький С., Якубова Л. Донеччина і Луганщина у ХVІІ-ХХІ ст.: історичні фактори й політичні технології формування особливого та загального у регіональному просторі / Відп. ред.: В. Смолій. НАН України. Інститут історії України. ‒ К.: Інститут історії України, 2015. ‒ 813 с.
  • Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» РУССКИЙ ЯЗЫК В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ МИРЕ II Международный симпозиум (8 — 12 июня 2018 г.) Сборник научных статей Симферополь ИТ «АРИАЛ» 2018