Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Файл:Alexander Litovchenko - Ivan the Terrible Showing Treasures to the English Ambassador Jerome Horsey.jpg
Александр Дмитриевич Литовченко
Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею, 1875 год
Холст, масло. 153×236 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

«Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею» — картина русского художника Александра Дмитриевича Литовченко из собрания Государственного Русского музея.

На картине запечатлен эпизод из последних лет царствования Ивана IV Грозного, отмеченных тяжелыми внутри и внешнеполитическими неудачами. Желая продемонстрировать английскому послу Джерому Горсею свое неслабеющее могущество, царь привел его под своды кремлевской сокровищницы и показал драгоценные одежды, оружие и амуницию, золотую и серебряную посуду, царские регалии (слева на столе над головой шута видны Шапка Мономаха и Шапка Казанская)[1]. Слева внизу подпись художника и дата (в две строки): А. Литовченко. / 18 С. П. 75. Картина написана масляными красками на холсте и имеет размер 153 × 236 см[2].

Горсей впоследствии вспоминал о посещении сокровищницы и приводил слова царя:

Каждый день царя выносили в его сокровищницу. Однажды царевич сделал мне знак следовать туда же. Я стоял среди других придворных и слышал, как он рассказывал о некоторых драгоценных камнях, описывая стоявшим вокруг него ·царевичу и боярам достоинства таких-то и таких-то камней. «Вот прекрасный коралл и прекрасная бирюза, которые вы видите, возьмите их в руку, их природный цвет ярок; а теперь положите их на мою руку. Я отравлен болезнью, вы видите, они показывают свое свойство изменением цвета из чистого в тусклый, они предсказывают мою смерть. Принесите мой царский жезл, сделанный из рога единорога, с великолепными алмазами, рубинами, сапфирами, изумрудами и другими драгоценными камнями, большой стоимости; жезл этот стоил мне 70 тысяч марок, когда я купил его у Давида Говера (David Gower), доставшего его у богачей Аугсбурга. <…> <<Слишком поздно, он не убережет теперь меня. Взгляните на эти: драгоценные камни. Этот алмаз — самый дорогой из всех и редкостный по происхождению. Я никогда не пленялся им, он укрощает гнев и сластолюбие и сохраняет воздержание и целомудрие; маленькая его частица, стертая в порошок, может отравить в питье не только человека, но даже лошадь». Затем он указал на рубин. «О! Этот наиболее пригоден для сердца, мозга, силы и памяти человека, очищает сгущенную и испорченную кровь». Затем он указал на изумруд. «Этот произошел ·от радуги, он враг нечистоты. Испытайте его; если мужчина и женщина соединены вожделением, то он растрескается. Я особенно люблю сапфир, он сохраняет и усиливает мужество, веселит сердце, приятен всем жизненным чувствам, полезен в высшей степени для глаз, очищает их, удаляет приливы крови к ним, укрепляет мускулы и нервы». Затем он взял оникс в руку. «Все эти камни — чудесные дары божьи, они таинственны по происхождению, но однако раскрываются для того, чтоб человек ими пользовался и созерцал; они друзья красоты и добродетели и враги порока…»[3].

В 1868 году за картину «Сокольничий» Литовченко получил звание академика; после этого Литовченко решил добиваться профессорства; в Академии художеств ему была предоставлена мастерскую, и художник в течение четырёх лет работал над картиной из последних лет жизни царя Ивана Грозного. За это время им было создано множество этюдов, часть из них дошла до наших дней. Один из таких этюдов с поиском окончательной композиции картины находится в Русском музее (холст, масло; 25 × 40 см; инв. № Ж-1399)[2].

Отмечается, что «Литовченко принадлежал к числу художников, в произведениях которых недостаток живописного темперамента, а подчас и психологической убедительности искупался безусловной достоверностью в воссоздании исторической обстановки. Картину отличает тщательная и изящная манера письма, осязаемо передающая фактуру вещей — блеск камней и металла, мягкость шелка и бархата. В колористическом отношении наиболее интересна центральная часть полотна, в которой сочетание золотистых, сиреневых, темно-красных тонов костюмов Ивана и Горсея создает ощущение роскоши»[4].

Представленная в 1874 году в совет для получения звания профессора картина была найдена неудовлетворительной в историческом и, в особенности, археологическом отношениях. Художник был не согласен с определением совета и просил более определенных указаний и объяснений, но получил ответ, что совет не находит нужным входить с ним по поводу этого в переписку. Это выглядит тем более странно, что Литовченко считался признанным специалистом в изображении предметов русской старины. П. Н. Полевой вспоминал по этому поводу, что Литовченко «говорил с неподражаемым восторгом и пафосом о всяких кафтанах, чугах, горлатных шапках, ларцах, саадаках и бахтерцах. Оказалось, что богатый запас древнерусской утвари, собранный в Оружейной палате, известен Литовченке до мелочей, что он помнит каждую вещь в величайшей подробности — что всё это он не раз писал на своём веку и зарисовывал на память в своих альбомах… В доказательство своих археологических сведений он тотчас вытащил эти альбомы и показал мне превосходные этюды древнерусской утвари, некогда писанные им в Оружейной палате для его „Горсея“. Все эти natures mortes были выписаны с удивительною любовью и тщанием: тонко, изящно, живо! Так и горели на них рубины и яхонты, так и блистало на них золото!»[5].

В 1882 году картина была продемонстрирована в Художественном отделе Всероссийской выставки в Москве. Для иллюстрированного каталога этой выставки Литовченко зарисовал картину (бумага, перо; 17,6 × 27,1 см). Впоследствии этот рисунок был приобретён И. Е. Цветковым у составителя каталога Н. П. Собко и в 1925 году вошёл в состав собраний Государственной Третьяковской галереи (инв. № 7095)[6].

Далее картина находилась в Академии художеств и в 1897 году была передана в новообразованный Русский музей. В инвентарные описи музея внесена под № Ж-4401[2]. Выставляется в главном здании Русского музея — Михайловском дворце, в зале 22.

Примечания[править]

Литература[править]

  • Герои и злодеи русской истории. Из фондов музея / Государственный Русский музей. — СПб.: Palace Editions, 2010. — 256 с. — ISBN 978-5-93332-355-6.
  • Горсей Д. Записки о России. XVI — начало XVII в. / Под ред. В. Л. Янина; пер. и сост. А. А. Севастьяновой. — М.: Изд-во МГУ, 1990. — 288 с. — ISBN 5-211-002912-1.
  • Государственный Русский музей — каталог собрания / Науч. ред. Г. Н. Голдовский, В. Леняшин. — СПб.: Palace Editions, 2016. — Т. 6: Живопись. Вторая половина XIX века (К—М). — 175 с. — ISBN 978-5-93332-565-9.
  • Полевой П. Н. Воспоминание о художнике А. Д. Литовченко // Исторический вестник : журнал. — СПб.: 1890. — В. декабрь. — Vol. XLII. — С. 755—762.
Руниверсалис

Одним из источников, использованных при создании данной статьи, является статья из википроекта «Руниверсалис» («Руни», руни.рф) под названием «Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею», расположенная по адресу:

Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC BY-SA.

Всем участникам Руниверсалиса предлагается прочитать «Обращение к участникам Руниверсалиса» основателя Циклопедии и «Почему Циклопедия?».