Мариинский приют для ампутированных и увечных воинов

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

59°57′42.12″ с. ш. 30°20′42.36″ в. д. / 59.9617, 30.3451 (G) (O) (Я)

Мариинский приют для ампутированных и увечных воинов
Файл:Mariinsky-photo 372-381632.jpg
Собственное здание приюта на Большом Самсониевском проспекте, д. 11
Дата основания

1883

Расположение

Санкт-Петербург

Подчинение

Главное военно-санитарное управление

Тип

военный госпиталь

Профиль

протезирование

Начальник

Г.А. Альбрехт

Характеристики
Корпусов

2

Койкомест

75-500

Координаты
Адрес

Санкт-Петербург, Большой Сампсониевский проспект, д. 11

center-albreht.ru

Мариинский приют для ампутированных и увечных воинов (Мариинский приют для увечных воинов им. профессора Альбрехта — Институт усовершенствования врачей-экспертов (СПбИУВЭК)) был создан в Санкт-Петербурге 8 марта 1883 приказом по Военному ведомству. Император Александр III присвоил ему имя в честь покойной матери императрицы Марии Александровны, которой и принадлежала идея его создания. Был устроен и содержался в значительной мере на частные благотворительные пожертвования. Стал основой системы государственной ортопедической помощи в России, а затем СССР.

Создание[править]

Впервые вопрос об организации протезирования инвалидов войн был поднят в печати в 1866 году хирургом Ю. К. Шимановским[1].

Участь раненых, лишившихся конечностей, особенно взволновала общество во время Русско-турецкой войны 1877—1878, а инициатором создания приюта была графиня Софья Андреевна Бобринская, потерявшая в ноябре 1877 года погибшего в сражении под Плевной сына, 24-летнего поручика Владимира Александровича Бобринского. Она организовала Дамский попечительский комитет для снабжения увечных воинских нижних чинов искусственными конечностями на благотворительных началах. Комитету удалось в короткий срок за счет частных пожертвований, лотерей и благотворительных балов собрать 150 000 рублей на организацию приюта. По этому случаю в следующем году Бобринская была награждена знаком отличия Красного Креста 1-й степени и орденом Св. Екатерины[1].

Главное военно-медицинское управление доложило, что в 1879 было взято 1600 военнослужащих, нуждающихся в протезах после ампутаций[1].

Через пять лет приют был открыт в двухэтажном каменном доме Клинического военного госпиталя на Б. Сампсониевском пр., 3. Согласно Положению, утвержденному императором Александром III, «приют состоит под Высочайшим покровительством Государыни Императрицы <…> для приспособления нуждающимся ампутированным и увечным воинам искусственных конечностей и всякого рода протезов, аппаратов и других механизмов, а также для исходатайствования следующих им по закону пенсий и пособий». Учреждение находилось в ведении Санкт-Петербургского военного округа, Главного управления Российского общества Красного Креста, Дамского попечительного комитета и Почётного попечителя[1].

Увечные воины поступали в приют как на казённый счет (попечением Александровского комитета о раненых), так и на средства Дамского попечительского комитета и Российского общества Красного Креста. Комиссия по снабжению протезами военных и гражданских чинов Военного ведомства была учреждена в 1883 году Генеральным штабом при Главном военно-санитарном управлении[2]. На заседаниях не реже двух раз в месяц она рассматривала документы на право снабжения протезами, распределяла заказы на протезы и принимала изготовленные протезы. В Комиссию входили врачи приюта и представители Главного военно-медицинского (военно-санитарного) управления[1].

Собственные здания[править]

В 1901 после военной кампании в Китае приток пострадавших усилился. Раненых размещали по эвакуационным лазаретам Российского общества Красного Креста. Почётный попечитель генерал-адъютант Н. Н. Обручев при поддержке графини С. А. Бобринской добился от Александровского комитета денежной субсидии в 150 000 рублей на строительство собственного здания приюта и выделения земли. В 1902 году приют переехал в новое хорошо оборудованное каменное здание на Б. Сампсониевском пр., 11, построенное по проекту строителя клиник Военно-медицинской академии военного инженера А. М. Вишнякова. Здание было рассчитано на 75 коек для содержания инвалидов в течение срока изготовления протезов. На участке был небольшой сад, баня, кухня, мастерские. Пациенты числились на военной службе в т. н. «слабосильных командах»[1].

С 1902 года, согласно приказу по Военному ведомству, внутри помещения им выдавалась особая форма одежды. Обучение пользованию протезом продолжалось не менее 3 недель. Лекарства и медикаменты отпускались из аптеки Клинического военного госпиталя. При серьёзных заболеваниях пациентов переводили на лечение в Клинический или Николаевский военные госпитали. Пациенты получали юридическую помощь по назначению пенсий и пособий. После окончания Русско-японской войны (1905) во дворе главного здания приюта построили второе трёхэтажное здание[1].

В начале ХХ века в приюте ежегодно протезировалось 100 инвалидов и выдавалось до 250 протезов, во время Русско-японской войны было протезировано почти 1000 человек и выдано свыше 3 000 протезов. Все нуждающиеся в протезной помощи не могли вместиться в здания приюта, поэтому их размещали в Клиническом госпитале (150—200 коек), в Эвакуационном лазарете на Фонтанке (60 коек), в здравницах на станции Териоки (ныне Зеленогорск) и в Гатчине (120 коек).

В 1906 г. почетным председателем управления приюта стал генерал-адъютант Свиты Его Величества Феофил Егорович Мейендорф, что позволило быстрее решать вопросы, требующие внимания высшей власти[2]. Средства для приюта собирала графиня Софья Андреевна Бобринская проведением благотворительных балов и лотереи в своём доме на Галерной улице, 58-60[2].

В 1911 расходы по содержанию приюта (без стоимости протезов и пособий) составили более 29 000 рублей; на продовольствие было израсходовано более 7 500 рублей; на дорогу отбывающим на родину выдано более 2 500 рублей[1].

С началом I Мировой войны число коек в приюте было увеличено до 500 за счет временно приспособленных помещений. Большинство увечных получало протезы непосредственно в госпиталях, сроки пребывания в приюте сократились до 1 месяца, а сроки испытания протезов — до недели[1].

Поначалу приют был главным учреждением по планомерному протезированию инвалидов войн со всей России, возвращая их к полезной деятельности. По петербургскому образцу этого заведения были созданы аналогичные в Москве, Киеве, Саратове, Харькове, Ростове-на-Дону. В числе деятелей, активно помогавших заведению, были графиня Н. А. Бобринская (урожд. Половцова), княгиня М. А. Оболенская, М. А. Обручева, генерал-лейтенант А. Ф. Павлов, тайный советник Ф. С. Энкгоф. Старшим врачом приюта был военный хирург А. А. Волков[1].

Реформа Альбрехта[править]

В 1915 г. в Петроград был отозван главный врач госпиталя и начальник эвакуационного пункта на Северо-Западном фронте, доктор медицины Герман Александрович Альбрехт, который сначала был назначен младшим врачом приюта. Проработав 10 лет работал в клинике профессора Г. И. Турнера, он приобрел обширные знания в области ортопедии и защитил в 1907 г. диссертацию «К патологии и терапии боковых искривлений колена»[3].

В 1916 году Герман Александрович представил проект государственной реформы, предусматривавшей полную реорганизацию протезной помощи инвалидам войн. Г. А. Альбрехт рассматривал протезирование как особую область медицины и техники, имеющую важное государственно-экономическое значение. Он считал, что работа в этой области требует сотрудничества различных специалистов: врачей, инженеров, мастеров протезного дела, которые должны быть обучены на соответствующих курсах. Он также полагал, что необходимо развернуть по всей стране сеть протезных мастерских и организовать экспериментальную базу для разработки новых, более совершенных протезов[3].

В 1918 приют был передан из Военного ведомства в Народный комиссариат призрения и в марте 1919 года стал называться Петроградским Мариинским приютом по снабжению увечных граждан протезно-ортопедическими изделиями, а позднее — Ленинградским институтом протезирования. Под руководством проф. Г. А. Альбрехта институт стал научным и методическим центром, непосредственно руководившим практической постановкой протезирования и готовившим для него медицинских и технических работников. Герман Александрович Альбрехт занимал должность директора института до конца жизни, до 1933 г.[3]

См. также[править]

Примечания[править]

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 1,9 Е.И. Жерихина МАРИИНСКИЙ ПРИЮТ ДЛЯ АМПУТИРОВАННЫХ И УВЕЧНЫХ ВОИНОВ. Энциклопедия Санкт-Петербурга.
  2. 2,0 2,1 2,2 Е.С. Соболева ФЕОФИЛ ЕГОРОВИЧ МЕЙЕНДОРФ — ЧЛЕН ПОПЕЧИТЕЛЬНОГО СОВЕТА МУЗЕЯ АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ // Библиотека Кунсткамеры. — Кунсткамера, 2020. — С. 295—303.
  3. 3,0 3,1 3,2 История. Центр Альбрехта (2023).
Руниверсалис

Одним из источников, использованных при создании данной статьи, является статья из википроекта «Руниверсалис» («Руни», руни.рф) под названием «Мариинский приют для ампутированных и увечных воинов», расположенная по адресу:

Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC BY-SA.

Всем участникам Руниверсалиса предлагается прочитать «Обращение к участникам Руниверсалиса» основателя Циклопедии и «Почему Циклопедия?».