Машуко

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Машуко

Литературное произведение
Файл:Кабардинец.jpg
Рисунок «Кабардинец». Из альбома князя Г. Г. Гагарина «Costumes du Caucase». 1840-е годы.
Жанр
Легенда








«Машу́ко» — название кабардинской легенды и её персонаж, молодой юноша, имя которого по одной из фольклорных версий дало название Машуку, горе-лакколиту Северного Кавказа на северо-востоке города Пятигорска Ставропольского края. Версия кабардинской легенды не является самой популярной по причине малоизвестности, доминирует привязка названия горы к имени девушки Машуки из сказания о великанах-богатырях и коварстве Эльбруса. Имеется несколько вариантов кабардинской легенды о Машуко, возникших после переселения адыгов под предводительством Кабарды Тамбиева в среднее Предкавказье[1][2][3][4].

Сюжет о Машуко и девушке-джинне[править]

Файл:Евгений Баранов Фрагмент Книги Легенда Машуко.jpg
Фрагмент из книги Е. З. Баранова «Кабардинские легенды», 1911 год.

Начало повествования в книге «Кабардинские легенды» русского собирателя фольклора Евгения Баранова издания 1911 года[3]:

На томъ мѣстѣ, гдѣ въ настоящее время расположена станица Горячеводская, вдоль берега Подкумка, тянулся большой кабардинскій аулъ.

Уздень Инал Унароков на фоне других жителей аула выделялся своим благосостоянием, включавшим земли и стада крупного и мелкого рогатого скота. В силу преклонного возраста и ослабленного здоровья Инал не ел твёрдой пищи и употреблял исключительно козье молоко от козы-любимицы с шелковистой белоснежной шерстью[3].

Однажды удой значительно снизился, следующие два дня ситуация повторилась. Пастух Унарокова предположил, что кто-то ворует молоко и начал тщательно выслеживать вора[3]:

...онъ зналъ, что, если коза опять придетъ безъ молока, то Унароковъ не задумается застрѣлить его.

Пастух обнаружил в кустах младенца, которого коза кормила молоком. Унароков сказал, что ребёнка послал Бог, обрадовался и усыновил мальчика. Назвал Машуко и нанял лучших наставников. К пятнадцати годам Машуко стал отменным наездником и научился мастерски стрелять из лука, владеть кинжалом и саблей. К удивлению Унарокова, юноша испросил разрешение жить отдельно в сакле, которую сложил из камней неподалёку[3].

По совету муллы Инал не стал препятствовать[3]:

— Не спрашивай его объ этомъ,—сказалъ старикъ-мулла.—Такъ должно быть, какъ онъ хочетъ.

— Почему?—спросилъ Унароковъ.

— А ты знаешь, кто его отецъ, кто его мать?—вмѣсто отвѣта спросилъ его мулла.

Файл:Машуко Джинния.jpg
Лесная джинния.

Машуко держался замкнуто и ни с кем из сверстников не общался. Утром уходил на охоту в лес на горе, располагавшейся на левой стороне Подкумка. Вечером приносил добычу приёмному отцу. Но когда Машуко пошёл семнадцатый год, Инал заметил, что лис, ланей и зайцев юноша стал приносить меньше, а сам стал бледным и исхудал. Машуко не ответил на вопрос о причинах нездоровья. Унароков поручил старому и верному слуге Асламбеку следить за сыном[3].

Перед рассветом юноша отправился в лес, Асламбек пошёл за ним. Машуко остановился на поляне с волшебно красивыми цветами и опустился на колени. После восхода солнца на утёсе горы возникло пурпурно-розовое облачко, которое подплыло к юноше и превратилось в молодую женщину ослепительной красоты, одетую в полупрозрачные одежды. Юноша застыл в восхищении, протягивая к девушке руки. Старый Асламбек ощутил трепет и восторг и дважды прошептал: «Аллах!». Женщина превратилась в розовое облачко и покинула поляну[3].

Обо всём увиденном Асламбек рассказал Иналу, и оба решили, что Машуко стал жертвой одного из лесных джиннов, которые окутывают людей своими чарами и забирают жизненные силы. Сведущая в такого рода делах старуха подтвердила опасения Илана и добавила, что является джинния только к тем, кто чист душою, и внушает любовь, ради которой человек забывает мать, отца и самого себя. Старуха дала совет, как избавиться от джиннии при помощи навоза, но предупредила, что юноша никогда её не забудет[3].

На следующее утро верный Асламбек полностью обмазался зловонным навозом, взял немного навоза с собой и проследовал за Машуко. Когда розоватое облако приняло вид прекрасной девушки, Асламбек бросил горсть навоза. Джинния застонала от боли и превратилась в кровавый туман, который пурпурным облачком понёсся к Эльбрусу и зацепился там за острый утёс[3].

Машуко зарыдал, упав на землю. Там, куда падали слёзы юноши, начали бить ключи горячих источников. Домой Машуко не вернулся, поиски ни к чему не привели. Лишь изредка и издали пастухи видели юношу стоящим среди лесной поляны на склоне горы, которую с тех пор стали называть Машуком[3].

Как и для многих кабардинских легенд, для сюжета «Машуко» в записи Е. З. Баранова характерно наличие мифологического существа, которое обитает в лесу и служит для объяснения пугающих либо непонятных происшествий. Однако это не алмосту (длинноволосая демоница), обур (ведьма-оборотень) или агъач киши (леший). Лесные джинны стали частью кабардинского фольклора после смешения культуры адыгов с исламской и принятием мусульманства частью кабардинцев в конце XVI — начале XVII века[5].

Сюжет о Машуко и волшебной чаше, или Волшебный дар[править]

Сюжет легенды о волшебной чаше в начале повествования близок к сюжету первой легенды, но имеет иную развязку и поучительный эпилог.

Главным героем легенды о волшебной чаше является не зажиточный уздень, а небогатый горец Кардан, который жил в ауле на месте нынешнего Горячеводска. Всем достоянием горца было небольшое козье стадо. Любимицей Кардана была коза с мягкой и длинной шерстью, дававшая в день по ведру молока. Аналогично сюжету первой легенды, молоко однажды пропало. Кардан попросил пастуха, который по утрам собирал живность жителей аула и отводил на пастбище, проследить за нерадивой козой[4].

Гора Машук, высота над уровнем моря 993,7 м.

Пастух нашёл под кустом младенца, которого кормила коза. Хотел взять ребёнка на руки, но не смог: тело младенца излучало жар, которым пастух обжёг руки и спалил усы. Закутав ребёнка в мокрые лопухи и обвязав лицо башлыком, пастух принёс малыша Кардану, который усыновил найдёныша и назвал его Машуко[4].

Приёмный сын пастуха рос быстрее всех детей в ауле. К двенадцати годам Машуко стал знатным охотником и каждый вечер привозил родителям свежую дичь. Повзрослев, попросил родных построить саклю, но предупредил, чтобы не мазали стены и поверхность пола глиной, сказав, что в этом случае может опалить всех своим жаром. Сестра нарушила запрет, пытаясь скрыть трещину у очага[4].

Машуко сразу заметил неладное[4]:

— Почему вы меня не послушали? Теперь я не могу остаться.

Перед отъездом юноша сделал семье дивный подарок[4]:

...чашу невидан­ной красоты. Никто не мог бы сказать, из чего сделана эта чаша: она блестела, как серебро, но не была серебряною; горела, как золото, но не походила на золотую; сверкала, как алмаз, но не была алмазной. В сакле сразу стало светлее, потому что чаша светилась насквозь, и от нее исходило тепло.

Машуко предупредил, что пока представители рода будут достойно хранить чашу, «нужда минует ваши сакли». Но стоит употребить волшебный дар во зло, удача отвернётся от рода. После чего Машуко скрылся на тропинке, идущей в гору по направлению к Провалу[4].

Пастух нашёл на тропе чувяк приёмного сына, который хранил так же бережно, как и чашу. Сакля стала полниться богатством, семья не знала нужды. Но после смерти Кардана жадность сыновей росла. Они стали враждовать между собой и притеснять жителей аула. Чаша потускнела, чувяк куда-то делся и благополучие рода пошатнулось[4].

Кем на самом деле был Машуко, осталось тайной. Гора, на склоне которой когда-то нашли младенца и по тропе на которой ушёл Машуко, с тех пор зовётся Машук[4].

См. также[править]

Примечания[править]

  1. Мудрова Н.П. Кабардинское предание «Переселение Кабарды Тамбиева», как исторический источник по истории народа // The Scientific Heritage. — 2021. — № 76-2. — DOI:10.24412/9215-0365-2021-76-2-49-51
  2. Веснина Б. Нартский (нартовский) эпос. Универсальная научно-популярная энциклопедия Кругосвет. Проверено 28 мая 2024.
  3. 3,00 3,01 3,02 3,03 3,04 3,05 3,06 3,07 3,08 3,09 3,10 Баранов Е. З. Кабардинские легенды. Национальная электронная библиотека (НЭБ). Проверено 28 мая 2024.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 4,6 4,7 4,8 Кавказ. Выпуск XXIV. Легенды и предания. ЛитРес. Проверено 28 мая 2024.
  5. Гергокова Лейла Созакбайовна Мифологические персонажи в карачаево-балкарских быличках и бывальщинах // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2017. — № 6-2 (72).

Литература[править]

Шаблон:Легенды народов Кавказа

Рувики

Одним из источников, использованных при создании данной статьи, является статья из википроекта «Рувики» («ruwiki.ru») под названием «Машуко», расположенная по адресу:

Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC-BY-SA 4.0 и более поздних версий.

Всем участникам Рувики предлагается прочитать материал «Почему Циклопедия?».