Маятник модерна: дискуссии о технике в Германии

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

«Маятник модерна: дискуссии о технике в Германии»


Автор
Михайловский, Александр
Жанр
монография философия
Язык оригинала
русский



Издательство
«Академический проект»
Выпуск
2024
Страниц
495
Носитель
книга
ISBN
978-5-8291-4299-5



«Маятник модерна: дискуссии о технике в Германии» — книга Александра Михайловского, философа, доцента Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ)

Мнения и отзывы[править]

Согласно издательской аннотации в книге «представлена масштабная реконструкция развития дискуссий о технике в Германии на протяжении XX века. Выделяются основные фазы этой дискуссии — от начатков экологического мышления внутри культуркритики периода вильгельмовской эпохи до героического преодоления технического отчуждения во время Веймарской республики и от специфической немецкой технократии в годы Третьего рейха к возобновлению культуркритического дискурса и антиядерному движению в ранней Федеративной Республике. Наряду с известными русскому читателю авторами — В. Зомбартом, О. Шпенглером, М. Хайдеггером, Э. Юнгером, Х. Фрайером — в книге рассматриваются такие не менее крупные фигуры, как Л. Клагес, Т. Лессинг, В. Ратенау, Ф. Дессауэр, Г. Гюнтер и др. Особое внимание уделяется инженерной философии техники и проектам интеграции техники и природы при национал-социалистах. Теоретической рамкой автору служит оригинальная философская концепция „маятникового модерна“, которая позволяет описывать разнонаправленные социокультурные логики внутри технической современности»[1]

По мнению Сергея Угольникова «Собственно, единство и борьба противоположностей биологизма и техноцентризма были обозначены ещё у Ницше с его аполлоническим и дионисийским началом. И в какой-то мере жаль, что он, афоризматик, не смог сформулировать: „Женщинам и немцам нельзя в философию, они слишком серьёзно к ней относятся“. Всё-таки Ницще был большим немцем, чем ему бы хотелось. Но как бы то ни было, его эстетические поиски воплощались не только в дизайне, определившим стиль Новой Европы, но и в регулировании общего технологического мейнстрима. Марксизм, как высшая стадия либерализма, такой воли своим апологетам выдать не мог по определению.

Конечно, кто-то может посетовать, что в монографии отсутствует развёрнутое описание воздействия на культурную политику Германии такого яркого параноидального технофоба, как Фрейд (хотя его клевреты присутствуют, куда без них), но это не потому, почему вы подумали. Во-первых, никто необъятное объять не может. А во-вторых, любой относительно последовательный анализ неревизованного фрейдизма разрушителен для интеллекта вообще, и для текста, всё-таки посвящённому Модерну, в частности»[2].

Разное[править]

Книга вызвала интерес в Китае[3]

Источники[править]