Меир бен-Иезекиил ибн-Габбай

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Меир бен-Иезекиил ибн-Габбай — каббалист[1].

Биография[править]

Родился в 1480 году в Испании.

Проживал по-видимому на Востоке.

В возрасте 27 лет Габбай жалуется на то, что ему приходится тяжёлым трудом зарабатывать хлеб для себя и для семьи.

Он был восторженным каббалистом и в совершенстве знал всё каббалистическое учение; Габбай был первым, давшим систематическое изложение наиболее важных пунктов каббалистического учения. Его нужно поэтому считать предтечей Моисей Кордоверо и Исаак Лурия.

Первым трудом Габбая было «Tola’at Jakob», каббалистическое толкование богослужебного ритуала; эта книга, написанная Габбаем в 1507 году, пользовалось большим уважением.

Главным сочинением Габбая стало «Mar’ot Elohim», в котором он подробно изложил свою каббалистическую систему и углубился в учение Маймонида для того, чтобы успешнее опровергнуть его; над этой книгой, оконченной 22 декабря 1530 года, Габбай трудился 8 лет.

В 1539 году Габбай написал изложение и защиту учения ο сефирот под названием «Derek Emunah» — в ответ на просьбу его ученика, Иосиф га-Леви, выяснить ему учения ο сефирот; эта книга написана Габбаем на основании труда Азриеля «Perusch esser Sefiroth».

Габбай считал Зогар канонической книгой каббалы. Его система носит пантеистическую окраску. Сам Бог, как первопричина всех причин, не может быть предметом представления или понимания и не может быть даже называем; имя Его — «En Sof» (бесконечный) есть только условное выражение того, что недоступно человеческому пониманию. Даже «Keter Eljon», первая сефира, не может быть предметом понимания или представления; она совечна с «En Sof», хотя она и является только эманацией последнего; она есть то, что в Писании называется «Его именем». Посредством нее другие сефирот эманировали из Бога; эти сефирот — различные проявления Божества, через которые Оно открывается конечным существам. К ним обращены молитвы, и они же подразумеваются в различных обозначениях Бога, который относится к ним, как душа к телу. Другие эманации суть семь «гекалот» (дворцы), происходящие от сефир, представляющие собою женское начало мира в противоположность мужскому началу сефирот; они являются настоящими «сосудами» дальнейшего развития мира. Эта эманация мира из Бога есть «слава Бога». Сознание зависимости от Бога вместе со стремлением к Нему, чтобы соединиться и слиться с Ним и тем познать Его единство и осуществить это единство, есть «Jichud», «сознательное единение с Богом», которое составляет конечную цель мира. Человек, отражение высшего «гекала», соединяет в своей душе лучи всех сефирот и вообще, как микрокосм, вмещает в себе все основные элементы бытия. Его душа связана поэтому с высшим миром, который находится под влиянием его поступков и стремлений, ибо все, что происходит в мире, поднимается волнообразными кругами до самых высших миров. Признанием и исполнением предписаний религии и нравственности человек ускоряет наступление гармонии и единства различных ступеней творения и успешно выполняет свою жизненную задачу осуществление «Jichud».

Сын Габбая, Хаим, тоже стал каббалистом; его зять, Сениор бен-Иуда Фалкон, издал после смерти Габбая его первые две книги; «Tola’at Jakob» было им напечатано благодаря помощи Авраам Рейна в Стамбуле в 1560 году, a «Mar’ot Elohim» — в 1567 году в Венеции.

Примечания[править]