Мириам Аструк
Мириам Аструк
- Место смерти
- Петра, Иордания
Мириам Аструк (фр. Miriam Astruc) — французский археолог, специализировавшаяся на изучении финикийского и пунического присутствия в Испании[1].
Внесла вклад в пуниковедение[2].
Биография[править]
Родилась 12 ноября 1904 года в Бордо в еврейской банкирской семье Астрюк, по другим данным, она была дочерью главного раввина Бордо.
С 1927 по 1932 год изучала восточную археологию и семитскую эпиграфику в Париже в Школе Лувра под руководством Рене Дюссо. Одним из его учителей был известный востоковед Марсель Дюссо, который познакомил его с восточной археологией и семитской эпиграфикой.
Впервые поехала в Испанию, будучи студенткой Высшей школы испанистики и иберо-американских исследований, получив стипендию от французского правительства. В 1931–1932, 1932–1933 и 1933–1934 учебных годах она работала ассистентом в Школе перспективных исследований в области латиноамериканских языков в Мадриде, Испания (Дом Веласкеса), и начала изучать пунийцев под руководством Луиса Сирета в некрополе Вильярикоса в провинции Альмерия.
В 1932 году вместе с Пелайо Кинтеро участвовала в раскопках в районе Серро-де-лос-Мартирес близ Сан-Фернандо в провинции Кадис.
В 1933 году присоединилась к École des hautes études Hispaniques de Madrid (Casa de Velazques).
В 1935 году Алжирская администрация древностей назначила её руководителем раскопок финикийского некрополя Mundet Africa в Джиджеле, Алжир, где она обнаружила около двадцати новых гробниц.
Затем она продолжила обучение в Лондоне, Брюсселе и Амстердаме.
Во время Второй мировой войны Астрюк удалось спасти своих пожилых родителей-евреев от почти неминуемой гибели во время немецкой оккупации Франции. За это время все её исследовательские работы были сожжены, за исключением рукописи о Вильярикосе, которая в 1941 году была удостоена премии Дюсеньёра от Академии надписей и изящной словесности. Позже она была опубликована в «Отчётах и мемуарах Генеральной комиссии по археологическим раскопкам».
После войны, в 1951 году, Мириам Аструк вернулась в Испанию, получив стипендию от Дома Веласкеса, и оставалась там до 1954 года, изучая пунические коллекции в различных испанских музеях. На Ибице вместе с Хосе Марией Манья, директором Археологического музея Ибицы и специалистом по пунической культуре, она возобновила раскопки на острове Плана, в некрополях Пуч-дес-Молинс и Сан-Матеу-д’Альбарка. Их особенно интересовали древнеегипетские скарабеи и скорлупа страусиных яиц, которые пунийцы клали в могилы.
После проведения исследований на побережье Средиземного моря Астрюк в конце 1950-х годов поселилась в Париже и стала сотрудницей Французского национального центра научных исследований (CNRS), сосредоточившись на изучении Востока.
Астрюк внесла новаторский вклад в интерпретацию всех археологических материалов, особенно религиозного характера, что, по словам Хорди Э. Фернандеса, директора Археологического музея Ибицы и Форментеры, стало тем огромным вкладом, который сделал ее пионером финикийско-пунической археологии.
Погибла 8 апреля 1963 года в Петре в ходе внезапного наводнения.
Труды[править]
- Astruc, M. 1950. Sobre un elemento poco conocido de los ajuares funerarios púnicos. Cuadernos de Historia Primitiva V (1):57-67.
- Astruc, M. 1951. La necrópolis de Villaricos. Informes y Memorias 25. Madrid: Comisaría General de Excavaciones Arqueológicas.
- Astruc, M. 1954. Catálogo descriptivo de los entalles procedentes de distintos sitios de colonización oriental en la Península. I. Ibiza y Formentera. Memorias de los Museos Arqueológicos Provinciales XV:110-122.
- Astruc, M. 1954. Fouilles à Ibiza. Revue archéologique XLIII:233-234.
- Astruc, M. 1957. Exotisme et localisme: étude sur les coquilles d’oeufs d’austruche decorées d’Ibiza. Archivo de Prehistoria Levantina VI:47-122.
- Astruc, M. 1962. Échanges entre Carthage et l’Espagne d’après le témoignage de documents céramiques provenant d’anciennes fouilles. Revue des Études Anciennes 64 (1):62-81.