Обмен стахановским опытом (картина Анатолия Левитина)

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Файл:Левитин-Обмен-опытом-1951-b.jpg
Анатолий Левитин
Обмен стахановским опытом, 1951
холст, масло. 190×250 см
Научно-исследовательский музей РАХ, Санкт-Петербург

«Обмен стахановским опытом» (English: Exchange of Stakhanov’s Experience) — картина известного российского советского художника и педагога, народного художника РСФСР (1980), академика АХ СССР (1988), вице-президента РАХ (2009—2018), представителя ленинградской школы живописи[1] Анатолия Павловича Левитина (1922—2018), написанная в 1951 году.

История написания[править]

«Обмен стахановским опытом» — картина А. Левитина, выполненная в 1951 году в мастерской Б. В. Иогансона и представленная автором в качестве дипломной работы по окончанию Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина.

В книге воспоминаний «Портрет художника на фоне эпохи» А. Левитин подробно описывает обстоятельства работы над картиной. По его словам, темы для дипломных работ студенты выбирали сами, «никто нам ничего не навязывал». У Ю. Тулина был «Киров в Хибинах», у Л. Петрова — «Концерт в Союзе композиторов». У А. Ерёмина — «Ленин на охоте в сибирской ссылке», хотя, по словам А. Левитина, «никто его к этому не тянул. Просто ему хотелось красиво написать природу и прочее. Кафар Сейфуллаев, например, в дипломной работе изобразил, как гости из стран народной демократии посещают колхоз. Просто время было такое, — замечает А. Левитин. — Мы этим жили, об этом писали газеты, говорило радио. Это было нам интересно»[2].

Уже на четвёртом курсе А. Левитин решил написать дипломную картину на тему трагической гибели членов штаба Молодой гвардии. Показал Б. В. Иогансону эскиз, в котором изобразил сцену, когда эсэсовцы ночью сбрасывают ребят в шурф шахты. Б. Иогансон посмотрел и сказал: «Такую картину вы напишите позже, когда профессионально окрепнете. Я советую вам взять такой сюжет, чтобы вы смогли написать этюды с натуры. Одним словом, что-нибудь из современной жизни. Пойдите на завод, или поезжайте в деревню, чтобы зажечься современной жизнью»[3].

А. Левитин последовал совету, тем более, что, ещё учась в военном училище, проходил практику на Новосибирском дальномерном заводе, с удовольствием работал на токарном станке и любовался, как красиво «течёт» из-под резца серебристая стружка. «Короче, — заключает автор, — я с головой ушёл в рабочую тему». Всё лето перед написание дипломной картины А. Левитин провёл на станкостроительном заводе имени Я. М. Свердлова, сжился с коллективом, писал людей и технику. Художнику повезло попасть на завод в тот момент, когда к токарю Генриху Борткевичу, получившему Сталинскую премию за внедрение скоростного метода обработки металла, давшего неожиданный взлёт производительности труда, приехал из Москвы для обмена опытом получивший такую же премию Павел Быков. «По сути дела, мне ничего не надо было выдумывать. Получился фактически групповой портрет в действии. Все персонажи конкретны, похожи. Я даже помню их фамилии»[4].

Началась работа в мастерской Академии художеств над картиной. Иногда приходил А. Д. Зайцев, одобрял. Как-то раз дверь в мастерскую резко отворилась и вошли трое увешанных орденами сталинских лауреата Д. А. Налбандян, В. П. Ефанов и И. М. Тоидзе. Посмотрели холст, долго молчали. Наконец, Василий Ефанов изрёк: «Эскиз есть? Покажите…». И взглянув, заключил: «Ничего не выйдет. В пятне не взято…». И ушли. Спустя несколько дней заходит А. Д. Зайцев и удивляется тому, что работа встала. А. Левитин рассказал о посещении мэтров. «Так они же ни черта не понимают! — воскликнул А. Д. Зайцев, — продолжайте спокойно работать. Всё у вас идёт нормально.»[5]

Б. В. Иогансон в целом одобрил работу над картиной, но посоветовал убрать из холста одну голову. А. Левитин стал возражать, на что Б. В. Иогансон заметил: «Пройдёт около месяца и вы сами убедитесь в моей правоте». На другой день А. Левитин заклеил голову калькой и поверх кальки записал её. Прошло с неделю. Продолжая работать над картиной, А. Левитин привык к отсутствию этого персонажа. А когда снял кальку, то убедился в правоте учителя. Персонаж действительно оказался лишним.

На защите картина получила отличную оценку. Хвалил работу и рецензент известный художник Николай Иванович Дормидонтов. Но особенно восторженную оценку работе дал старейший ленинградский живописец Пётр Дмитриевич Бучкин, которому металлическая стружка на картине напомнила васильки в поле.[6]

См. также[править]

Источники[править]

  1. Иванов С. В., Левитин А. П., Сидоров В. М. и др. Ленинградская школа живописи. Очерки истории. Под ред. Дмитренко А. Ф. и Иванова С. В. СПб.: Галерея АРКА, 2019. С.7, 10-13, 25, 36, 49, 68, 69, 74, 78, 104, 110, 324, 325, 336, 349, 369, 373—376, 381—383, 391, 393—396, 434, 443.
  2. Левитин Анатолий, Тригалёва Наталья. Портрет художника на фоне эпохи. СПб.: Издательство «Левша Санкт-Петербург», 2014. С.84.
  3. Левитин Анатолий, Тригалёва Наталья. Портрет художника на фоне эпохи. СПб.: Издательство «Левша Санкт-Петербург», 2014. С.84.
  4. Левитин Анатолий, Тригалёва Наталья. Портрет художника на фоне эпохи. СПб.: Издательство «Левша Санкт-Петербург», 2014. С.85.
  5. Левитин Анатолий, Тригалёва Наталья. Портрет художника на фоне эпохи. СПб.: Издательство «Левша Санкт-Петербург», 2014. С.86—87.
  6. Левитин Анатолий, Тригалёва Наталья. Портрет художника на фоне эпохи. СПб.: Издательство «Левша Санкт-Петербург», 2014. С.88.

Литература[править]

[]
Картины Анатолия Павловича Левитина (1922-2018)

«Обмен стахановским опытом» (1951) • «Знатная телятница Ф. Лысько (картина Анатолия Левитина)» (1951) • «Свежий номер цеховой газеты» (1952) • «Портрет Веры Ерополовой» (1954) • «Тёплый день» (1957) • «Портрет Майи Копытцевой» (1965) • «Портрет художника К. Казанчана» (1965) • «Портрет Таисии Тупиковой» (1970) • «Портрет машиниста П. Смирнова» (1971) • «Портрет бригадира монтажников В. Рогозы» (1975) • «Портрет Дмитрия Хворостовского» (1993)