Озорничество

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Озорничество — в детской психологии: поведение ребёнка (от рождения до 6 лет), направленное на нарушение правил. Ребёнка, проявляющего озорничество, называют озорным мальчиком или озорной девочкой.

Важность озорничества в детстве для индивидуации во взрослом возрасте[править]

Озорничество в детстве является необходимым условием для индивидуации (т.е. для отделения человека от родителей) во взрослом возрасте. Если у человека не было возможности озорничать в детстве, то отделение его от родителей во взрослом возрасте становится проблематичным или невозможным, т.к. он не нарабатывает опыт поведения, независимого от воли его родителей[1].

Озорничество в детстве (от рождения до 6 лет) является необходимым этапом для формирования здоровой детской психики. Если родители, воспитатели подавляют в ребёнке озорничество, как это часто и бывает, например, наказывают его физически, лишают пищи, жилья, безопасности, заботы, любви, принятия, понимания, создают ему в ответ на это угрозу, опасность, то у ребёнка остаются глубокие психологические травмы и нарушения в самопринятии и базовом доверии к миру, а также практически неискореняемые психотерапией глубокие невротические симптомы на всю жизнь[2].

Проверка на то, позволяли ли человеку озорничество в детстве или нет, является одним из этапов при первичном обследовании клиента/пациента психологом или психотерапевтом.

Последствия запрета на озорничество для психики ребёнка[править]

Если родители запрещают ребёнку озорничество, наказывают его, то у ребёнка появляются невротические нарушения[2], из-за непринятия родителями его естественных проявлений: возникает шизоидная акцентуация характера, образуется отделённая часть личности[2] (которая содержит в себе нереализованную программу озорничества), которая начинает действовать независимо от основной части личности и является причиной необъяснимой тревоги на протяжении всей последующей жизни[2].

Клинический психолог Доналд Калшед пишет, что у ребёнка есть потребность, чтобы родители принимали его естественные проявления, и он характеризует травму, возникшую при наказании ребёнка за его естественные проявления, такие, как озорничество, как весьма серьезную травму для ребёнка:

В том случае, если травма нарушает первичные отношения, внешняя угрожающая ребёнку сила констеллируется в негативном образе Ужасной Матери и оказывает воздействие на эго. В результате формируется страдающее эго (distress-ego), несущее на себе отпечаток горя или рока. Центральной чертой нарушенных отношений в период младенчества является первичное чувство вины. Ребёнок, лишённый любви, чувствует себя ненормальным, больным, "прокажённым" и "проклятым". В паре с "плохим, мерзким" ребёнком выступает мужской демонический дух (патриархальный уроборос), представляющий собой жестокое суперэго, теперь отождествляющееся (confused) с Самостью. Этот демонический дух постоянно атакует "плохого" ребёнка, который никогда не соответствует его требованиям[2].

Калшед приводит несколько историй своих пациентов, которые вызваны имевшим в детстве место наказанием за естественные проявления ребёнка.

Озорничество и другие виды психологической деятельности ребёнка[править]

Озорничество следует отличать от задирания. Если мотивом задирания является унижение жертвы и самоутверждение посредством избивания более слабого, то мотивом озорничества является нарушение правил без мотива унизить кого-то (хотя при этом может происходить унижение другого ребёнка, но оно не является главным мотивом озорника, а является побочным эффектом).

Озорничество разделяет некоторые общие черты с игрой как с основным видом психической деятельности ребёнка[3].

Важность озорничества в детстве для формирования недуального мышления[править]

Озорничество является важным предметом изучения для психологов и для людей, идущих по пути личностного развития. В сообществах людей, которые стремятся к просветлению[4], существуют списки дуальных пар, которые нужно слить, для формирования недуального мышления, и эти списки содержат озорничество в качестве составного элемента. Таким образом, отсутствие наказания за озорничество в детстве, позволяет ребёнку уже получить черты целостного мышления, свойственные простветленному человеку, без каких-либо упражнений, т.к. у него эта дуальная пара (озорничество плохо - озорничество хорошо) будет уже слита.

Озорничество и дуализм/монизм, с точки зрения психотерапии[править]

При психотерапии человека, пострадавшего от озорничества или от запрета на него, психотерапевт может направить свои усилия на уменьшение дуальности мышления[4] клиента/пациента и приближение его мышления к более целостному, более близкому к идеалу "просветления"[4].

Дуализм - в психологической картине мира человека, разделение явлений на хорошие и плохие[4]. Признаком дуального мышления (разделяющего мир на полярности) является отнесение озорничества исключительно к негативной группе психологических феноменов, а признаком целостного мышления (которое ставится целью во многих направлениях личностного роста) является, когда в мышлении человека негативные аспекты озорничества объединены с их противоположностями.

Озорничество и дуализм/монизм, с точки зрения буддизма[править]

Люди: идущие по пути просветления и ставящие себе цель уменьшить дуальность своего мышления[4], такие, как буддисты, включают озорничество в перечень феноменов, для которых они выполняют упражнения по слиянию дуальных пар.

Отношение к озорничеству в психологически благополучных и неблагополучных семьях[править]

Противоположностью озорничества можно назвать бытие старым и больным, а озорной ребёнок может скрасить жизнь своих старых и больных родителей, и одновременно (в случае психологической зрелости родителя) получить от них поддержку и помощь во взрослении[1][3]. В случае психологической незрелости родителя, его психологической «дремучести», родитель может стать жертвой своего озорного ребёнка, а ребёнок быть наказанным за своё озорничество.

При слиянии дуальной пары[4] "озорничество плохо - озорничество хорошо" у ребёнка или у родителя, их восприятие этой конфликтной ситуации смещается из точки, когда они находились в отношениях "палач-жертва"[1], в точку, когда они скрашивают жизнь друг другу и поддерживают друг друга[1]. Гиппенрейтер описывает переход от конфликта к любви в отношениях "родитель-ребенок"[3], и возможность или невозможность озорничества является одним из признаков успешности или неуспешности этого перехода.

Источники[править]

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Леви, Владимир Нестандартный ребёнок. — Торобоан, 2006. — ISBN 5-901226-04-6.
  2. 2,0 2,1 2,2 2,3 2,4 Калшед Дональд Внутренний мир травмы. — Москва: Деловая книга, 2001. — ISBN 5-8291-0111-4.
  3. 3,0 3,1 3,2 Гиппенрейтер, Юлия Борисовна Общаться с ребёнком. Как?. — 5-е издание, исправленное и дополненное. — М: АСТ, 2011. — ISBN 978-5-271-15458-4.
  4. 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 Что такое просветление? Сборник статей под редакцией Джона Уайта