Офицеры национал-социалистического руководства вермахта

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Офицеры национал-социалистического руководства вермахта (нем. Nationalsozialistischer Führungsoffiziere, NSFO , англ. National Socialist Leadership Officers) — институт нацистской пропаганды, созданный в декабре 1943 года по приказу Гитлера для морально-психологической обработки личного состава с целью «активизации политического воспитания фанатических солдат национал-социализма», чтобы «вдохновлять солдата на ожесточённое сопротивление даже в безвыходных положениях». Пропагандист «должен добраться до самого последнего солдата и оказать своё воздействие на него», в том числе на военных занятиях или курсах по изучению специальных видов оружия[1]. Важно, что эти офицеры несли ответственность как за военное, так и за идеологическое руководство в духе нацизма, в отличие от комиссаров РККА, которые занимались только политической работой.

Создание[править]

Штаб национал-социалистического руководства при Верховном главнокомандовании вермахта (нем. Nationalsozialisticher Führungsstab) был создан согласно директиве Гитлера от 22 декабря 1943 года под общим командованием генерала Германа Рейнеке[2], который имел прямой доступ к фюреру[3]. Главной задачей было мобилизовать войска на фоне нараставшего «отупения и безразличия солдат» после поражения на Курской дуге и коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны, помноженное на усталость от войны и неверие в итоговую победу Германии[1].

Штаб отбирал кадровых офицеров вермахта, которых утверждала комиссия под руководством Вильгельма Рюдера (нем. Wilhelm Ruder), созданная главой нацистской партии Мартином Борманом. Комиссия проверяла, насколько кандидаты проникнуты нацистским духом, чтобы их инструкции в дальнейшем могли стабилизировать вермахт[4].

6 февраля 1944 года глава Верховного командования отдал приказ о формировании структуры национал-социалистического руководства в войсках, повторяющей саму командную структуру[3].

Офицеры NSFO старались повысить моральный дух фронтовиков: «Дух, воля и установка являются решающими факторами ведения войны. [...] Каждый солдат должен быть поэтому проникнут этим духом. Тот, кто знает, за что он борется, борется лучше»[1].

Присутствие офицеров по национал-социалистическому руководству вскоре сказалось в приказах и листовках командования, где всё чаще стало говориться о «верности фюреру» и «повиновении его приказам» как главной «гарантии, что победа в конце концов будет нашей»[1].

Однако в структуре национал-социалистического руководства уже был заложен конфликт между армейским и партийным руководством, что в итоге привело к провалу идеи Гитлера[3].

Охват[править]

К концу 1944 года центральные учебные курсы прошли около 47 тысяч средних идеологических офицеров и 1100 младших. В действующих частях эти функции в качестве дополнительных обязанностей выполняли офицеры. Вплоть до уровня дивизии идеологи направлялись в подчинение командиров.

В критической для вермахта умение командиров вести идеологическую войну cтало фактически приравниваться к их военно-тактическим навыкам, а поскольку психологическая обработка подчинённых была возложена на них как дополнительная нагрузка, это стало вызывать брезгливое отношение к геббельсовской пропаганде: «Лучше кормить солдат не пропагандой, а правдой», что вряд ли было возможно в 1944—1945 гг.[1]

Идеология[править]

Учебные курсы NSFO внушали сотням тысяч, а возможно, и миллионам мужчин, призванных в вермахт, нацистские и антисемитские идеи: представление о народах СССР как унтерменшах, недочеловеках, и евреях как о паразитах, которых необходимо уничтожить[5].

Нацистская пропаганда с середины 1944 года стала внушать мысль о войне против России как смертельной схватке непримиримых мировоззрений, в которой нет места снисходительности. «В этой войне мировоззрений со всей жёсткостью, которая свойственна такой борьбе, поставлена на карту судьба нашего немецкого народа... Стремление СССР направлено на то, чтобы уничтожить Империю, уничтожить немецкий народ [...] Либо мы отобьём идущий на приступ Восток и защитим этим наших жён и детей от большевизма, либо они, как рабы, погибнут от голода, будут высланы или расстреляны», - утверждалось в листовках для солдат Рейха[1].

Отступая, гитлеровские пропагандисты стали трактовать свой завоевательный поход как оборону всей Европы от Красной армии от «еврейства и большевизма». Противостоять «большевистскому нашествию» следовало под лозунгами «Наш ответ: борьба! Наша вера: Германия! Наша уверенность: фюрер!» Фронтовые офицеры реагировали на это скептически: «Гиммлер, по-видимому, искренне считает, что в современных условиях, если внушить солдатам фанатизм, то можно будет немецким мясом пробить русское железо»[1].

Запугивание населения Германии «ужасами русского нашествия» вызвало даже в войсках массовый психоз страха перед русскими, якобы обладающими превосходством в силах, что имело для вермахта обратный эффект: создавшийся из-за паники хаос был полезен только противнику[1].

Применение чудо-оружия должно было внушить веру в скорую победу: «фюрер, как и всегда, применит это боевое оружие в тот момент, когда оно может быть использовано самым эффективным образом», заверяли офицеры-агитаторы. Этот пропагандистский нарратив подтвердила бомбардировка Лондона самолётами-снарядами «ФАУ-1» 13 июня 1944 года, через несколько недель после высадки союзников в Нормандии. Нацистская пропаганда всячески муссировала слухи о жертвах и разрушениях в английской столице и обещала скорое применение ещё более мощного оружия — «ФАУ-2» и «ФАУ-3». Первую в мире баллистическую ракету дальнего действия «ФАУ-2» немцы действительно применили, вновь адресовав на Лондон[1].

См. также[править]

Источники[править]

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1,8 Могилевский Николай Алексеевич "НАВСТРЕЧУ РУССКИМ ДОЛЖНА БЫТЬ БРОШЕНА НАША НЕНАВИСТЬ...". ПРОПАГАНДА И КОНТРПРОПАГАНДА В ВЕРМАХТЕ НА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ ВОЙНЫ // ВИЖ. — 2019. — № 2. — ISSN 0321-0626.
  2. Martin Moll (Hrsg.): „Führer-Erlasse“ 1939–1945. Stuttgart 1997, S. 381 f., dokument 289.
  3. 3,0 3,1 3,2 Quinnett, R. L. The German Army Confronts The NSFO // Journal of Contemporary History. — 1978. — № 13(1). — С. 53–64.
  4. Sven Keller: Volksgemeinschaft am Ende. München 2013, ISBN 978-3-486-72570-4, S. 71 f.
  5. Saul Friedländer: Die Jahre der Vernichtung. Das Dritte Reich und die Juden. Erster Band. 1933–1939. C.H. Beck, München 1998, S. 799.
Runi.svg Одним из источников этой статьи является статья в википроекте «Руниверсалис» («Руни», руни.рф), называющаяся «Офицеры национал-социалистического руководства вермахта».
Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC BY-SA.
Всем участникам Руниверсалиса предлагается прочитать «Обращение к участникам Руниверсалиса» основателя Циклопедии и «Почему Циклопедия?».