Письмо с фронта (картина Александра Лактионова)

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Файл:Лактионов-Письмо с фронта-1947-ГТГ.jpg
Александр Иванович Лактионов
Письмо с фронта, 1947
холст, масло. 225×155 см
Государственная Третьяковская галерея, Россия

«Письмо с фронта» — жанровая картина российского советского живописца и педагога, заслуженного деятеля искусств РСФСР, народного художника РСФСР, академика Академии художеств СССР, лауреат Сталинской премии 1-й степени, представителя ленинградской школы живописи[1] Александра Ивановича Лактионова (1910—1972), законченная художником в 1947 году и изображающая родных и соседей солдата-фронтовика за чтением его письма с фронта. Удостоенная в 1948 году Сталинской премии первой степени, картина сделала имя художника широко известным и стала одним из самых популярных и любимых произведений в советском искусстве, посвящённым теме победы советского народа в Великой Отечественной войне.[2]


История написания[править]

Картина «Письмо с фронта» была написана А. Лактионовым в городке Загорск (Сергиев-Посад) под Москвой, куда в начале 1944 года А. Лактионов с семьёй приехал из Самарканда, где как преподаватель находился в эвакуации вместе с преподавателями и студентами Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры. По воспоминаниям художника, он со своей большой семьёй жил в Троице-Сергиевой лавре. Северная стена Троице-Сергиевой лавры ещё в 1930-е годы была перестроена. Арочные проемы заложили кирпичом, коридор разделили перегородками. Получилась большая коммунальная квартира. В ней и поселилась семья А. Лактионова

Заключив весной 1945 года свой первый договор к Всесоюзной художественной выставке, А. Лактионов собирался дать ей название «Встреча». Опробовал несколько вариантов композиции, но в конечном счёте, по его собственному признанию, всё решил случай. Однажды он повстречал солдата с перевязанной рукой, опиравшегося при ходьбе на палку, который искал нужный адрес, чтобы передать родным письмо с фронта от боевого товарища. Разговорились, А. Лактионов помог солдату найти нужный дом и оказался невольным свидетелем сцены получения долгожданной весточки с фронта. Так окончательно определился замысел будущей картины.

Картина писалась А. Лактионовым два летних сезона и была окончена в 1947 году. Художник работал над полотном только в солнечные дни, по утрам, когда было нужное ему освещение. По свидетельству А. Лактионова, персонажей задуманной композиции он писал с моделей прямо в холст, не делая никаких предварительных этюдов. Всё писалось с натуры, только несколько был расширен дверной проём, а монастырский двор превращён в площадь небольшого провинциального городка.

Позировать для картины в качестве главного героя А. Лактионов хотел пригласить молодого живописца, в будущем Народного художника РСФСР Н. И. Барченкова, который потерял правую руку еще до войны, но тот отказался. В итоге, в качестве модели для солдата-письмоносца А. Лактионов привлёк художника В. И. Нифонтова. По воспоминаниям автора, недавно вернувшийся с фронта десантник, как и положено, в армейской форме, он всем своим бравым видом просился на холст. Только руку пришлось бинтом привязать и слегка опереть на рукодельный костылик-палочку. На самом деле фронтовику посчастливилось вернуться с войны целым и невредимым. Он был глубоко верующим человеком. И, как сам считал, именно вера в Бога спасла его от пуль.

За время работы над картиной художник и фронтовик крепко сдружились. Судьбы их во многом оказались схожими. Владимир Нифонтов рано потерял мать, их с братом воспитывала мачеха. У Александра мама умерла, когда он был еще совсем маленьким, отец мальчишкой не занимался, от колонии его спасло увлечение живописью. По воспоминаниям старожилов, в перерывах между работой над картиной они много беседовали. Владимир интересовался искусством и театром, сам отлично рисовал.

Спустя годы А. Лактионов, будучи уже именитым живописцем, попытался найти товарища. Но выяснилось, что Владимир Нифонтов трагически погиб на костромской земле, куда переехал, женившись, в 1960-е годы. Летом вместе с учениками возвращался с поля подшефного колхоза. Ехал на телеге, восседая на самой верхушке стога сена. Навстречу во всю мощь неслась машина, набитая торчащими во все стороны срубленными елками. Одной из них Владимира сбросило на землю...[3]

Мальчиком, читающим письмо, стал семилетний сын художника Серёжа. В отношении девочки с косами до недавнего времени считалось, что А. Лактионов писал её со своей дочери Светланы. Однако С. Самоделова в своей статье утверждает со слов М. Лобановой, что девочку с косами А. Лактионов писал с неё, жившей в то время в одной квартире с Лактионовыми. В начале войны ее семью из Смоленска эвакуировали в Куйбышев. Отец ушел на фронт и пропал без вести подо Ржевом. Долго скитались, пока не получили весточку от тети из Загорска, та настоятельно звала к себе. После войны Маргарита Лобанова окончила химико-технологический институт, работала технологом. Когда А. Лактионов получил за картину Сталинскую премию 1-й степени, часть ее он отдал на восстановление народного хозяйства. А Рите подарил большую куклу в розовом платье. Ни у кого в округе не было такой...[4]

Учитывая, что работа над картиной продолжалась два года, можно предположить, что для девочки с косами могли позировать в разное время и Светлана, и Рита Лобанова, учитывая также, что обе были почти ровесницами и лица девочки на картине мы не видим.

Женщина с конвертом в руке на картине - по одним утверждениям родная тётя А. Лактионова, заменившая ему маму после ее ранней смерти. По другим - бабушка той же Риты Лобановой. По словам М. Лобановой, ей на тот момент было уже 57 лет, долго позировать ей было нелегко. Чтобы не уставали ноги, она обувала старенькие тапочки. И при каждом удобном случае старалась сбежать в огород. И в этом случае художнику для картины скорее всего могли позировать обе женщины, но черты вероятнее всего написаны с тёти А. Лактионова.

Девушкой в кофточке с красной повязкой дежурного противовоздушной обороны стала Ольга Быстрова. Вместе с мамой, бабушкой и младшим братом она жила в соседней с Лактионовыми комнате. В 1941 году Быстровым пришлось покинуть родную деревню на Смоленщине. От наступавших фашистов бежали, в чем были. Сначала оказались в Рязанской области, где жили по чужим углам. А потом дядя, который контуженным вернулся в Загорск с войны, позвал их к себе. Маму взяли работать конюхом, дали комнатку. На картине Ольга вся в солнце, а её улыбка добавляет тепла и света, наполняющих картину радостью.

Картина А. Лактионова «Письмо с фронта» в книге «Ленинградская школа живописи. Очерки истории»

Когда Ольга Быстрова позировала художнику, ей было 19 лет. Её любили за веселый нрав. Все запомнили, как 9 мая 1945 года она с гармонью ходила по улицам с песнями, пока не онемели пальцы и не сел голос. Но даже шепотом продолжала подпевать прохожим. С фронта она не дождалась ни отца, ни старшего брата. Спустя годы узнала, что брат подался к партизанам и подорвался на мине. Где сложил голову отец, так и не узнала. От обоих не пришло ни единой весточки. После позирования для картины, когда Лактионов с семьей переехал в Москву, Ольга с родными еще без малого два десятка лет жила в «стене». Работала бухгалтером, кассиром, инкассатором. Родила дочь, усыновила с мужем мальчика Славу. Рано овдовела, жила в тесноте, но жизнелюбия не утратила. Вела свадьбы, организовывала юбилеи, сочиняла стихи, распевала озорные частушки. И, по воспоминаниям современников, никогда не кичилась тем, что позировала знаменитому художнику.[5]

Так невыдуманные судьбы простых людей переселились талантом художника в образы героев картины, наполнив её правдой жизни.

В 1948 году картина «Письмо с фронта» была показана на Всесоюзной художественной выставке в Москве в Третьяковской галерее, где имела необычайный успех у зрителей. Половина записей в книге отзывов выставки была посвящена картине А. Лактионова. После выставки полотно было приобретено Третьяковской галереей. В 1948 году за картину «Письмо с фронта» А. И. Лактионов был удостоен Сталинской премии первой степени в области литературы и искусства.

В 1949 году авторская копия «Письма с фронта» с большим успехом впервые была показана за рубежом на выставке советской живописи в Германии и Венгрии. Впоследствии А. Лактионовым были написаны несколько авторских копий картины для ряда музеев, включая и Русский музей[6]. Первый вариант картины А. Лактионова «Письмо с фронта» находится в собрании Государственной Третьяковской галереи в Москве.

Картина «Письмо с фронта» стала широко известна по многочисленным выставкам и публикациям в печати. Её включали в школьные учебники, помещали на страницах календарей, на разворотах журналов «Огонёк», «Работница», «Крестьянка», печатали на отдельных листах массовыми тиражами.

Пережив разные времена, критику за «лакирование действительности» и «фотореализм», картина А. Лактионова «Письмо с фронта» остаётся и для новых поколений ярким художественным воплощение образа народа-победителя, навсегда войдя в золотой фонд отечественной живописи.


См. также[править]

Примечания[править]


Литература[править]


Ссылки[править]