Принцип иерархической относительности в решении основного вопроса философии

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Принцип иерархической относительности (ПИО) — философский принцип, устанавливающий зависимость одних или напротив — независимость (инвариантность) других свойств или статуса элементов иерархии от их положения в ней (сформулирован Ю. Ф. Зуевым (Россия) в 1997 году)[1]. Во втором случае этот принцип можно было бы назвать принципом иерархической инвариантности или «абсолютности». Поэтому ПИО подразумевает оба противоположных принципа: относительности и «абсолютности». Такое объединение отвечает диалектическому закону единства противоположностей. В данной статье ПИО рассматривается в связи с основным вопросом философии (ОВФ), поскольку исторически и логически он связан с проблемами теории ОВФ.

Кризис абсолютистских воззрений в иерархических системах[править]

После преодоления кризиса абсолютизма в физике в начале 20 века путём создания релятивистских теорий[2] к 70-м годам обозначился методологический кризис в науках, имеющих дело с иерархическими системами живой природы и техники[3] (психология, педагогика, медицина и др.), а вместе с ними и кризис философии, как их методологической базы[4]. Он заключался в том, что с позиции только абсолютистских воззрений в теории ОВФ невозможно было объяснить отношения в иерархических системах.

Для разрешения кризиса требовался методологический подход, который отвечал бы уровню сложности этих систем. И предложенный в конце 90-х годов ПИО отвечал такому требованию благодаря объединению в нём двух подходов: иерархического и релятивистского.[5] В отдельности они были известны ещё в древнеиндийской и античной философии. В 20 веке эти два философских принципа обрели по отдельности своё аксиоматическое значение в современной физике: в «теории относительности» и иерархической термодинамике[6]. Однако ПИО был открыт и получил научное значение только на рубеже 20-21 веков в 1997 г.[1]

Примеры ПИО[править]

ПИО имеет место везде, где есть иерархическая последовательность -, например, в народной пословице: «Молодец среди овец, а супротив молодца — сам овца»; или в чеховском рассказе «Хамелеон»[7], где отношение полицейского надзирателя Очумелова к укушенному Хрюкину и собаке меняется в зависимости от статуса хозяина собаки — генеральская она или — нет. Статус же собаки как животного не меняется от иерархического статуса её хозяина. Также не изменится статус осла — «хоть ты осыпь его звездами …». Последние два случая являются примерами иерархической инвариантности или «абсолютности». Из области науки, например, к ним следует отнести иерархическую инвариантность принципа стабильности вещества Гладышева[8][9]. Примером иерархической зависимости является вопрос о ключевых и заключительных факторах и проблемах (особенно теоретического и практического или правового и политического характера) и их роли в историческом процессе, например, в распаде СССР[10].

ПИО и теория ОВФ[править]

ПИО исторически и логически связан с проблемами теории ОВФ. В ряде гуманитарных наук важную методологическую роль играла теория ОВФ: гносеологического вопроса об отношении мышления к бытию, сознания к материи или иначе — вопроса об их тождестве и примате, которая задавала общий план материалистического или идеалистического решения ОВФ и проблем частных наук.

Весь период, начиная от Платона, философия не находила рационального ответа на проблемы теории ОВФ, так как не выработала соответствующего её сложности подхода и целостного решения. Поэтому обозначившийся в 1970-е годы кризис ряда наук исходил от теории ОВФ. Он и стал предметом особого внимания аналитиков и критики. В отечественной литературе тех лет её анализу посвящены, например, работы В. В. Лузгина[11], а позже в 2001 году его критике — работа А. Л. Никифорова[12]. Однако философская наука, долго остававшаяся в лоне абсолютизма, никогда не рассматривала гносеологическую проблематику ОВФ ни с иерархической, ни с релятивистской точек зрения, хотя в действительности она является частным случаем для этих подходов и приложения ПИО[5], а с другой стороны аристотелевской проблемы частей и целого[5][11]. Применение ПИО к проблематике ОВФ позволило создать, целостную концепцию его решения. Она объединяет материалистический и идеалистический монизм в единую релятивистскую дуалистическую философскую систему, в отличие от картезианского абсолютистского психофизического дуализма.

Логическое и историческое, как известно, часто не совпадают во времени. Так и новая концепция решения ОВФ появилась на 10 лет позже своего физического воплощения в химической физике 1980-х годов в лице иерархической термодинамики и термодинамической теории эволюции Г. П. Гладышева[5][13].

Ключевые проблемы[править]

Для новой концепции решения ОВФ требовалось разрешить такие ключевые абсолютистские проблемы, как:

  • 1) тождества бытия и материи (бытия и духа);
  • 2) абсолютной противоположности материального и идеального;
  • 3) монистических абсолютистских решений ОВФ в философских системах материализма и идеализма;

а в психологии

  • 4) проблемы психо-физического дуализма и параллелизма[4]

и, наконец,

  • 5) проблемы постановки гносеологического и онтологического планов решения ОВФ.

В основу решения 1)-й проблемы была положена постановка ОВФ в плане аристотелевской проблемы отношения общего и отдельного: материи и сознания как частей к бытию как целому, и отрицающего тем самым их тождество с бытием.

2)-я проблема решалась на основе положения об иерархической относительности материального и идеального, то есть зависимости их только от иерархического положения и инвариантности к их иерархическим свойствам. Тем самым отрицалась их абсолютная противоположность и возможность (3) монистического решения ОВФ. Так же отрицалась возможность (4) картезианского абсолютистского решения проблемы психофизического параллелизма, полагавшего независимость этих статусов от их иерархического положения[4]. Что касается проблемы (5), то платоновский онтологический план ОВФ, который по существу являлся объект-субъектным отношением гносеологического плана, был заменён на план действительно онтологического объект-объектного отношения[5].

Источники[править]

  1. 1,0 1,1 Зуев Ю. Ф. Принцип иерархической относительности в решении проблемы психофизического дуализма // Проблемы сознания в трудах индийских философов и современные аспекты человеческой деятельности: Матер. Международный симпоз. г. Владивосток, 6-8 октября 1997 г. Владивосток: Изд-во ДВГУ, 1998. 182 с.
  2. Рено де ля Тай (1995) Релятивизм Пуанкаре предшествовал эйнштейновскому. «[1]» 
  3. Yates F. E. System Analysis of Hormone Action. Principles and Strategies. //Biological Regulation and Development Volume 3A Hormone Action Edited by Robert F. Goldberger ColumbiaUniversity New York, New York and Keith R. Yamamoto University of California, San Francisco San Fran­cisco, California Plenum Press. NewYork and London
  4. 4,0 4,1 4,2 Давыдов В. В. и Иллеш Е. Э. Исторические корни психофизического параллелизма // Вопросы философии, 1979, № 11. C.140-150.
  5. 5,0 5,1 5,2 5,3 5,4 Зуев Ю. Ф. Принцип иерархической относительности. 23 века пути от Платона — к Аристотелю — к новому решению основного вопроса философии. / Saarbrucken: Lambert Academic Publishing, 2013. 75 с.
  6. Гладышев Г. П. Термодинамика и макрокинетика природных иерархических процессов. М: Наука, 1988. 287 с.
  7. http://vseskazki.su/chehov-rasskazy/hameleon-rasskaz
  8. Gladyshev G.P. The Principle of Substance Stability is Applicable to all Levels of Organization of Living Matter. Int. J. Mol. Sci. 2006. 7. P. 98-110. URL: http://www.mdpi.org/ijms/papers/i7030098.pdf . Biol. Bulletin, Vol. 29, No. 1, pp. 1-4. URL: http://creatacad.org/doc/news2–5.pdf
  9. Zuev Yu.Fh. The Mathematical Analysis of Metabolic Processes and Stations Thermodynamic Orderliness. Conference proceedings. Vol. 2. «11th international conference on pattern recognition and images analysis: new information technologies (PRIA-11-2013». Samara. The Russian Federation, September, 23-28, 2013, P. 775—778.
  10. Зуев Ю. Ф. К вопросу о причинах распада Союза ССР с точки зрения классовой теории государства //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2018,№ 3 (110). С. 32-39
  11. 11,0 11,1 Лузгин В. В. Современные проблемы теории основного вопроса философии. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1985. 225 с.
  12. Никифоров А. Л. Природа философии: Основы философии. М.: Идея-Пресс, 2001. 168 с. https://studfiles.net/preview/2244784/page:9/
  13. http://.worgladyshevevolutiondpress.com/