Пуштуны в Афганистане
Пуштуны в Афганистане — пуштунское население современного Афганистана.
Общие сведения[править]
До падения монархии Афганистан рассматривался как пуштунское государство. После падения монархии нет никакой законодательной привязки, что только пуштуны имеют право на руководящие посты, и было несколько не-пуштунов во главе Афганистана.
Лишь пушту (но наряду с дари) сохраняется как государственный язык Афганистана.
Ранее, афганцами называли именно пуштунов.
Кроме того, численность пуштунов в Афганистане существенно упала ввиду огромной миграции пуштунов в первую очередь в Пакистан. В результате, пуштуны составляют не более (а скорее менее) 50% населения страны. Существуют оценки, что пуштунов и того меньше: от 37 или 40−42% населения страны.
На 2021 год численность пуштунов в Пакистане оценивалась в 43,4 млн человек, а в Афганистане — лишь 15,7 млн человек.
Тем не менее, в силу инерции или особой активности, в целом, пуштуны продолжают руководить Афганистаном.
Крупнейшее племя Дуррани преобладают в провинциях Кандагар, Гельманд, Нимроз, Фарах, довольно широко представлены в Забуле и Герате, и отчасти в Бадгисе.
Второе крупное структурное подразделение пуштунов Афганистана — гильзаи.
Племя хотаков населяют районы к северо-востоку от Кандагара близ Калат-и Гильзаи, на Газни-Кандагарском плоскогорье.
Прочие племена — джаджи (дзадзи), джадран (задран), мангалы, макбилы, шинвари, чамкани, вазиры, гурбузы, хугиани, мандозаи, сабри, тани, тури, оракзаи и другие — живут в основном провинции Пактика, Пактия, Нангархар, Хост и Кунар. На севере горной страны в пределах Афганистана обитает крупное племя сафи (гандари), а также некарланийские моманды, гигиани, тарклани и пр.[1]
Таким образом, в целом, пуштуны преобладают на западе, юге и востоке страны. В Средние века пуштуны населяли и область Гор, но затем стали мигрировать на юг и восток.
Большинство афганских пуштунов — мусульмане-сунниты, но есть и шииты.
Пуштунам порой приходится сталкиваться с некоторыми прочими этносами страны, которые иногда обвиняют их в пуштунизации и пуштунском национализме[2].
Нередко случаются и столкновения собственно пуштунов друг с другом[3].