Разговорный субстрат

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Разгово́рный субстра́т — элемент разговорного синтаксиса, который служат основой для возникновения и функционирования конструкций экспрессивного синтаксиса[1].

Особенности[править]

Конструкции экспрессивного синтаксиса связаны как с разговорным синтаксисом, так и с этапами своего развития в письменном языке[2].

Под Прейсиш-Эйлау мы целый день слушали австрияков. И что, разве это музыка? Тьфу, а не музыка! То ли дело наши! А почему? Да потому, что не за деньги играют, а за отечество!
(«Записки Ларионова», Михаил Шишкин)

Вопросно-ответные конструкции

Субстрат сегментированных конструкций (форма расчленения текста, при которой в инициальную позицию выносится фрагмент, служащий поводом для высказывания (гипертема)[3][4]), особенно именительного темы (например, «Журавли… Заваленный заботой, вдалеке от сумрачных полей, я живу со странною заботой — увидать бы в небе журавлей!» (В. Солоухин)), строится на основе двойного подлежащего (например, «Тучи, они надвигаются»). В конструкциях устного синтаксиса их «разговорность» является стилистически оправданной, поэтому они называются слабыми, обусловленными формой речи. В письменном языке они становятся сильными, стилистически отмеченными (например, «Рюкзак… В отличие от наших походных мешков он имеет каркас из алюминиевых трубок» (В. Песков, «Земля за океаном»))[1].

Они приехали в два часа пополудни.
Жара. Барабаны. Флейты.
Золотые английские кареты, покрытые белым лаком. Форейторы в конюшне кормили лошадей
(«Властители и судьбы», В. А. Соснора).

Устным субстратом парцеллированных конструкций являются устные присоединительные конструкции, которые в устной речи фиксируются труднее, чем сегментированные, потому что различие с неприсоединительными вариантами состоит часто только в бо́льших паузах между высказываниями. Если в разговорном синтаксисе это синтаксические «добавки», в художественной и публицистической речи они несут дополнительную стилистическую окраску: например, «Джинсы, твидовый пиджак и хорошая рубашка. Очень хорошая. Моя любимая! Белая. Обычная белая рубашка. Но любимая. Я надел её… и отправился встречать Макса» (Евгений Гришковец, «Рубашка»)[1].

Лексический повтор с синтаксическим распространением имеет разговорным субстратом повтор без распространения — весьма распространённое явление ещё в древнерусском языке. Средством усиления являются соположенные словоформы (например, «Тишина, тишина»). В разговорной речи часто отмечаются повторы в различных позициях в предложениях. Повторяются словоформы, а иногда даже целые словосочетания[1].

Вопросно-ответные конструкции (стилистический приём; конструкция экспрессивного синтаксиса, представляющая собой блоки вопросов и ответов в монологической речи[5]) в письменной речи имеют субстратом устные вопросительные конструкции. В письменной речи вопросно-ответные конструкции встречаются не только в художественных диалогах, но в монологах, а также в речи автора. Вопросно-ответную форму называют одним из основных средств, которое применяется в главной части рассуждения-размышления[4] и служит средством диалогизации монологической речи[6].

В цепочках номинативных предложений (последовательности назывных предложений[7]) менее других усматривают разговорный субстрат. В разговорном синтаксисе употребление одиночных или двух номинативных предложений существует давно, однако цепочки номинативных предложений являются преимущественно книжным стилистическим явлением. Экспрессия цепочки номинативных предложений как конструкция связана с синтаксической расчленённостью в повествовании или описании и со свернутостью высказывания. Как следствие, действительность и события описываются в таких конструкциях фрагментарно, количество логических акцентов увеличивается и изменяется интонированность фрагмента (текст читается более прерывисто)[7][8].

Поверьте (совесть в том порукой),
Супружество нам будет мукой.
Евгений Онегин», А. С. Пушкин.)

Вставная конструкция

Вставная конструкция — Синтаксическая конструкция (слово, словосочетание, предложение), которая содержит дополнительные сообщения, попутные сведения, пояснения, уточнения и поправки, которые касаются содержания основного предложения[9][10][11][12] (например, «Не говоря о том, что я хочу (хочу и хочу!) взойти на вершину, разве можно…» (В. Солоухин)). Является видом осложнения предложения и текста[12] элементами, которые не являются членами предложения, грамматически не связаны с предложением[13][6], но при этом подчинены задаче пояснения содержания (содержательно-ассоциативный характер связи) либо всего предложения, либо какой-либо его части[14]. Вставные элементы могут занимать либо интерпозитивное, либо постпозитивное положение, тогда как в препозиции (абсолютное начало) они невозможны[14].

Медленно проезжает по улицам, чуть покачиваясь, карета (И. Сабурова).

Экспрессивное словорасположение — конструкция экспрессивного синтаксиса[15], в которой рема вынесена в начало высказывания[16][17]. В расположении «рема — тема» проявляется стремление говорящего (пишущего) начать высказывание с самого коммуникативно значимого компонента, который выделяется интонационно (пример: Не люблю я делать уроки!). По мнению Г. Н. Акимовой, экспрессивное словорасположение — единственное в числе конструкций экспрессивного синтаксиса, замыкающееся в рамках предложения, не выходящее в текст[16].

См.также[править]

Примечания[править]

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Синтаксис современного русского языка: словарь-справочник, 2009, с. 112—115
  2. Синтаксис современного русского языка: хрестоматия с заданиями / сост. Г. Н. Акимова, С. В. Вяткина, В. П. Казаков и др.; отв. ред. С. В. Вяткина. 2-е изд., испр. и доп. — СПб. : Филологический факультет СПбГУ, 2013. — 712 с. С. 625.
  3. Синтаксис современного русского языка: словарь-справочник, 2009, с. 120
  4. 4,0 4,1 Жеребило, 2010
  5. Синтаксис современного русского языка: словарь-справочник, 2009, с. 16—17
  6. 6,0 6,1 Матвеева, 2010
  7. 7,0 7,1 Синтаксис современного русского языка: словарь-справочник, 2009, с. 166
  8. Акимова Г. Н. Новое в синтаксисе современного русского языка: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1990. — С. 91.
  9. Валгина Н. С. Синтаксис современного русского языка. 3-е изд. М., 1991. С. 262.
  10. Русский язык: энциклопедия / гл. ред. Ф. П. Филин. М., 1979. С. 49.
  11. ЭРЯ, 1997, с. 79
  12. 12,0 12,1 Синтаксис современного русского языка: словарь-справочник, 2009
  13. Синтаксис современного русского языка: учебник для высших учебных заведений Российской Федерации / Г. Н. Акимова, С. В. Вяткина, В. П. Казаков, Д. В. Руднев; под ред. С. В. Вяткиной / Учебно-методический комплекс по курсу «Синтаксис современного русского языка». — СПб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, 2009. — 347 с.
  14. 14,0 14,1 Энциклопедический словарь-справочник лингвистических терминов и понятий, 2014
  15. Акимова Г. Н. Новое в синтаксисе современного русского языка: Учебное пособие. — М.: Высшая школа, 1990. — С. 89.
  16. 16,0 16,1 Синтаксис современного русского языка: словарь-справочник, 2009, с. 168—169
  17. Ковтунова И. И. Стилистические варианты словорасположения в языке художественной прозы // Русский язык в национальной школе. — 1969. — № 4.

Литература[править]

Рувики

Одним из источников, использованных при создании данной статьи, является статья из википроекта «Рувики» («ruwiki.ru») под названием «Разговорный субстрат», расположенная по адресу:

Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC-BY-SA 4.0 и более поздних версий.

Всем участникам Рувики предлагается прочитать материал «Почему Циклопедия?».