Рели Ависар

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Рели Ависар

Reli-Avisar-from-Tel-Aviv-University-with-an-ivory-plaque-adorned-with-a-lotus-flower.-Yaniv-Berman-Israel-Antiquities-Authority.jpg













Рели Ависар (англ. Reli Avisar) — израильский археолог[1].

Биография[править]

Докторант кафедры археологии и древних культур Ближнего Востока Тель-Авивского университета в Израиле.

В сентябре 2022 года сообщается: пластинки из слоновой кости периода Первого Храма (7-8 вв. до н.э.) были впервые обнаружены в Иерусалиме. Археологи считают, что они находились в здании, сгоревшем во время взятия Иерусалима вавилонянами в 586 г. до н.э. Раскопки, совместно проведенные Израильским управлением древностей (IAA) и Тель-Авивским университетом, включали раскопки на парковке Гивати в Национальном парке Иерусалимские стены. Раскопки финансировались Фондом «Город Давида». По словам Идо Коха и Рели Ависара из Тель-Авивского университета, украшения на некоторых пластинках из слоновой кости состоят из рамок, прорезанных розетками, в центре которых находится стилизованное дерево, оба из которых были популярными символами в Месопотамии. Другие были украшены цветами лотоса и геометрическим узором[2].

В январе 2025 года пишут: древнее сооружение из целого ряда помещений, обнаруженное недалеко от Старого города Иерусалима, по мнению исследователей, использовалось для ритуалов и поклонения почти 3000 лет назад. Результаты исследования сооружения опубликованы в журнале Управления древностей Израиля Atiqot в статье под названием «Свидетельства поклонения в высеченных в скале помещениях на восточном склоне Города Давида, Иерусалим». Авторы статьи — Эли Шукрон, Лиора Фрейд, Хелена Рот и Рели Ависар из Тель-Авивского университета, а также Эфрат Бохер из Исследовательского центра древнего Иерусалима[3].

В апреле 2025 года в Иерусалиме археологи обнаружили величественное сооружение, которое на протяжении веков оставалось скрытым под землей. Здание было разрушено во время вавилонского завоевания Иерусалима в 586 году до н.э. Среди находок выделяются коллекция булл и печатей, набор изысканных столовых приборов для официальных приемов и уникальные пластины из слоновой кости, украшавшие мебель. Как отмечает исследовательница Рели Ависар, эти артефакты демонстрируют связи Иерусалима с другими столицами региона, включая ассирийский Нимруд[4].

В сентябре 2025 года сообщается: археолог из Тель-Авивского университета проследила, как декоративный мотив пальметты в Железном веке под влиянием ассирийской гегемонии трансформировался из символа местной элиты в знак царской власти. Исследование Рели Ависар, опубликованное в журнале Levant, раскрывает историю трансформации одного из древних символов власти – пальметты. Ависар проанализировала, как мотив пальметты – стилизованного изображения финиковой пальмы с центральным стволом и расходящимися листьями – менял свое значение вместе с политическими и социальными изменениями в древней Иудее. Первоначально пальметта была популярным декоративным элементом по всему Леванту в эпохи бронзы и железа, появляясь преимущественно на предметах элиты. В Иудее сохранились лишь единичные примеры конца IX – начала VIII века до н.э.: две печати и бронзовая гиря. Это были личные вещи, и пальметта являлась частью визуального языка местной знати, вероятно символизируя процветание. Перемены произошли во второй половине VIII века, когда ассирийский царь Тиглатпаласар III предпринял серию походов в Левант. Это привело к падению Северного царства и подчинению Иудеи ассирийскому влиянию. Политическая атмосфера в Иудее изменилась: была создана сложная бюрократическая система. Материальная культура Иудеи также претерпела значительные изменения, связанные с ассирийской гегемонией. Ассирийский царь использовал розетку как собственную эмблему, которая украшала его одежду и корону. Царь Иудеи Манассия в VII веке до н.э. заимствовал эту идею. Он выбрал пальметту – уже знакомый местной элите символ – и использовал ее в новом контексте. Пальметта стала появляться на каменных капителях, венчающих колонны, и на роскошных резных изделиях из слоновой кости. На костяных пластинах, обнаруженных в ходе раскопок на месте парковки Гивати в Иерусалиме, вырезаны три подобных рисунка. На одном из них изображена пальметта в обрамлении 12 розеток – символов ассирийской царской власти. Тем самым Манассия обращался и к своему народу, демонстрируя преемственность традиций, и к ассирийцам, показывая принятие их языка власти. После реформ царя Иошияху пальметта утратила свой царский символизм и, вероятно, стала намеренно отвергаться из-за своей связи с ассирийской розеткой[5].

Источники[править]