Ровенское гетто
Ровенское гетто | |
---|---|
Период существования |
декабрь 1941 - 13 июля 1942 |
Число узников |
5000 |
Председатель юденрата |
Моисей Бергман и Яаков (Леон) Сухарчук |
Еврейское гетто в городе Ровно было создано нацистами в период оккупации Украины под руководством эсэсовского палача Ганца Прютцмана. Перед началом оккупации в Ровно проживали 25 тысяч евреев. Город был оккупирован 28 июня 1941 года. В июле-августе были убиты 3000 евреев. 6-7 ноября в шести километрах от Ровно, 23 500 человек были расстреляны в лесу Сосенки[1][1].
В декабре 5 тысяч евреев были собраны и помещены в ровенское гетто, их тоже ожидала смерть[2][3][4][5].
Гетто было ликвидировано 13 июля 1942 года. Несколько человек смогли спастись, и они присоединились к партизанам и в дальнейшем приняли участье в освобождении Ровно. Ровно был освобождён 5 февраля 1944 года. Выжившие евреи начали возвращаться на родину, и к концу 1944 в Ровно проживали 1200 евреев[2].
Исторический фон[править]
С началом военных действий на территории Польши в город Ровно в середине сентября хлынули еврейские беженцы. Очевидец событий Ешааяху Шинделькройт вспоминал: «Внезапно Ровно был заполнен беженцами из Лодзи, Варшавы, Люблина и других мест. Каждый день город становился всё более переполненным, и не все могли найти крышу над головой. Не хватало еды, так как продукты в магазинах были раскуплены, а новые поступления отсутствовали. Страх распространялся повсюду, и Ровно начал напоминать город в осаде. Никто не знал, что могло произойти в последующие часы»[6].
Вскоре после этого, исходя из предшествующего соглашения относительно советской и немецкой сфер влияния, вермахт покинул город, и город Ровно стал центром Ровенской области в Украинской ССР в сентябре 1939 года. Затем польскому населению позволили выехать в Польшу, в то время как количество еврейского населения перевалило за половину от общего числа жителей, пополнившись беженцами[7]. Житель советского Львова Марек Герман с удивлением отмечал новые возможности, которые он получил при советской власти: «Теперь, внезапно, это было, словно я мог стоять в полный рост, и я был преисполнен чувством свободы. Я начал воспринимать новые ценности; я приобрел сознание рабочего класса. Впервые я понял, а также верил, что не было никаких различий между евреями, поляками, украинцами или русскими, все мы были людьми»[8].
Большинство расчетов показывают, что к июню 1941 г. еврейское население в Ровно составляло более 30 тыс. человек. С началом Великой Отечественной войны поток еврейских и нееврейских беженцев на восток возобновился. При этом около трёх тысяч ровенских евреев смогли эвакуироваться до прихода гитлеровцев[1].
28 июня 1941 года город захватили немецкие войска[9]. 20 августа 1941 года город был объявлен столицей Рейхскомиссариата Украины. Гауляйтер Эрих Кох объяснял выбор в пользу Ровно, а не Киева тем, что хотел показать ничтожность украинской нации[1].
Уничтожение еврейского населения[править]
→ Массовое убийство в лесу Сосенки (Ровно)
В конце июня 1941 г. в Клевани, в двадцати километрах к северо-западу от Ровно, отставшие от своих частей красноармейцы совершили нападение на немецких солдат, расположившихся на отдых возле водоёма. Расслабившихся оккупантов скосили пулемётным огнем из засады— все 180 немецких солдат были убиты. «Это обернулось трагедией для евреев, поскольку солдатам СС, также прибывшим в тот же день в Клевань, сообщили о происшествии, и они обвинили в нем евреев, — вспоминал уцелевший после холокоста кузнец Абрам Киршнер, которому в 1941 году был 21 год. — Подобно гиенам, они незамедлительно вошли в город и убивали на месте любого еврея, с которым сталкивались. Остальных они выволакивали из домов и тайных убежищ с помощью местных украинских националистов, которые направляли их к местам проживания еврейских семей. Особой жестокостью отличался палач по фамилии Серцов, который привел немцев на советский водочный склад. Он сообщил солдатам СС, что все евреи в городе были коммунистами, а затем поехал с ними, указывая на еврейские дома. После того, как немцы напились, они стали совершать убийства. 150 человек — мужчин, женщин, детей, пожилых людей — собрали на рынке и убили. Немцы забрасывали еврейские дома гранатами, в них, среди развалин, оставались лежать умирающие люди, а остальных они убивали в домах и на улицах. Таким образом было убито около 700 человек от общей численности населения Клеваня в 2500 человек. В течение трех дней трупы убитых лежали непогребёнными на улицах, где собаки и свиньи разрывали их на части. Когда они начали гнить, немцы приказали оставшимся евреям перенести трупы в синагогу. Закрыв ворота синагоги, они облили все бензином и подожгли. Во время расстрелов евреев в Клеване мы скрывались на расстоянии трёх километров в городке Билов у местного православного священника, который на три дня приютил в своем доме всю нашу семью. Когда горожане прознали об этом, толпа вынудила нас оставить благородного священника, который оказался неспособен их умиротворить. Позже мы узнали, что тот священник вместе со своими женой и дочерью умер ужасной смертью во время сожжения города немцами в 1943 г. Этот Aktion был осуществлен с помощью темно-синей [украинской] полиции»[10][1].
Тем временем в Ровно было арестовано около 250 евреев, главным образом взрослых мужчин, которые, вероятно, были убиты в районе улицы Белой, которая позже стала местом массового захоронения евреев[10]. На этом месте находилась печально известная гестаповская тюрьма, расположенная в северо-западной части города, к востоку от лагеря для военнопленных Шталаг 360 и чуть севернее будущего еврейского гетто[11].
Уничтожение ровенских евреев происходило в три этапа[11].
Когда нацисты захватили город, в нём прошло несколько «самоочистительных» погромов в форме самосудов. Несколько расстрелов еврейского населения прошло 9 и 12 июля 1941 года. Чинами зондеркоманды 4А были расстреляны 240 евреев (в официальном немецком отчёте они были названы «большевистскими агентами» и «еврейскими функционерами»). 16 августа батальон полиции безопасности провёл акцию в Ровно, в ходе которой были расстреляны около 300 евреев.
Самый кровавый расстрел произошёл 6-7 ноября: 23 500 мужчин, женщин и детей[12][11] были расстреляны нацистами и членами ОУН-Б в лесу Сосенки неподалёку от Ровно. Евреи были расстреляны 320-м батальоном полиции порядка с помощью подразделения айнзацкоманды 5[12].
«Подходя к Сосенкам, мы поняли, что пришли на смерть, — вспоминала одна из выживших. — Моим глазам открывалась кошмарная картина, от которой даже теперь, когда угроза смерти давно прошла, кровь стынет в жилах. Ров длиной метров 100. Через ров перекинуты бревна. На бревнах, выстроившись друг за другом, стоит человек 10-20. Длинная очередь из автомата — и люди, как скошенные колосья, падают в яму»[3].
Остальные 5000 евреев, которые владели профессиями, нужными оккупационной администрации, были собраны со своими семьями и помещены в гетто. Гетто было создано в декабре 1941 года в квартале Воля[13].
13 июля 1942 гетто было ликвидировано, евреи узники были вывезены под Костополь и расстреляны. Рейхскомиссар Украины Эрих Кох объявил город Judenfrei, т.е. «очищенным от евреев»[11].
2 февраля 1944 года Ровно был освобождён от германских войск советскими войсками 1-го Украинского фронта в ходе Ровно-Луцкой операции.
Политика оккупантов и их пособников[править]
Через восемь дней после начала оккупации всех евреев начиная с одиннадцати лет обязали носить на левой руке белую нарукавную повязку со звездой Давида желтого цвета. Спустя месяц повязки сменили на круглые желтые нашивки, радиусом примерно восемь сантиметров, которые требовалось носить на левой руке всем евреям четырнадцати лет и старше. «В конце августа 1941 г. Юденрат объявил о постановлении, согласно которому евреям больше не разрешалось ходить по тротуарам, а только посреди дорог»[11].

С самого начала немецкие оккупационные власти намеренно старались посеять ненависть между жителями Ровно по национальному признаку. Типовые распоряжения гласили: «Любой, давший убежище еврею или позволивший ему переночевать, а также члены его семьи, будут немедленно расстреляны комендантским взводом»[14]. Повсюду были развешаны антисемитские плакаты: «Жидам мы ничего не дадим!», «Жидам не место среди вас! Жиды — вон!» «Жид — ваш вечный враг!»[11]
Издававшиеся оккупантами газеты «Украинский голос», «Наши вести», «Ковельские вести», «Гороховские вести» твердили: «Евреи — бациллы разложения!» «Евреи — величайший враг человечества!»[15]. Улас Самчук, редактор главной газеты рейхскомиссариата Украины «Волынь», выходившей в Ровно, открыто призывал в сентябре 1941 г.: «Все [иностранные] элементы, проживающие на нашей земле, будь то евреи или поляки, должны быть уничтожены. В этот самый момент мы решаем еврейский вопрос, и это решение является частью плана [Рейха] по полному переустройству Европы»[15].
Немцы сулили вознаграждения для неевреев, помогающих полиции разыскивать скрывающихся евреев. Также было широко распространено оповещение: «Смертной казнью будет караться каждый, кто прямо или косвенно поддерживает членов банд, саботажников, опасных преступников или сбежавших военнопленных; каждый, кто снабжает их продуктами питания, скрывает, либо помогает им любым иным способом. Все их имущество будет конфисковано»[11].
Выжившая еврейка Барбара Барац вспоминала, что после нападения на еврейских мужчин в Ровно 8 июля 1941 г. еврейская община, как это практиковалось и в других городах Западной Украины, была обложена «контрибуцией»: люди должны были стоять в очередях, чтобы сдать оставшееся у них золото и серебро. Украинцы наблюдали за этим публичным зрелищем «зловеще улыбаясь, как будто это было забавное шоу». Барац считала ровенских украинских соседей «в своей основной массе крайне опасными врагами», потому что «если немцы не признали бы нас как евреев, то украинцы очень хорошо замечали различия и незамедлительно передали бы нас немцам»[16].
Пятнадцатилетняя Адель Либерман и ее тринадцатилетняя сестра Инда до войны проживали в Ровно и Здолбунове. В первое лето немецкой оккупации девочки работали по двенадцать часов, с шести утра до шести вечера, в трудовых бригадах по надзором украинской полиции. «Во время работы они обращались с нами бесчеловечным образом. Они избивали и оскорбляли нас». Обычным делом были полицейские рейды и облавы: «украинская полиция и немецкая армия начали отлавливать еврейских мужчин на улицах, в домах, вытаскивать их с чердаков, из подвалов и других укрытий. Всех их загружали в автомобили, грузовики и увозили в неизвестном направлении. Считалось, что их увозили на работы, но они никогда не возвращались»[11].
Гетто[править]
В гетто был назначен юденрат из 12-ти человек. Главой юденрата были назначены Моисей Бергман и Яаков (Леон) Сухарчук, они покончили жизнь самоубийством в конце 1941 года, потому что не хотели выдавать сограждан по требованию нацистов. Евреи, проживавшие в гетто, должны были платить поборы немецким властям. В одной операции по изъятию денег евреев Ровно обязали выплатить 12 млн. рублей. Также у евреев отнимали золото, драгоценности, мебель и одежду[12]. Евреи продавали одежду для того, чтобы получить немного еды[17]. Наиболее ценные вещи отправляли в Германию, остальное отдавали или продавали по символическим ценам немецким военнослужащим и украинским полицейским. В гетто ввели многочисленные ограничения для евреев, в том числе евреи обязаны были носить отличительный знак, пришитый на одежду[18].
Уничтожение гетто[править]
В гетто накапливали оружие, и действовали подпольные организации. В ночь 13 июля 1942 года в 22:00 в гетто была проведена «акция»: подразделения СС и отряды украинской полиции окружили гетто, установили вокруг него прожектора и включили их. Бригады СС и украинская полиция разделились на маленькие группы, которые врывались в дома и силой выталкивали жителей, затем загнали их в товарный поезд, вывезли под Костополь и расстреляли. Так было убито 5 тысяч евреев[5][13].
Всего за время оккупации были расстреляны более 20 тысяч евреев города.
Часть подпольщиков бежали, многих уничтожили в лесах немцы и украинские националисты, но некоторые смогли присоединиться к большим советским партизанским отрядам Д. Медведева, В. Бегмы и к Ровенскому партизанскому соединению №1; часть из них 5 февраля 1944 г. участвовали в боях за освобождение города[12].
В Ровно, так же как и во многих других городах и посёлках Западной Украины, массовые расстрелы евреев произошли при активной помощи единомышленников из украинской полиции и жандармерии[19].
Свидетельства очевидцев[править]
Немецкий инженер Герман Грабе был директором украинского филиала одной из немецких строительных фирм в Здолбунове Ровенской области. Он оказался в Ровно во время деловой поездки и в ночь на 13 июля 1942 года и стал свидетелям уничтожения пяти тысяч евреев, находившихся в гетто. Грабе дал об этом правдивые показания в Нюрнберге во время трибунала над главными военными преступниками. Грабе пытался спасти евреев, работавших под его начальством.
«13 июля, около 23-х часов, украинские полицаи под руководством эсэсовцев окружили ровенское гетто, установили вокруг него прожектора. Разделившись на небольшие группы, полицейские и эсэсовцы врывались в дома, ударами прикладов выбивали двери, если им не открывали достаточно быстро, или даже бросали в окна гранаты… Раздавались крики женщин, которые звали детей, и крики детей, которые потеряли родителей, но это мало волновало эсэсовцев, которые били несчастных и гнали их бегом в сторону вокзала, где ожидал товарный поезд. Людей заталкивали в вагоны. Надо всем этим стоял неистовый плач женщин, детей, слышались звуки ударов и выстрелов. Всю ночь под ударами бичей и при звуках стрельбы испуганные жители гетто метались специально освещёнными улицами. Можно было видеть, как женщины прижимали к себе иногда мёртвых детей, как дети несли куда-то мёртвых родителей, не желая оставить на надругательство их тела. Вдоль дороги были брошены десятки трупов-женщин, детей, стариков. Двери домов были раскрыты, окна выбиты, везде валялись одежда, обувь, разодранные сумки, чемоданы и другие жалкие «сокровища». В одном из домов я увидел полуголого ребёнка с разбитой головой, которому, по-видимому, не было и года»[5][13][20].
Примечания[править]
- ↑ 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 Бурдс Джеффри. Холокост в Ровно: резня в лесу Сосенки ноября 1941 г. (часть II) // Журнал российских и восточноевропейских исторических исследований. 2017. №2 (9).
- ↑ 2,0 2,1 Ровенское гетто(англ). Архивировано из первоисточника 24 июня 2016. Проверено 18 мая 2016.
- ↑ 3,0 3,1 Трагічні роки. (Уривок)&website=www.rivne.org.
- ↑ Yad Vashem - Request Rejected. Архивировано из первоисточника 12 июля 2017. Проверено 18 мая 2016.
- ↑ 5,0 5,1 5,2 Horror of the 'liquidation' of the Rovno ghetto - WWII Today англ.. WWII Today (2012-07-13). Архивировано из первоисточника 24 июня 2016.[недоступная ссылка] Проверено 18 мая 2016.
- ↑ Rowne; sefer zikaro [Ровно; мемориал еврейской общине Ровно в Волыни], редактор А. Авитачи (Тель-Авив: 1956): с. 514-517. Перевод с идиша Амита Б. Е. Гиттермана.
- ↑ Zvi Gitelman, Keith Sword, ed. The Soviet Takeover of the Polish Eastern Provinces, 1939-1941 (New York: St. Martin's Press, 1991).
- ↑ Marek Herman. Survivor's journey from the Alps to the Red Sea (M.P. Western Galilee, Israel: Ghetto Fighters' Museum, 1985): с. 26.
- ↑ Справочник «Освобождение городов: Справочник по освобождению городов в период Великой Отечественной войны 1941—1945» / М. Л. Дударенко, Ю. Г. Перечнев, В. Т. Елисеев и др. М.: Воениздат, 1985. 598 с.
- ↑ 10,0 10,1 Свидетельство Авраама Киршнера, (род. в 1920 г. в Клеване, под Ровно), 11 октября 1945 г., Krakow. Zydowski Instytut Historyczny (далее, ZIH), 301/1190, с. 1, 3.
- ↑ 11,0 11,1 11,2 11,3 11,4 11,5 11,6 11,7 Бурдс, Джеффри. ХОЛОКОСТ В РОВНО: РЕЗНЯ В ЛЕСУ СОСЕНКИ НОЯБРЯ 1941 г. (ЧАСТЬ I) // Журнал российских и восточноевропейских исторических исследований. 2017. № 1 (8).
- ↑ 12,0 12,1 12,2 12,3 Ровно — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ 13,0 13,1 13,2 Мирослава Бердник Битва За Украину- пешки в чужой игре. Архивировано из первоисточника 10 июня 2016. Проверено 18 мая 2016.
- ↑ Koval, M. I. “The Nazi Genocide of the Jews and the Ukrainian Population.” In Bitter Legacy: Confronting the Holocaust in the USSR, edited by Zvi Gitelman, 51–60. Bloomington: Indiana University Press, с. 52.
- ↑ 15,0 15,1 Владислав Наконечный (Луцк). Холокост на Волыни. Жертвы и память. Корни (журнал), № 36 (октябрь-декабрь 2007).
- ↑ Barbara Barac. Escape from Destiny: Holocaust Memoirs from Ukraine (Melbourne, Australia: Jewish Holocaust Museum and Research Centre, 1990).
- ↑ «ХАЙЛЬ ГИТЛЕР!» С ГАЛИЦКИМ АКЦЕНТОМ (Часть 3) » Newzz - актуальные украинские новости из сети. newzz.in.ua. Архивировано из первоисточника 16 июня 2016. Проверено 18 мая 2016.
- ↑ Общины - Федерация еврейских общин Украины. www.fjc.org.ua. Архивировано из первоисточника 29 мая 2016. Проверено 18 мая 2016.
- ↑ Украина. Евреи Украины в годы Второй мировой войны (1939–45) — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- ↑ Жак Деларю История гестапо. — Смоленск. — С. 327—328.
![]() ↑ [+] | |
---|---|
Массовые расправы | |
Концлагеря, тюрьмы и лагеря смерти | |
Крупнейшие гетто | |
Главные организаторы |
|
Структуры-исполнители |
Украинские: Украинская вспомогательная полиция |
Коллаборанты | |
Сопротивление и выживание | |
Планирование, методы, документы и свидетельства |
|
Сокрытие и отрицание | |
Расследования, суды и изучение | |
Праведники народов мира на Украине | |
Память | |
![]() | Одним из источников, использованных при создании данной статьи, является статья из википроекта «Руниверсалис» («Руни», руни.рф) под названием «Ровенское гетто», расположенная по адресу:
Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC BY-SA. Всем участникам Руниверсалиса предлагается прочитать «Обращение к участникам Руниверсалиса» основателя Циклопедии и «Почему Циклопедия?». |
---|