Циклопедия скорбит по жертвам террористического акта в Крокус-Сити (Красногорск, МО)

Юденрат

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Вспоминания о докторе Эльханане Элькесе председателе Каунасского эльтестенрата (юденрата).
Марка Лодзинского гетто
Сотрудник Еврейской полиции в Варшавском гетто
Здание Варшавского юденрата после подавления восстания в гетто

Юденрат (нем. Judenrat — «еврейский совет») — в период 2-й мировой войны административный орган еврейского «самоуправления», созданные немецкими властями в гетто. Состоял из евреев и нёс ответственность за выполнение приказов немецких властей[1].

История[править]

Поначалу марионеточные органы еврейского «самоуправления» появилдись в Германии, в Вене и в Праге, но назывались по-разному и подчинялись разным организациям (обычно гестапо). Лишь после оккупации Польши термин «юденрат» впервые появился в секретной инструкции шефа гестапо Рейнхарда Гейдриха руководителям айнзацгрупп 21 сентября 1939 года:

Во всех еврейских общинах должен быть создан совет еврейских нотаблей, по возможности составленный из личностей, пользующихся влиянием, и раввинов. Совет должен состоять из 24 евреев-мужчин (количество зависит от численности общины). Он должен быть полностью ответственным (в буквальном смысле слова) за точное и неукоснительное соблюдение всех инструкций, которые уже разработаны и которые ещё будут разработаны.

Таким образом, данные структуры внедрены в 1939 году, вначале в Польше, а затем и в прочих оккупированных странах, помимо Франции, Бельгии и Греции.

К концу 1940 года в польском генерал-губернаторстве функционировало уже около 200 юденратов и столько же гетто.

Специальное распоряжение генерал-губернаторства «Об организации юденратов» повсюду, где проживают евреи, было издано 21 сентября 1941 года.

В сентябре 1941 года при львовском юденрате был создан отдел еврейской полиции порядка. Тогда во главе отдела были поставлены люди порядочные, пользующиеся уважением евреев города, в частности бывшие военнослужащие польской армии Макс Голигер, Абрам Шапиро, львовянин Игнац Бартель, Базиль Левин, Арон Блауштейн. Численность еврейской полиции порядка составляла постепенно выросла с 200 до 750 человек.

В ноябре 1941 года немцы потребовали от населения одного из гетто заплатить 2,5 миллионов рублей и 6 кг золота. Подобные контрибуции они накладывали на многие гетто.

Описание[править]

Центральным органом являлся Имперский представительский совет германских евреев (Reichsvertretung der Deutschen Juden).

Руководитель юденрата именовался «юденэльтестер» (Judenältester) — «еврейский староста». Именно он контактировал (то есть получал приказы и отчитывался об их исполнении) с немецкими властями. Так, в городе Великие Луки председателем юденрата был Лабас, который ежедневно был обязан говорить немцам следующую фразу: «Я, жид Лабас, докладываю вам… что все жиды на месте», если же кого-то из евреев не хватало, Лабаса подвергали сильному избиению.

Евреи гетто должны были выполнять распоряжения юденрата, а тот подчинялся немцам в лице полиции безопасности, айнзацкоманд и гражданской администрации.

Сотрудники юденрата (как и еврейской полиции) получали большее вознаграждение и больший паёк, чем прочие узники гетто.

Зона ответственности и подотчётность юденратов варьировались: он мог отвечать город или местечко, и за целый район. В Германии, Нидерландах, Словакии, Румынии и в Протекторате Богемия и Моравия юрисдикция юденрата распространялась на всю страну.

На август 1941 года в юденрате насчитывалось 14 отделов, включая отдел безопасности, которому подчинялась еврейская полиция. Помимо полиции были ещё тайные осведомители, такие как Абрам Ганцвайх, работавшие на гестапо.

Об отделах даёт представление бюллетень Львовского юденрата: 1. Президиум; II — отдел организационный и кадров; III — отдел снабжения (доктор А.Эгид); IV отдел мебели (Б.Тайгольц); V — телефонная станция; VI хозяйственный отдел с подотделами: общий, торговли, реместа, продовольствия и др.; VII — отдел финансов (И.Пацановский); VIII касса (доктор И.Бардах); IX — редакция и администрация бюллетеня юденрата (Ст.Мадфус); Х еврейская полиция порядка о четырьмя комиссариатами во главе с инспекторами А.Шапиро и М.Голигером; XI — отдел социального обеспечения (доктор И.Кон); XII — отдел труда (доктор А.Яффе); XIII отдел налогов и пошлин (М.Ротт); ХIV-отдел культуры (доктор Н.Браф); ХV- отдел строительства (М.Бренер); ХVI — отдел контроля (вакантный); ХVII — отдел статистики (доктор А.Кац); ХVIII — похоронный отдел (раввин А.Раппапорт); XIX — отдел жилья и переселений (доктор А.Яффе); XX — отдел учета граждан (доктор П.Блюменфельд); XXI — отдел школ (раввин Н.Лойтер); XXII комитет помощи заключенным в лагерях принудительного труда (доктор А.Аксер и Н.Кон); XXIII — отдел санитарии и здравоохранения с поликлиниками и больницами по ул.Кушевича, 5, Замарстыновской, 112, Полтвяной, 39, Боимов, 20 и др. (доктор Н.Блуштейн).

По распоряжению № А-428 от 20 января 1940 года все евреи мужского пола от 14 до 60 лет подлежали принудительному труду. Юденраты были обязаны «довести до сведения всех живущих в данной местности евреев, что они подлежат теперь и в дальнейшем принудительному труду». В приказе подчеркивалось, что, «если еврей не явится на принудительные работы, ответственность ложится на юденрат».

При огромном количестве обязанностей, возложенных на юденраты, никакой реальной власти те не имели, и влияние на немцев оказывать не могли.

Членами юденратов назначались еврейские общественные деятели, активисты еврейских политических партий, религиозных и благотворительных организаций, раввины, педагоги и врачи. Тем самым немцы старались усилить силу юденратов при помощи уважаемых в общине людей. Например во Львове немцы хотели назначить главой юденрата правоведа, профессора Львовского университета Мауриция Аллерханда, но тот отказался, тогда главой был назначен адвокат, бывший офицер австро-венгерской армии, доктор Юзеф Парнас. Заместителем Парнаса стал львовский адвокат, бывший редактор еврейской газеты «Тогблатт», один из руководителей галицкого объединения «Общих сионистов» доктор Адольф Ротфельд. Вторым заместителей Парнаса стал доктор Генрих Ландеcберг.

В основном членов юденрата, председателя и его заместителя избирали евреи, но их решение согласовывалось с немецкой администрацией, для которой имело значение, в частности, знание претендентом немецкого языка.

Вначале юденраты отвечали за перемещение евреев в гетто, их размещение и обустройство, а также за сбор евреев в случае их вывода за пределы гетто.

Затем функции юденратов расширялись, и они несли ответственность за всё, происходившее внутри гетто, и за реализацию политики немцев против евреев: обеспечение хозяйственной жизни и порядка, пресечение контрабанды, обеспечение продовольствием, назначение и распределение рабочих на принудительные работы, сбор денежных средств и контрибуций, отбор кандидатов для работы в трудовых лагерях и исполнение распоряжений немцев.

Юденрат контролировал административные структуры внутри гетто — еврейскую полицию, пожарную часть, здравоохранение, социальные службы, статистический учёт, работу образовательных структур и синагог.

Так, юденраты распределяли мизерные пищевые пайки, выделяемые немцами на узников гетто (но были гетто, где не выдавалось вообще никакой еды). Немцам удалось сделать голод одним из главных средств по умерщвлению евреев. Так, в гетто Лодзи из 200 тысяч узников от голода погибла половина. В гетто Каунаса евреи, работающие на принудительных работах, получали на неделю 1400 граммов хлеба и 250 граммов конины, неработающие — половину от этого. В гетто Борисова 150 граммов хлеба в день давали лишь работающим, в гетто в Шполе и в Велиже узников вообще не кормили и т. д.

Во многих гетто юденраты организовывали нелегальную доставку пищи для узников — с помощью запрещённых закупок или выменивания продуктов и тайной доставкой их в гетто. За «контрабанду» продуктов наказанием как правило являлся расстрел («контрабандистами» часто были дети). Так, в Вильнюсское гетто юденрат контрабандным путём иногда ввозил целые телеги с продуктами, купленными у литовцев, маскируясь вывозом мусора и трупов. Изредка юденратам удавалось получить у немцев разрешение купить еду вне гетто. Но и в этом случае, их грабили. Так, в Львовском гетто юденрат после огромных усилий сумел получить 1,5 тонны посылок с продуктами и медикаментами — но бо́льшую часть полученного немцы и полицаи отобрали.

Зимой 1941 года во львовском юденрате была создана комиссия по оказанию помощи голодающим. Комиссию возглавил общественный деятель Лейб Ландау, ему помогали доктор Макс Шафф и адвокат Макс Эттингер. Удавалось нелегально доставать продукты на «арийской стороне» путем обмена.

Юденраты организовывали по мере возможности выращивание овощей на каждом клочке земли, устраивали для столовые, — так, в Брестском гетто почти 25% узников ели благодаря заботе юденрата. В Варшаве, Белостоке и других гетто юденраты смогли какое-то время поддерживать часть людей едой, теплом и одеждой.

Узники также мучились от тесноты (1 жителю гетто в Гродно «полагалось» не более 1 м2 жилья; в гетто Велижа Смоленской области 500 евреев согнали в свинарник на место 300 свиней), холода, отсутствия канализации и водопровода, педикулёза, тифа, гнойных ран и непосильного труда. Врачей не хватало, лекарств не было вообще. Юденраты пытались организовать санитарно-медицинскую помощь. Так, во многих гетто юденраты организовали бани.

В ряде крупных гетто юденраты добились от немцев позволения открыть больницу, но в большинстве случаев немцы не разрешали евреям организовывать медпомощь. Так, в Калуге руководитель гетто Френкель на просьбу открыть амбулаторию получил отказ, в то время как в Вильнюсском гетто больница (при мизерном количестве лекарств) имела 4 отделения, рентгеновский кабинет, лабораторию и штат из 150 человек.

В 1941 году в гетто Каунаса немцы сожгли больницу, в которой находились 60 больных и медперсонал, но юденрат был вынужден рискнуть и снова открыть новую больницу, так как и при почти полном отсутствии лекарств и инструментов евреи-врачи умудрялись лечить многих больных узников.

Так как немцы запрещали узникам рожать детей, врачам приходилось делать аборты.

Внутри гетто нередко действовали собственные деньги.

В юденратах старались показать ценность труда узников гетто для экономики воющего Рейха. Поэтому, юденраты создавали и поддерживали нужные немцам производства. Так, Э. Бараш в Белостокском гетто организовал фабрики, работающие для вермахта, и сделал выставку, чтобы показать полезность гетто для Германии. Но эта была иллюзия — евреев всё равно убивали.

Другой иллюзией юденратов было то, что если отдать на расправу детей и стариков, остальных немцы пощадят. Так, глава юденрата Лодзинского гетто Хаим Румковский уговаривал узников не сопротивляться отправке в концлагеря детей, чтобы их ценой спасти остальных.

Конфликты с Сопротивлением[править]

В Варшаве Еврейская боевая организация атаковала еврейскую полицию, в Вильнюсском гетто произошла стычка, связанная с делом Ицхака Виттенберга, в Восточной Верхней Силезии председатель юденрата Моше Мерин объявил войну подпольщикам. Похожая ситуация была в Кракове и т. д. Некоторые члены юденратов за активное сотрудничество с немцами были казнены бойцами еврейского Сопротивления (например, Альфред Носсиг).

Юденрат Вильнюса по запросу немцев арестовала подпольщика Ицхака Витенберга.

Безусловно, среди членов юденратов были и те, кто пытался ценой чужих жизней спасти свою:

В Печерском еврейском лагере «Мёртвая петля» (Винницкая область) староста Циммерман и врач Вишневский грабили издыхающих узников, утаивая поступавшие сюда из Румынии посылки с продуктами. Хватало и таких. При власти всегда обнаруживаются подонки и шкурники[2].

Эммануил Рингельблюм, очевидец деятельности юденрата, писал в январе 1942 года: «Вся деятельность юденрата есть чудовищное оскорбление еврейской бедноты, взывающее к небу о мести. Если был бы Бог на небесах, то он должен громом уничтожить это гнездо зла, лицемерия и обдирательства». Историк Артур Айзенбах отмечал: «Юденраты посылали в лагеря принудительного труда главным образом беднейшую часть еврейского населения… Народные массы страдали от двойного гнета: от эксплуатации и угнетения кровавого фашистского оккупанта и от юденратов».

Участие в Сопротивлении[править]

Немало членов юденрата и руководителей гетто участвовало в организации и ведении вооруженной борьбы с немцами и активно поддерживали связь с движением Сопротивления — например, в Минском гетто и в гетто в Лахве.

В Шауляе и Луцке председатели юденратов пытались вооружить узников и начать восстание.

В Вильнюсе действовала Объединённая партизанская организация (ОПО) во главе с коммунистом Ицхаком Витенбергом; среди руководителей организации были Абба Ковнер и Й. Глазман — заместитель начальника еврейской полиции в гетто. Глава юденрата Вильнюсского гетто Яков Генс знал об ОПО и не мешал ему. Еврейские полицейские, участники подполья, помогали вносить в гетто оружие, приобретённое за его пределами.

В Слонимском гетто с июня 1942 года к партизанам уходили боеспособные члены подполья. Юденрат снабжал их одеждой.

В Белостоке председатель юденрата Бараш вначале содействовал Сопротивлению, оказывая помощь Мордехаю Тененбауму — организатору и руководителю Сопротивления, и передавал через него деньги и золото варшавскому подполью для закупки оружия. Бараш прекратил помощь Сопротивлению в феврале 1942 года, когда немцы убили больше 10 тысяч евреев Белостокского гетто, и Бараш решил действовать осторожно.

В Минском гетто председатель юденрата Илья Мушкин и командир полиции Зяма Серебрянский сотрудничали с подпольем. Серебрянский почистил ряды полиции: ввёл подпольщиков, выгнал ненадёжных. Вместе с Мушкиным и подпольщиками он переправлял в лес партизанам одежду и лекарства. За связь с еврейским Сопротивлением немцы казнили Мушкина и Серебрянского. В ходе массовых казней 28—31 июля 1942 года они убили новых начальника полиции Блюменштока и председателя юденрата Моше Яффе. Еврейскую полицию сменили Оперативной группой, послушной немцам.

2 сентября 1942 года в Лахву (Полесье) вошли немцы для уничтожения гетто. Глава юденрата Дов Лопатин, связанный с подпольем гетто, приказал поджечь дома и открыть огонь по нападавшим. Евреи ранили нескольких и бросились бежать. Около 120 евреев остались в живых.

В Тучине (Волынь) восстание возглавил председатель юденрата Гецель Шварцман. Местные подпольщики на деньги юденрата закупили оружие и заготовили бензин для поджога гетто. 23 сентября 1942 года руководство юденрата, узнав о прибытии в Тучин подразделений СС и о подготовке рвов для расстрела, распределило 60 подпольщиков по боевым группам. 24 сентября они встретили немцев стрельбой и поджогом зданий. По призыву Г. Шварцмана около 2 тысяч человек бежали. Двое суток горело гетто и шёл бой — погибло несколько полицаев и немцев, а также большинство подпольщиков. Сам Шварцман выжил и не убежал. Командиру немцев он заявил, что лично отвечает за восстание. Его расстреляли (беглецов из гетто потом почти всех убили полицаи и местные коллаборанты).

В Каунасском гетто с 1943 года действовала Всеобщая еврейская вооружённая организация из 500 человек. Глава юденрата доктор Эльханан Элькес давал подпольщикам деньги для покупки оружия, назначал в полицию и на работы, позволявшие выйти из гетто для контактов снаружи. Подпольщиков, уходивших в лес к партизанам, юденрат снабжал одеждой и транспортом. Немало полицейских гетто участвовало в Сопротивлении. В марте 1944 года в Девятом форте Каунаса после пыток расстреляли 40 командиров еврейской полиции, включая её начальника М. Левина, за отказ выдать немцам сведения о еврейском подполье и об убежищах евреев во время облав в гетто. Затем еврейскую полицию в Каунасском гетто заменили подчинённой напрямую немцам Службой порядка.

В Глубоком (БССР) в августе 1943 года немцы велели юденрату готовить перевод жителей гетто в польские лагеря. В юденрате поняли, что узников ждет уничтожение, и обратились к подпольщикам. На рассвете 20 августа при входе в гетто немецких и местных полицейских вспыхнул бой. Несколько часов евреи стреляли, поджигали свои дома. Из почти 2000 жителей гетто сотни сумели бежать в леса.

В июле 1943 года в Несвиже (восточнее Барановичей) перед ликвидацией гетто немцы сообщили юденрату, что сохранят 30 полезных специалистов и юденрат должен помочь их отбору. Члены юденрата отказались. Вооружённые подпольщики встретили огнём немецкую и литовскую полицию. Подавляющее большинство узников гетто было убито или сгорело в начавшихся пожарах, но часть бежала в ходе боя.

Гибель членов юденратов[править]

Членство в юденрате не было гарантией выживания. В Западной Европе немцами были убиты практически 90 % руководителей гетто, а на оккупированных территориях СССР — почти всех. В первую очередь их казнили за неподчинение. Так, 3 июля 1942 года немцы приказали старосте Барановичского гетто Б. Исаксону составить список узников для уничтожения, на что он ответил: «Я не Бог, чтобы решать, кому жить, а кому умирать», — и был расстрелян вместе с другими. Глава Львовского гетто Йозеф Парнес также отказался «Община и её органы были созданы не для того, чтобы отправлять евреев на смерть», — и был убит, а его преемники Адольф Ротфельд, Эдуард Эберзон и Ландсберг уже не противились требованиям немецких властей.

Иные члены юденрата совершали самоубийство, будучи не в силах помешать убийствам евреев. Так, узнав о депортациях, покончил с собой Адам Черняков — глава Варшавского гетто (он ухитрялся выдавать по продовольственным карточкам 229 калорий в день на душу вместо положенных немцами 184).

Некоторых членов юденратов убили бойцы еврейского Сопротивления.

После войны выжившие члены юденрата подвергались репрессиям как «пособники фашистов».

Иносказательный смысл[править]

В современном Израиле иногда юденратом называют левые власти, идущие на уступки врагу. Так, в журнале «Заметки по еврейской истории» вышла статья «Юденрат под управлением Шарона» (впрочем,сам же Ариэль Шарон ещё ранее сравнил правительство РабинаПереса с юденратом).

Источники[править]

  1. КЕЭ, том: 10. Кол.: 806–808.
  2. Кардаш А. Юденрат. Хроники Иерусалима.
 
Юденрат относится к Холокосту
События

Окончательное решение еврейского вопросаЮденфрайПротесты немецких женщин на РозенштрассеОперация «Припятские болота»Холокост в Крыму и в еврейских колхозах

Восстания

Еврейско-германская войнаЕАКВосстание в гетто ЛуцкаВосстание в Варшавском геттоВосстание в СобибореВосстание Бендзинского и Сосновецкого гетто

Гетто

Варшава (450 тыс.) • Лодзь (204 тыс.) • Терезин (140 тыс.) • Ченстохова (40 тыс.) • Радом (35 тыс.) • Люблин (34 тыс.) • Бендзин (30 тыс.) • Сосновец (30 тыс.) • Львов (100 тыс.) • Минск (80 тыс.) • Белосток (50 тыс.) • Гродно (42 тыс.) • Одесса (40 тыс.) • Вильнюс (40 тыс.) • Бердичев (38 тыс.) • Каунас (30 тыс.) • Рига (30 тыс.) • Будапешт (63 тыс.)

Командиры сопротивления

Мордехай АнелевичТовия БожиковскийФрумка ПлотницкаяЛеон РодалХана СенешАбба КовнерНисим Албахари

Другое

Анна ФранкАриизацияПричины антисемитской политики ГитлераЕврейская бригадаНакамБанкноты еврейских геттоЮденратЕврейская полицияЧрезвычайная республиканская комиссия Латвийской ССР