Циклопедия скорбит по жертвам террористического акта в Крокус-Сити (Красногорск, МО)

Протесты немецких женщин на Розенштрассе

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Кадр из фильма «Розенштрассе».
Памятник Ингеборг Хунцингер.
Rosenstrasse 2-4.
Юлиус и Шарлотта Исраэль

Протесты немецких женщин на Розенштрассе (нем. Rosenstraße-Protest) — самая крупная демонстрация против антисемитской политики в Германии при Гитлере. В большинстве это были немецкие женщины, выступившие против арестов их еврейских мужей[1].

Предыстория[править]

Интимные и любовные отношения евреев с немецкими женщинами находились в центре внимания немецких антисемитов, которых эти связи сильно огорчали. Не только Гитлер, но и другие антисемиты на собраниях в пивных требовали запрета подобных отношений, как например некий генетик-расист Фишер заявил, что браки и половые отношения между живущими в Германии евреями и неевреями нежелательны, и потребовал принятия соответствующего закона. Впрочем, были и евреи, которые также выступали против таких браков, считая их угрозой ассимиляции[2].

После прихода Гитлера к власти, закон действительно вышел — Закон о защите немецкой крови и немецкой чести от 15 сентября 1935 года — который запрещал браки немцев с евреями, половые связи немцев с евреями и найм евреями молодых немок в домработницы[3].

Тем не менее, уже заключённые браки остаются действительными. Так что эти мужья были официально зарегистрированы в полиции, работали на официально разрешённых рабочих местах и получали продовольственные карточки, на их одежде был изображён Магендавид. Однако, и эти евреи постепенно становились жертвами Холокоста, несмотря на то, что директива гестапо «временно» освобождала от депортации евреев, женатых на «арийках». Остальных же евреев, которые не смогли бежать из Германии, нацисты отправили в концлагеря и уничтожили.

Ход событий[править]

В феврале 1943 года Йозеф Геббельс как глава нацистской парторганизации Берлина, ко дню рождения Гитлера приказал сделать столицу рейха «Judenfrei» — «чистой от евреев». Эта акция должна была, по мнению нацистов, заставить население забыть про военные неудачи в районе Сталинграда и поднять его моральный дух.

В субботу 27 февраля 1943 года силы Гестапо, полиции и батальона дивизии «Лейбштандарте-СС Адольф Гитлер» в ходе операции «Акция Фабрика» арестовали на работе, квартирах и прямо на улице примерно 8 тысяч из 10 тысячи евреев, всё ещё живших в Берлине (в 1933 году в Берлине проживало 160 564 евреев), для их дальнейшей депортации в Освенцим.

Многих евреев бросили в здание руководства еврейской общины (здание еврейской благотворительной организации) на Розенштрассе 2–4 (нем. Rosenstraße 2–4), расположенной недалеко от помещения еврейского отдела Гестапо.

Акция протеста[править]

Уже вечером 27 февраля перед зданием Розенштрассе 2–4, в котором находились арестованные евреи, стихийно образовалась толпа преимущественно из жён этих арестованных евреев. Собравшиеся стали требовать освобождения схваченных, на что требовалось огромное мужество в условиях тоталитаризма, в стране где с 1934 года были запрещены демонстрации протеста.

Как оказывается, немецкие жёны евреев заранее предвидели возможность арестов и наладили с собой телефонную и личную связь, что позволило им быстро собраться.

Заключённых и здание «охраняла» полиция и эсэсовцы.

Свидетельница Рут Гросс (нем. Ruth Gross) которой было тогда 10 лет, была одной из участниц протеста: арестовали её отца, и она с матерью и старшим братом приходила на Розенштрассе. Рут Гросс рассказала, что в течение недели сотни немок, многие с детьми, ежедневно приходили на Розенштрассе, стояли круглые сутки, не пугаясь даже варварских бомбардировок британской авиации, как было 1 марта, когда погибло 3 тысячи мирных жителей. Иногда протестюущих женщин, скандирующих «Верните нам мужей!», разгоняла полиция, однако они только ненадолго расходились по ближайшим улицам, но вскоре снова возвращались.

Эльза Хольцер, вышедшая замуж за австрийского еврея Руди Хольцера (за что родители лишили её наследства, когда выяснилось, что он еврей, что супругам пришлось скрывать из-за нюрнбергских законов), рассказывает:

Когда я первый раз отправилась на Розенштрассе, я думала, что я буду там одна. Я хотела выяснить, что происходит. Я предполагала, что, наверное, увижу здание, и может быть, мне удастся заглянуть в окно. Но когда я туда пришла, я увидела толпу – в шесть утра! Улица была заполнена людьми. Толпа колыхалась, как чёрная волна.
Двое эсэсовцев сидели впереди, двое сзади, в черной форме, в стальных касках. Те, что на заднем сидении, встали и в руках у них были автоматы. «Очистите улицы, иначе мы будем стрелять!» — проорали они, и автомобиль направился на нас. Со всей скоростью! И я услышала автоматную очередь! Мы разлетелесь, как ветер. Хотели спрятаться во дворах соседних домов, но всё было заперто. Гестапо заперло все ворота. Люди чуть не затоптали друг друга. Никто не хотел быть застреленным — сначала мы должны были освободить наших мужей.

Каждый день толпа из женщин-немок становилась всё больше. Многие были с детьми. Женщины приходили в течение недели, сменяли друг друга — уходили и снова возвращались. Демонстрантки требовали: «Отпустите наших мужей! Верните наших мужей!» Крик женщин заглушал шум машин. По некоторым данным, число этих женщин доходило от 150 до 1 тысячи и даже до 6 тысяч человек[4].

Полиция и власти пытались подавить это движение. Начальник охраны открыто угрожал начать стрелять по демонстранткам. Немецких жён арестованных евреев публично оскорбляли, называя «еврейскими распутницами», «расовыми преступницами», «еврейскими подстилками», «еврейскими шлюхами» и «предательницами». Гестапо пыталось убедить собравшихся, что, разведясь, они спасут себя и своих детей. Когда и это не сработало, эсэсовцы наводили на толпу автоматы и кричали: «Мы будем стрелять!» Женщины разбегались, однако вскоре возвращались обратно.

1 марта власти закрыли железнодорожную станцию возле Розенштрассе, но протестующие приходили пешком.

Шарлотта Исраэль (18-летняя блондинка Шарлотта Пресс вышла замуж за Юлиуса Исраэль в 1933 году, сестра Шарлотты, жена эсэсовца, и её мать возненавидели Шарлотту за «связь с евреем») вспоминала:

Наступил кризис. Без предупреждения охрана направила на нас автоматы. Они приказали: «Если вы не уйдете сейчас же, мы будем стрелять». Толпа отпрянула назад, но в этот раз никто не испугался.
Мы орали во всё горло: «Убийцы! Убийцы! Убийцы! Отпустите наших мужей! Вы убийцы! Убийцы! Убийцы!» Нам было уже на всё плевать. Мы кричали снова и снова, пока не сорвали голос. Потом я увидела офицера в первом ряду — он отдал какую-то команду. И они убрались. Наступила тишина.

5 марта Гестапо задержало 10 протестующих женщин, но в тот же вечер их отпустили.

Нервы сдали у нацистов. Стрелять по гражданским людям, этническим немцам, в Берлине, было по-видимому сочтено невозможным. Вероятно, нацистов обескуражил сам факт, что их антисемитская акция не только не встретила энтузиазма и поддержки, но и вызвала протест у немцев. Дело в том, что в акции протеста принимали участие не только жёны евреев, но и родственники этих женщин, более того, их соседки и даже просто прохожие; наконец, даже охранявшие здание полицейские согласились передавать бутерброды заключённым[5]. К такому развороту событий нацисты, боявшиеся потерять видимость поддержки немецкого народа, оказались морально не готовы, и были вынуждены пойти на уступки.

Итог[править]

Ночью 1 марта Гестапо освободило тех из заключенных, чьи дети были крещены.

Начиная со 2 марта началось постепенное освобождение остальных арестованных евреев.

5 марта 25 человек с Розенштрассе были направлены в Освенцим, но уже через несколько недель они были возвращены и освобождены.

6 марта Геббельс приказал отпустить из под стражи всех евреев из смешанных семей и мишлинге. Леопольд Гуттерер, шеф в геббельсовском министерстве вспоминал:

Геббельс отпустил евреев, чтобы прекратить протест. Это было самым простым решением – нет причины нет протеста. Чтобы другие не увидели, что протест возможен. Это были беспорядки, и они вполне могли распространиться в другие районы города. Геббельс боялся, что, арестуй он демонстрантов, их родственники тоже вышли бы на улицу.

Были освобождены почти все из 2 тысяч евреев, содержавшихся в здании.

Освобождённые евреи должны были зарегистрироваться в Трудовой службе, и были обязаны участвовать в принудительных работах под руководством Имперского объединения евреев в Германии (нем. Reichsvereinigung der Juden in Deutschland), где заменили «полных евреев», которые к тому времени в большинстве уже были отправлены в лагеря или убиты.

К концу войны из всех выживших в Германии евреев (около 12 тысяч человек) 98% состояли в смешанных браках, практически все были женаты на немецких женщинах[6].

Но из числа оставшихся 6 тысяч задержанных в феврале, которые были помещены не на Розенштрассе, а в транзитные лагеря, небольшая часть была перемещена в Терезин, а оставшиеся — в Освенцим, где вскоре они были убиты.

Протест на Розенштрассе в науке и искусстве[править]

Успех демонстрации заставляет думать, что протест против антисемитской политики Гитлера был возможен и мог быть эффективен; события показывают, что если бы немецкий народ действительно пожелал бы предотвратить массовое уничтожение евреев, он мог бы это сделать. Поэтому, демонстрация на Розенштрассе привлекает к себе внимание творческих и научных исследователей, тем более, что эта история символизирует победу любви над ненавистью и безумием.

В 1995 году был установлен памятник «Block der Frauen» участникам демонстрации, работы скульпторши Ингеборг Хунцингер.

В 1996 году профессор современной истории Европы Флоридского государственного университета Натан Штольцфус выпустил труд «Сопротивление сердца: Смешанные браки и протест Rosenstrasse в нацистской Германии».

В 2003 году вышел художественный фильм режиссёра Маргарете фон Тротта «Розенштрассе»[7], фильм имеется и в русском переводе.

В 2007 году вышла книга Марты Шад «Женщины против Гитлера».

Существуют также воспоминания филолога и писателя Виктора Клемперера, который пережил Холокост благодаря «арийской» жене.

Несмотря на роль протестовавших в сопротивлении антиеврейской политики Гитлера, имён спасавших евреев этих немецких женщин нет в списках праведников мира в Яд-ва-шем.

Источники[править]

 
Протесты немецких женщин на Розенштрассе относятся к Холокосту
События

Окончательное решение еврейского вопросаЮденфрайПротесты немецких женщин на РозенштрассеОперация «Припятские болота»Холокост в Крыму и в еврейских колхозах

Восстания

Еврейско-германская войнаЕАКВосстание в гетто ЛуцкаВосстание в Варшавском геттоВосстание в СобибореВосстание Бендзинского и Сосновецкого гетто

Гетто

Варшава (450 тыс.) • Лодзь (204 тыс.) • Терезин (140 тыс.) • Ченстохова (40 тыс.) • Радом (35 тыс.) • Люблин (34 тыс.) • Бендзин (30 тыс.) • Сосновец (30 тыс.) • Львов (100 тыс.) • Минск (80 тыс.) • Белосток (50 тыс.) • Гродно (42 тыс.) • Одесса (40 тыс.) • Вильнюс (40 тыс.) • Бердичев (38 тыс.) • Каунас (30 тыс.) • Рига (30 тыс.) • Будапешт (63 тыс.)

Командиры сопротивления

Мордехай АнелевичТовия БожиковскийФрумка ПлотницкаяЛеон РодалХана СенешАбба КовнерНисим Албахари

Другое

Анна ФранкАриизацияПричины антисемитской политики ГитлераЕврейская бригадаНакамБанкноты еврейских геттоЮденратЕврейская полицияЧрезвычайная республиканская комиссия Латвийской ССР