Русины в Молдавском княжестве

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Русины в Молдавском княжестве — государствообразующая народность наряду с влахами, появившаяся в Поднестровье гораздо ранее этого второго народа.

Предыстория[править]

Русин — самоназвание населения Древней Руси, упоминаемое в литературных памятниках с X в.[1]. Исследователи прослеживают предысторию русинов со сведений о ранних жителях Северного Причерноморья — ираноязычных скифах и сарматах[2]. В первой половине VI в. н. э. земли Юго-Западного Причерноморья вплоть до Дуная были заняты произошедшими от скифов и сарматов восточными славянами — антами[3]. Это подтверждено многочисленными археологическими раскопками, в которых превалируют артефакты славянского происхождения[4].

С началом переселения антов на север, которое историки объясняют нападениями аварских племен и изменением климатических условий, часть племен — уличи и тиверцы — остались на берегах Дуная в VIII—X вв[1].

Одной из первых работ, посвященных славянам в Трансильвании, была статья Курта Хоредта, опубликованная в 1951 году[5]. Описывая найденную в 50 различных пунктах Трансильвании славянскую керамику, датируемую от VII до XII вв., он указал на непрерывность её бытования на данной территории и сделал вывод, что «в продолжительном процессе этногенетических изменений и скрещивания наиболее значительным движением является проникновение и распространение славян, определившее картину социального и исторического развития, особенно во второй половине I тыс. н.э». Автор также отметил, что «... может быть констатирована в прошлых исследованиях явная тенденция преуменьшения или желание обойти молчанием важное значение славян для истории Трансильвании. Это проявляется и в игнорировании археологических источников»[6].

Историк П. М. Шорников отмечает, что возникновение русинской идентичности связано с деятельностью Даниила, властителя Галицко-Волынского княжества середины XIII века, который в эпоху татарского нашествия сохранил русскую государственность на Юго-Западе Руси[7].

Государствообразующий этнос[править]

 → Молдавская Русь

Захват Галицкой земли Польским королевством (1349) сыграл свою роль в образовании Молдавского княжества (1359)[7]. Молдавское средневековое княжество было создано в середине XIV в. волохами и русинами, и язык последних (древнерусский язык) был в княжестве официальным. В XIV в. русины составляли 39,5 % жителей страны[8], а сама она имела самоназвание «Русовлахия» (от слов Русь и валахи), долгое время использовавшееся в официальной переписке и документации[9]. Основные институты раннефеодального общества в Молдавском княжестве представляли здесь синтез волошской общественной организации с русинскими формами[1].

При правлении молдавского господаря Стефана Великого (1457—1504 гг.) в уездах Сучава, Ботошань, Васлуй и Тутова было много сел с названием «Русский» («Ruşii»). След восточных славян на территории старой Молдавии прослеживается в топонимике: 548 названий имеют чисто славянские корни, 321 название — славянский суффикс -вци (-вцы). Особенно широкое распространение они имеют на Буковине (174 названия), в Северной Молдавии и Северной Бессарабии (Хотинский, Сорокский, Оргеевский уезды). В исследованиях румынского ученого Маргареты Штефэнеску о славянских элементах в топонимике Пруто-Карпатской Молдовы, Буковины и Бессарабии приведены данные, свидетельствующие о наличии здесь славянского элемента задолго до волохов[1].

Почти все воеводы начального периода молдавской истории — Драгош, Богдан I, Богдан II, Лацко и другие — имели славянские имена. Румынский историк Николае Иорга считал, что из-за преждевременной смерти Лацко в княжестве не сформировалась русская (русинская) династия[1].

Наличие многочисленного русинского населения в средневековом Молдавском княжестве подтверждают результаты исследований, проведенных во второй половине ХХ в. Л. Л. Полевой установил, что доля представителей восточнославянской этнической группы в середине XIV в. достигала 39,5 % населения княжества, а восточнороманской — 48,7 %.

Язык[править]

Русинские заимствования очень распространены в молдавском языке. Как отмечал А. А. Кочубинский, официальный язык Молдавского княжества XIV—XVII столетий насквозь пронизан малорусскими (иногда явно восточногалицкими, гуцульскими) элементами. Румынские историки признают, что западнорусский язык был официальным и литературным языком средневекового Молдавского княжества и оказал существенное влияние на молдавский литературный язык. В основном фонде современного молдавского языка насчитывается около 2 тысяч восточнославянских заимствований. Это понятия, обозначающие земледельческие орудия, предметы быта, домашнюю утварь, одежду, пищу, музыкальные инструменты[9].

Быт и дом[править]

Русинское влияние на этногенез молдаван обусловило особенности, отличающие их от этнически близких им валахов (мунтян). Если в Банате и Мунтении народное жилище тяготеет к балканским традициям, то в Северной Трансильвании и Молдавии оно сходно с жилищем Галицкой Руси[1].

Древнерусская культура стала одним из базовых элементов самобытной материальной и духовной культуры молдаван. В народной одежде XIX века, особенно в северных районах Молдавии и на левобережье Днестра, были распространены русинские по покрою мужские рубахи-косоворотки. Много общих мотивов прослеживается в орнаментах текстиля, в деревянной резьбе. Молдавский искусствовед Я. П. Мироненко считает наследием древнерусской культуры и празднично-обрядовую культуру молдаван, перенятую ими у хорватов, тиверцев и уличей. Центром формирования новогодних песен были регионы проживания русинов — Буковина и север Молдавии[1].

Читайте также[править]

Примечания[править]

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 Суляк Сергей Георгиевич Русины в истории: прошлое и настоящее // Русин : международный исторический журнал. — 2007. — № 4. — С. 28—57. — ISSN 2345-1149.
  2. Геродот. История. М., 2002. С. 24І.
  3. к. и. н. Суляк, Сергей Русины в истории: прошлое и настоящее рус. // Общественная ассоциация «Русь» Международный исторический журнал «Русин» : Сборник. — Кишинёв: Издательский дом «Татьяна», 2007. — Vol. 10. — С. 29—56.
  4. Федоров Георгий Борисович Этногенез волохов, предков молдаван, по данным археологии (историографический аспект) // Stratum plus. Археология и культурная антропология. — 1999. — № 5.
  5. Horedt K. 1951. Ceramica slavä din Transilvania // SCIV, II, Buc. - с. 189.
  6. Федоров Георгий Борисович Этногенез волохов, предков молдаван, по данным археологии (историографический аспект) // Stratum plus. Археология и культурная антропология. — 1999. — № 5.
  7. 7,0 7,1 Шорников Петр Михайлович Парабола забвения: этническое самосознание русинов Молдавии в XX начале XXI века // Русин. — 2005. — № 2. — С. 151—160. — ISSN 2345-1149.
  8. Неедлы З. Гуситы и русские. Исторический журнал. Кн. І0-ІІ. М., І94І. — С. І26, І28.
  9. 9,0 9,1 Суляк, Сергей Георгиевич Осколки Святой Руси. Очерки этнической истории руснаков Молдавии. — Кишинёв: Общественная организация "Русь", издательский дом "Татьяна", 2004. — С. 28—47, 69-81. — 240 с.


Руниверсалис

Одним из источников, использованных при создании данной статьи, является статья из википроекта «Руниверсалис» («Руни», руни.рф) под названием «Русины в Молдавском княжестве», расположенная по адресу:

Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC BY-SA.

Всем участникам Руниверсалиса предлагается прочитать «Обращение к участникам Руниверсалиса» основателя Циклопедии и «Почему Циклопедия?».