Циклопедия скорбит по жертвам террористического акта в Крокус-Сити (Красногорск, МО)

Селин Монталан

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Селин Монталан

Селин Мари-Анриетта Монталан (фр.: Céline Marie-Henriette Montaland[1]; 1843, Гент (Фландрия; Бельгия) — 8 января 1891, Париж) — известная французская драматическая актриса 19 века.

Ее сценическая карьера началась очень рано — ей было четыре года.

Отец Селины был актером парижского театра Водевилей (Théâtre du Vaudeville). Он и разглядел талант своей дочери. И в четыре года Селин Монталан стала выходить на подмостки театра Комеди-Франсез. В принципе, по тому времени в этом не было ничего особо странного — так традиционно повелось, что дети с раннего возраста обучались профессиям у своих родителей, становясь продолжателями их дела; в артистических семьях дети, едва начав понимать что-то, уже использовалось для помощи семье на подсобных закулисных работах. Так, собственно, было и с Селин Монталан. Единственный вопрос, которым задаются историки театра: почему ее артистический дебют состоялся не в том театре, где служил ее отец (парижский Водевильный театр), а сразу в прославленном театре Комеди-Франсез. Увы, ответа на этот вопрос нет — остается только повторять данные, представленные в документах. Правда, источники умалчивают, в каком именно спектакле состоялся дебют будущей примы.

Уже через несколько лет Селин поражала и зрителей, и даже самих артистов — она и пела, и танцевала, и действительно умела сыграть роль. Дата первой ее настоящей большой роли: 15 декабря 1849 года, когда она участвовала в постановке водевиля «Габриэль» (Gabrielle) драматурга Эмиля Ожье на сцене Комеди-Франсез[1]. Актрисе на тот момент было 6 лет. Уже вскоре она покоряла публику в других представлениях на той же сцене.

Талантливую девочку стали приглашать в разные парижские театры на исполнение детских ролей.

Парижский театр Палэ-Руаяль зазвал ребенка к себе и стал срочно искать для нее драматургический материал. Пьесу специально для юной актрисы, где бы она сыграла большую роль, взялись написать известные французские драматурги Эжен Лабиш и Марк-Мишель. Так появился водевиль «Хорошо присмотренная дочь», до сих пор не утерявший современности и поныне известный французским зрителям. Речь там шла о взрослых, которые, занятые своими проблемами, не уследили за ребенком — семилетней девочкой Бертой (именно семь лет было тогда исполнительнице роли), которая, потерявшись, пошла сама гулять по ночному Парижу, пока ее ни встретили карабинеры — девочка провела с ними время, выучив несколько бравурных маршей, после чего те же карабинеры ее, живую и невредимую, доставили домой. Взрослые так ничего и не заметили, только удивились ее песенному репертуару. Премьера прошла 6 сентября 1850 г.; актриса с ролью прекрасно справилась, вызывая шквал аплодисментов на каждом спектакле[2]. А театральный критик Жюль Жанен (Jules Janin) разразился неистовыми восторгами, предрекая великую будущность начинающей артистке: «Покажите мне взгляд более тонкий, улыбку более ясную, жест более правдивый, интонацию более верную, угадывающую все намерения, все слова! Какое явственное обаяние! А наивность! А хитрость! А кокетство! А остроумие! Как точно она поет, как точно танцует, как точно говорит, как точно молчит, как точно слушает. Какая она настоящая, естественная, правдивая. Ею восхищаются не как милым ребенком, а как большой артисткой, играющей роль ребенка» («Trouvez-moi un regard plus habile à interroger, un sourire plus habile à répondre; imaginez un geste plus vrai, une voix plus juste, une suite plus alerte d’intentions fines; des mots si bien dits ! des grâces si bien trouvées ! une naïve ! une malicieuse ! une coquette! un bel esprit ! Elle chante juste, elle danse juste, elle parle juste, elle se tait juste, elle écoute juste. Elle est vraie, elle est naturelle, elle est savante. On l’admirait, non pas comme un enfant précoce, mais comme on eût admiré une très grande artiste jouant le rôle d’un enfant»).

И через месяц, 12 октября 1850 года в том же театре Пале-Руаяль прошла еще одна премьера уже другого водевиля тех же авторов — «Бал в домашнем халате» (Un bal en robe de chambre), — где тоже была роль девочки, созданная специально для Селин.

Роли в театре Пале-Руаяль буквально посыпались на нее от разных авторов; не уступая ничем своим партнерам — профессиональным актерам, она играла девочек в последующих взрослых спектаклях: «Кокетливая фея» (La Fée Cocotte) Эдуара Сильвана Филиппа (Edouard Sylvain Philippe), Луиза — «Барышня с характером» (Mam’zelle fait ses dents) Э. Лабиша и М.Мишеля в апреле 1851 г., Сюзанна — «Мамаша Сабулё» (Maman Sabouleux) Э. Лабиша и М.Мишеля в марте 1852 г., «Старый мальчик и маленькая девочка» (Le Vieux Garçon et la Petite Fille) Э. Скриба и К. Делавиня. Причем ее партнерами были выдающиеся французские комики: Поль Грассо, Фелисия Тьерре, Шарлотта Дюпюи, Аман, Луи Гиацинт, Жан-Франсуа Келекер, и Селин нисколько не затерялась среди них.

В 12 лет она уже как признанная драматическая актриса выходила на сцену в сложных взрослых ролях[3].

Она взрослела. Росли и ее роли. Сменила несколько театров. Она уже играла не детей и подростков, а постепенно перешла на серьезные взрослые образы.

Очень скоро Селин Монталан прославилась не только как актриса, но и как парижская куртизанка и дама полусвета (а заодно — и света)[1].

Селин Монталан. Photographie Pierre Petit, приблизительно 1860 г.

Считается, что ее первым любовником стал Наполеон III[1], после чего на том же «посту» его сменил князь Радзивилл, взявший актрису в содержанки. Благочестивые актеры, родители Селины, приходили в ужас от безнравственных похождений их дочери, еще недавней любимицы всего театрального Парижа. Но их дочь решила, что уже получила достаточно славы, а теперь возжелала денег.

При этом она продолжала выходить на сцену. Как и предполагалось, она стала одной из звезд театрального Парижа.

В течение длительного времени у нее был любовный роман с отпрыском известного русского рода Анатолием Николаевичем Демидовым (1813—1870), одним из самых богатых людей времени, прожигавшим жизнь в Париже. Нрава Анатолий Николаевич был простого и не стеснялся никого и ничего — по принципу за всё заплачено: он покупал себе все что нравилось, в том числе аристократические титулы, женился на племяннице Наполеона I, которая довольно быстро так осточертела ему, что он ее привязывал к кровати и избивал — так что бедная женщина бежала от него, еле добившись развода. Вот этот безусловно милый человек со всем своим богатством был в течение долгих лет любовником Селин Монталан, ради которого она решила оставить сцену[3], и отцом ее трех детей — Gabriel, Gontran и Haydée, — которых он, впрочем, официально не признал. А через несколько лет закончилась и любовная связь — ушла вместе со всеми деньгами русского князя с его покупным титулом.

Актрисе ничего другого не оставалось делать, как возвращаться на сцену[3]. Она играла в театрах Европы и Америки, какое-то время работала на оперных сценах Нью-Йорка, где прославилась в «Герцогине Герольштейнской» Жака Оффенбаха. Потом вернулась в Париж и в театр Комеди-Франсез, с которого когда-то давно, еще маленькой девочкой, с огромным успехом началась ее артистическая карьера. Теперь, уже немолодой актрисой, она вновь вернула себе, казалось бы, утраченную славу выдающейся французской актрисы.

Селин Монталан умерла в Париже 8 января 1891 в возрасте 47 лет.

Селин Монталан (приблизительно 1870 г.). Фотограф Jeremiah Gurney

Среди репертуара[4]:

  • 8 сентября 1860 — Леонора — «Баранья нога» (Le Pied de mouton) братьев Коньяров и Г.Кремьё, (Théâtre de la Porte Saint-Martin)
  • 1860 — Лиана — «Король островов» (Roi des îles) Э.Роллена (Ernest Rollin) и Eugène Woestyn, Théâtre de la Porte Saint-Martin (Paris)
  • 1862 — мадам Пиншон — «Брак по размышлению» (Le Mariage de raison) Э.Скриба и А.Варнера
  • 1864 — Мадам Трембль — «Муж, бросивший жену» (Un mari qui lance sa femme) Э.Лабиша и Р.Деланда (Raimond Deslandes), Théâtre du Gymnase (Paris)
  • 1864 — мадмуазель Аккендорф — «Дамкий друг» (L’Ami des femmes) А.Дюма-отца
  • мадам де Санти — «Полусвет» (Le Demi-Monde) А.Дюма-отца
  • 1864 — Люси — «Мишень» (Le Point de mire) Э.Лабиша и А.Делякура, Théâtre de la Cour (Compiègne)
  • 1866 — баронесса фон Гондремарк — «Парижская жизнь»
  • 1867 — Анжель— «Дама с левкоями» (La Dame aux giroflées) Ш.Варена и М.Делапорта, Théâtre du Palais-Royal (Paris)
  • 1875 — Сюзанна де ла Бондрэ — «Тридцать миллионов гладиаторов» (Les Trente Millions de Gladiator) Э.Лабиша и Ф. Жиля, Théâtre des Variétés (Paris)
  • 1877 — Королева вакханок — «Вечный жид» (Le Juif errant) Д’Эннери (по роману Э.Сю), Théâtre de la Porte Saint-Martin (Paris)
  • 1878 — Сильвия — «Кокос» (Coco) Клервиля, Э.Гранже и А.Делакура, Théâtre des Nouveautés (Paris)
  • 1879 — Нана — «Париж в действии» (Paris en actions) А.Вольфа и Р.Тоше. Théâtre des Nouveautés (Paris)
  • 1881 — Ида — «Жак» (Jack) А.Доде и Анри Лафонтена (Henri Lafontaine)
  • 1886 — Дорина — «Господин Скапен» (Monsieur Scapin) Ж.Ришпена (Jean Richepin), Comédie-Française (Paris)

Источники[править]