Уральский магический реализм

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Уральский магический реализм — направление в современной русской литературе. Термин впервые введён Виктором Топоровым 1 марта 2010 года применительно к уральской писательнице Анне Матвеевой, участнице длинного списка литературной премии «Национальный бестселлер» 2010 года[1]. Спустя месяц с небольшим Топоров написал колонку на портале «Частный Корреспондент»[2] с обоснованием термина.

Общие сведения[править]

Уральский магический реализм дополнил уже существующие немецкий, латиноамериканский и балканский магический реализм. Три элемента всех видов магического реализма, включая уральский, Виктор Топоров сформулировал в той же колонке:

Местность + геополитика (со значительным преобладанием первой) — такова формула и уральского магического реализма. Третий элемент (общий для всех магических реализмов) — срединность. Германия расположена в центре Европы. Колумбия и Венесуэла — ровно посередине Америки. Балканы — между Западом и Востоком. Урал — между Азией и Европой. Но не только это. Категорию срединности следует развернуть и по вертикали — между небом (вершинами гор) и недрами. Самое настоящее Средиземье! В том числе и метафизическое Средиземье: между жизнью и смертью, где, как по расписанию, ходят не вагонетки (хотя и вагонетки тоже), а всё новые и новые Орфеи. Ходят — и оборачиваются, ходят — и оборачиваются, ходят — и всякий раз оборачиваются… «Тот лишь, кто минул и мглу в мертвенном мире, смутную смеет хвалу грянуть на лире» (Р. М. Рильке, из «Сонетов к Орфею»). Наконец, в случае с Уралом — и только с ним — в магическом реализме задействована рукотворность, иначе говоря, техногенность. Замешенная на геополитике техногенность[2].

Предтечей уральского магического реализма Виктор Топоров назвал Владимира Маканина, классиками — Алексея Иванова и Ольгу Славникову. К этому же направлению Топоров причислил уральских писателей Ирину Денежкину, Анну Матвееву, Анну Матюхину, Наталью Смирнову, Диа Диникина, Елену Соловьёву, Александра Иванченко.

Причисление себя к новому литературному направлению одобрила Елена Соловьёва[3], после чтения рукописи которой в сентябре 2009 года на Волошинском фестивале в Коктебеле у Виктора Топорова впервые возникла мысль об уральском магическом реализме[2][3]. Уральский литературный критик Сергей Беляков посчитал, что уральский магический реализм «высосан из пальца»[4].

Источники[править]

Литература[править]