Феминистский антисемитизм

Феминистский антисемитизм — одно из разновидной современного антисемитизма (см. Новый антисемитизм), который продвигается феминистскими активистами и организациями[2].
При этом по мнению критиков, западный феминизм — довольно абстрактная идеология, имеющая мало общего с женским равноправием, но много общего с отрицанием науки, антикапиталистическими, антизападными и антилиберальными взглядами.
Общие сведения[править]
Союз немецких девушек (БДМ), существовавший в Третьем рейхе, не принимал в свои ряды евреев и лиц еврейского происхождения: в «Требованиях к крови» в марте 1939 года доказательство арийского статуса было сделано обязательным условием для членства в БДМ. Для евреев - они подвергались дискриминации и исключению с самого начала «национал»-социалистического переворота, были лишены гражданских прав Нюрнбергскими законами 1935 года и все чаще преследовались даже до ноябрьских погромов 1938 года это означало окончательное исключение из БДМ или ГЮ.
На международных женских конференциях в Мехико (1975) и в Копенгагене (1980) были приняты программные документы антисионистского и антисемитского содержания[3].
В 1980 году профессор Джудит Пласков писала о тревожном новом направлении мысли, которое возлагало вину за патриархат на еврейскую традицию и, как следствие, на еврейское государство.
В 1982 году вышло исследование об антисемитизме в женском движении[4].
В 1990 году вышла книга «Jewish Women’s Call For Peace: A Handbook for Jewish Women on the Israeli/Palestinian Conflict» в которой утверждается, что палестинские женщины дают другим женщинам надежду на то, что им «удастся разрушить патриархальную систему».
Эссе Джасбира К. Пуар 2005 года «Queer Times, Queer Assemblages» прославляло палестинских женщин-смертниц, чьё «рассеивание границ тел бросает совершенно хаотический вызов нормативным конвенциям гендера, сексуальности и расы, не подчиняясь нормативным конвенциям “подходящих” телесных практик и святости способного тела».
В 2010 году исследователь Дженнифер Роскис опубликовала рабочий документ, в котором сделала вывод, что «не нужно слишком глубоко копать под поверхностью, чтобы увидеть скрытое течение, которое может оказаться тревожным для еврейских женщин. Проявления антисионизма и открытого антисемитизма поднимают вопрос о том, как еврейские женщины переживают явную атаку, которая ставит под сомнение их феминистскую преданность…»
В 2015 году Национальная ассоциация женских исследований (NWSA), крупнейшая феминистская академическая организация в Северной Америке, поддержала (приняла резолюцию) BDS (Boycott, Divestment and Sanctions — глобальная кампания, призывающая к экономическому и культурному бойкоту Израиля и израильтян).
В 2017 году Линда Сарсур, основательница «Марша женщин» и этническая палестинка, заявила, что сионистки не могут быть феминистками (а её сопредседатель Тамика Мэллори позже выступила в защиту известного антисемитского лидера «Нации ислама» Луиса Фаррахана).
Как пишет Алан Дершовиц, на сайте «Международной женской забастовки» (IWS) выставлена их платформа под заголовком «Антирасистский и антиимпериалистический феминизм», в которой декларируется: «Мы хотим, разрушить все стены, от тюремных до пограничных, от Мексики до Палестины». Что и не удивительно, так как одна из главных организаторов «женской забастовки» Расмия Уда являлась боевиком НФОП и была осуждена за теракт[5].
В том же 2017 году книга Джасбир Пуар «The Right to Maim: Debility, Capacity, Disability», в которой утверждалось, что Израиль специально калечит палестинцев, была отмечена крупной книжной премией NWSA. В 2022 году, после того как большинство крупных факультетов гендерных исследований подписали клятву солидарности с палестинцами, Кэри Нельсон, автор книги 2019 года «Israel Denial: Anti-Zionism, Anti-Semitism, and the Faculty Campaign Against the Jewish State», назвал это «переломным моментом», когда «академические программы впервые официально представили себя в качестве проводников антисионизма».
В октябре 2017 года появилось движение #MeToo, которое сопровождалось демонизацией ряда видных евреев Голливуда, начиная с Харви Вайнштейна и заканчивая Вуди Алленом, которых некоторые актрисы обвиняли в домогательствах, причём речь шла о неких событиях многолетней давности без каких-либо доказательств. Некоторые обвинения развалились в ходе следствия и в суде.
В марте 2018 года, когда Тамика Мэллори, в то время сопредседатель Женского марша, присутствовала на откровенно антисемитской (и гомофобной) речи Луиса Фаррахана, лидера «Нации ислама», и получила от него публичное признание. Ещё до этого она и Кармен Перес, еще одна видная фигура Женского марша, опубликовали в соцсети хвалебные фотографии Фаррахана. В мае 2018 года, вернувшись из поездки в Израиль и на Западный берег, она заявила на мероприятии, организованном Центром конституционных прав и делегацией правосудия, что создание государства Израиль было «преступлением против прав человека».
Шарлотта Гринсит из Intercept в связи с делом Джорджа Флойда заявила, что, мол, Израиль несет ответственность за якобы имеющий место системный расизм американских правоохранительных органов. Она написала: «Израильские силы безопасности обучают американских полицейских, несмотря на свою историю нарушений прав человека».
В 2022 году большинство крупных факультетов гендерных исследований подписали клятву солидарности с палестинцами.
В 2023 году движение #MeToo полностью проигнорировало сексуальное насилие против израильских женщин (и их убийства) во время нападения на Израиль 7 октября и хранило молчание по этому поводу[6][7][8][9][10].
После некоторого молчания феминистки по всей Америке подписывают письмо, обвиняющее Израиль в «превращении проблемы изнасилования в оружие». Письмо поддержала лондонская женская группа Million Women Rise, которая организует ежегодный женский марш и митинг против гендерного насилия[11].
В начале апреля 2025 года — организаторы Dyke March в Нью-Йорке, одного из крупнейших в мире женских "парадов гордости", объявили, что в этом году "сионистам" не разрешат участвовать в марше, который состоится 28 июня[12]
Еврейские феминистки[править]
Еврейки, которых всегда было много в феминистском движении, пытаются оставаться внутри феминистского движения не путем попыток критики его антисемитизма, а путем подыгрывания антисемитам:
Недавно Анат Матар из Тель-Авивского университета была приглашена палестинской группой для очернения Израиля в Праге[13].
В 1990 году эти еврейские феминистки, которые хотели оставаться частью все более интернациональной, мультикультурной и интерсекциональной феминистской сцены, запустили журнал «Bridges: A Journal for Jewish Feminists and Our Friends».
Их идея заключается в том, что есть два типа евреев. Одни, это «хорошие евреи», которые борются против всего плохого за всё хорошее, и в том числе осуждают Израиль. Соответственно, есть и «плохие евреи», которые Израиль поддерживают. «Плохие евреи» постоянно «твердили» об антисемитизме и Израиле, жаловалась рабанит Шарон Клейнбаум.
Мелани Кайе/Кантровиц призвала «хороших евреев» использовать свой иудаизм против «мэйнстримных» евреев в качестве феминистского акта и рассмотреть возможность того, что их обвинения в антисемитизме были «надуманными». Хорошие евреи, писала она, «с гордостью восстановили традицию радикальных евреев» (которая почти исчезла из-за того, что многие социалистические, антикапиталистические, антисионистские, интернационалистские члены Еврейского рабочего Бунда в Восточной Европе были уничтожены во время Холокоста).
В 1996 году трое выпускниц Калифорнийского университета в Беркли — Джулия Каплан, Джулия Ини и Рейчел Айзнер — основали «Еврейский голос за мир» — радикальное левое антисионистское и антиизраильское движение, которое обвиняет Израиль в апартеиде и действует в партнёрстве с палестинскими организациями, выступая за бойкот Израиля и искоренение сионизма.
Журнал «Мосты» популяризировал тексты еврейских феминисток, сыгравших важную роль в развитии того, что в 1997 году в статье New York Times было названо «новой, очень горячей академической областью» изучения белизны — дисциплины, в которой участие евреев в движении за гражданские права часто рассматривается как фактически расистское, потому что оно было патерналистским.
Эссе Джудит Батлер 2003 года «The Charge of Anti-Semitism: Jews, Israel, and the Risks of Public Critique» (переизданное в отредактированном виде в London Review of Books под названием “No, It’s Not Anti-Semitic”), является теоретической репликой на заявление бывшего президента Гарвардского университета Лоуренса Саммерса о том, что «глубоко антиизраильские взгляды все чаще находят поддержку в прогрессивных интеллектуальных сообществах. Серьёзные и вдумчивые люди одобряют антисемитские действия и предпринимают действия, которые являются антисемитскими по своему эффекту, если не по намерениям». Аргумент Батлер основывается на утверждении, что Саммерс смешивает евреев и Израиль, и предполагает, что последствия антисемитизма предполагают намеренный антисемитизм — чего Саммерс не говорил и не подразумевал.
В 2003 году эссе Эстер Каплан под названием «Глобализация интифады» появилось во влиятельной антологии «Wrestling with Zion». Каплан была членом активистской группы против СПИДа «ACT UP», которая сменила Кайе/Кантровица на посту директора организации «Евреи за расовую и экономическую справедливость». В своём эссе она назвала Палестину «новым поводом для злословия» и отметила, что активисты «сменили язык “конфликта” и “мира” на язык “оккупации” и “справедливости”». Многие из этих активистов теперь обращались со своими призывами не только к евреям, но и к неевреям, и Каплан поддерживала и поощряла этот подход:
Настало время, когда Израиль должен быть полностью изолирован мировым общественным мнением и вынужден, просто вынужден, уступить. Дорога к этой победе будет усеяна сообщениями по электронной почте, которые будут несколько резкими, и листовками, невосприимчивыми к еврейской истории. На ней будут присутствовать молодые, наглые и неосведомленные активисты, некоторые из которых будут нести плакаты с надписью «Сионизм = нацизм» в грубой попытке вскрыть старые еврейские раны. Израиль станет грушей для битья по всем хорошим причинам и, возможно, по нескольким плохим тоже. И что с того?
Заметная активистка Сара Шульман осуждала толерантное отношение Израиля с секс-меньшинствам как «pinkwashing», средство отвлечь мир от его обращения с палестинцами.
В своей книге 2012 года «Israel/Palestine and the Queer International» Шульман утверждала, что феминистским активисткам не нужно быть экспертами в истории или политике арабо-израильского конфликта; вместо этого они могут опираться на аргументы тех, кого она называет «заслуживающими доверия». Так, считается ли Анджела Дэвис, опубликовавшая в 2016 году антисионистский трактат «Freedom is a Constant Struggle: Ferguson, Palestine, and the Foundations of a Movement», заслуживающей доверия? Эта книга была рецензирована Элис Уокер — чёрной феминисткой и антисемиткой, получившей Пулитцеровскую премию, – которая в своей автобиографии вспоминает, как она была в восторге от визита Малкольма Икса в её колледж, где он поносил белых студентов (многие из которых были евреями) за порабощение его народа.
Злясь на свою любящую Израиль семью, Шульман разыгрывает торжество семьи по выбору в квир-теории, представляя себе жестокий «интернационал квиров», в котором чувство принадлежности укрепляется с помощью вечеринок, политики и ненависти к Израилю.
В документальном фильме Дина Спейда 2015 года «Pinkwashing Exposed» активистка организации «Еврейский голос за мир» использует феминистскую лексику изнасилования, чтобы описать городской совет Сиэтла, разрешивший израильской группе ЛГБТК+ (запрещены в РФ) провести презентацию[14].
Следует указать, что QueerBDS (движение антиизраильского бойкота со стороны квиров) был инициирован американскими еврейками-феминистками Наоми Кляйн и Сарой Шульман[15].
Причины[править]
Причины этого явления не менее запутаны и разнообразны, чем оно само.
С одной стороны, социалистическая и коммунистическая идеология не гарантирует отсутствия антисемитизма среди ее сторонников.
С другой стороны понятно, что женские движения и марши кто-то финансирует и организует через НКО, получающие солидную поддержку от фондов богатых арабских стран и из Китая. Но и западное общество, отнюдь не излечившееся от старого антисемитизма, всё это так или иначе поддерживает.
Но у любой медали есть две стороны. Израиль крайне удобен для критики, потому что привык оправдываться, идти на уступки, сдерживаться, и в целом, если говорить о руководстве Израиля, то оно исповедует примерно те же идеи, что и феминистки. Израиль страна очень феминистская, и было бы странно, если бы Израиль был против феминисток. Поэтому критиковать и демонизировать Израиль феминисткам очень необременительно и безопасно.
Кроме того, немалая часть активисток Женских маршей против Трампа имели близкие отношения с мусульманскими мужчинами, что тоже влияло на их политическую позицию.
Более сложным вопросом является участие многих евреек-феминисток в борьбе с Израилем. Это можно объяснять как вышеназванными причинами, так и конформизмом, кризисом идентичности и прочими факторами.
Уточнение[править]
Разумеется, данная статья не должна вводить в заблуждение.
Нет знака равенства между феминизмом и антисемитизмом, так как не все феминистки разделяют антисемитские взгляды.
Среди феминисток есть и сторонницы Израиля[16], и в самом Израиле тоже много феминисток[17].
Утверждается, например, что когда ООН осенью 1975 года рассматривала возможность изгнания Израиля, Бетти Фридан использовала своё влияние, чтобы этого не допустить[18].
И конечно, не все феминистки молчат про зверства и изнасилования 7 октября[19].
Поэтому, речь идёт об антисемитском движении среди феминисток, а не о них всех в целом.
См. также[править]
Источники[править]
- ↑ https://www.ns-zeit-hannover.de/bund-deutscher-m%C3%A4del/
- ↑ https://quillette.com/2023/12/15/a-history-of-feminist-antisemitism/
- ↑ https://eleven.co.il/jewish-history/modern-era/14261/
- ↑ https://jwa.org/sites/default/files/jwa102e.pdf
- ↑ https://israelections2015.wordpress.com/2017/03/26/dershov_feminism/
- ↑ Rosenberg, Michelle #MeToo Unless Ur A Jew: The activists highlighting Hamas' sexual violence (en-US). www.jewishnews.co.uk. Архивировано из первоисточника 15 декабря 2023. Проверено 29 ноября 2023.
- ↑ BOTBOL, AMELIE. Global women's rights groups silent as Israeli women testify about rapes by Hamas, Times of Israel (23 ноября 2023 года).
- ↑ 'Where are you?' - Israeli hostage families urge women's groups to speak up англ., Reuters (14 ноября 2023 года).
- ↑ NCJW, Israel Women's Network, and 140+ Women's Organizations Call for Urgent Action - Response to UN Women's Statement of October 13 англ.. National Council of Jewish Women. Архивировано из первоисточника 15 декабря 2023. Проверено 30 ноября 2023.
- ↑ Crimes sexuels du Hamas en Israël : l'inquiétant silence des organisations internationales фр.. Le Point (2023-11-23). Архивировано из первоисточника 29 ноября 2023. Проверено 30 ноября 2023.
- ↑ https://www.thejc.com/news/world/feminists-across-america-sign-letter-accusing-israel-of-weaponising-the-issue-of-rape-cwko9r31
- ↑ https://www.newsru.co.il/world/2apr2025/dyke_march_104.html
- ↑ https://club.berkovich-zametki.com/?p=17745&ysclid=m1evvaxpu158103888
- ↑ https://liberadio.noblogs.org/?p=3097
- ↑ https://www.degruyter.com/document/doi/10.1515/9783110671964-006/html?lang=en
- ↑ https://www.studlife.com/forum/2018/02/04/proud-to-be-feminists-and-pro-israel
- ↑ https://jewish.ru/ru/news/articles/129555/
- ↑ https://israelforever.org/interact/blog/when_feminists_were_zionists/
- ↑ https://www.jns.org/a-feminist-open-letter-justifies-hamas-rape/