Флавий Руфин

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Флавий Руфин

лат. Flavius Rufinus;
греч. Φλάβιος Ρουφίνος


392 — 395







Предшественник
Татиан
Преемник
Флавий Евтропий
Консул Римской Империи
388 — 392







Предшественник
Флавий Цезарий
Преемник
Евсевий






Вероисповедание
христианин
Дата рождения
IV век
Место рождения
г. Элуса, провинция Новемпопулания (Аквитания III), Вьеннский Диоцез (Диоцез Семи провинций), Преторианская Префектура Галлии, Западная Римская империя
Дата смерти
27 ноября 395 года
Место смерти
Марсово поле, Евдом, г. Константинополь, Преторианская Префектура Востока, Восточная Римская империя





Дети
1 дочь





Флавий Руфин (лат. Flavius Rufinus, греч. Φλάβιος Ρουφίνος) — римский политический деятель, государственный служащий, фактический правитель Востока в 395 году.

В исторических источниках отмечен современниками исключительно, как негативная фигура и тиран. В основном известен по инвективе римского поэта и пропагандиста Стилихона Клавдия Клавдиана "Против Руфина".

Биография[править]

Родился в г. Элуса в Аквитании, приходился земляком императору Феодосию[1]. Вероятно, что с будущим императором, Флавий Руфин познакомился именно в Аквитании и получил свое первое назначение по принципу землячества, когда император стремился к централизации власти посредством назначения лояльных людей.

Магистр оффиций[править]

В 388 году был назначен императором Феодосием магистром оффиций на Востоке[2], что давало командование над схолой (личной элитной армией императора). Сразу после назначения сопровождал императора в его поездке в Рим в 389 году, где познакомился с Квинтом Аврелием Симмахием[3]. После резни, учиненной римскими солдатами, в городе Фессалоники в 390 году по сообщениям Феодорита Кирского, посетил дворец императора, где убедил его назначить посланником в Милан для переговоров с епископом Амвросием Медиоланским[4]. Руфину удалось убедить Феодосия в том, что он сможет преклонить епископа перед императором, после чего сразу направился в Медиолан. Феодорит так описывает реакцию епископа на появление Руфина:

«Ты, Руфин, подражаешь бесстыдству псов, ибо, присоветовав такое убийство, стираешь стыд с чела. Столько неистовствовать над образом Божьим, ты даже не краснеешь и не трепещешь».

Когда же Руфин стал умолять и сказал, что царь придет, воспламененный божественною ревностию, дивный Амвросий продолжал:

«Я наперед говорю тебе, Руфин, что не позволю ему вступить во священное преддверие. А если царскую власть он превратит в тиранию, то и сам с радостью приму заклание».
[5]

Руфин в ответ убеждал Феодосия оставаться во дворце и не вестись на провокации, но император принял решение преклониться перед Амвросием и покаяться за грехи.

8 марта 390 года, видимо когда Феодосий и Руфин, находились в Италии, вышел закон, который передавал контроль над императорским арсеналом из-под юрисдикции Префекта претория Востока под юрисдикцию магистра оффиций[6]. Позже законодательные изменения найдут свое отражение в Notitia Dignitatum[7]. В 390-391 гг. вернулся вместе с императором в Константинополь, где сразу же вступил в конфликт с военными. В частности, полководцы Тимасий и Промот испытывали недоверие к личности Руфина и были крайне обеспокоены:

Император возложил на него всю власть и не обращал внимания ни на кого другого... [8]

По сообщению Зосима апогеем конфликта стало публичное оскорбление, которое Руфин нанес Промоту на общем собрании. Промот ударил Руфина "рукой по лицу". Руфин предстал перед императором и сообщил о поведении военачальника. Ответом императора стала угроза в адрес Тимасия и Промота.

Когда Руфин услышал об этом, с того времени всем гражданам приходилось терпеть его недовольство по любому поводу вследствие его чрезмерного желания власти.[9]

Руфин не остановился на этом и убедил императора отдать приказ Промоту "готовиться к войне", после чего Промот во главе своего отряда направился из своего лагеря в Фракию. Руфин организовал засаду и убил Промота[10].

В 392 году был назначен консулом Римской Империи совместно с сыном Феодосия Флавием Аркадием[11].

Преторианская Префектура и регентство[править]

По сообщению Зосима, не желая оставаться в роли магистра оффиций, Руфин устроил судебный процесс против Татиана, Префекта Претория Востока. Сын Татиана Прокл, префект Константинополя, начинает свое расследование. Руфин убедил Татиана написать письмо Проклу и обещает, что судебные разбирательства будут прекращены. Прокл прекратил расследование, что дало время Руфину подготовиться. Руфин арестовал Прокла. Татиана сняли с должности и сослали, а Прокла казнили[12]. Руфин сменил Татиана на посту Префекта Претория Востока. Благодаря Преторианской Префектуре Востока Флавий Руфин получил фактический контроль над финансовыми поступлениями в Константинополь. Аврелиан, будущий Префект Претория Востока, получает в это время назначение на должность магистра оффиций, сменяя таким образом Флавия Руфина[13].

10 сентября 392 года издал закон, который фактически позволил продавать государственные должности[14]. 1 мая 393 года для укрепления собственной власти издал указ о возвращении прошлым владельцам собственности, конфискованной Татианом[15]. Однако большая часть изданных законов носила рутинный характер. В это время фаворитом Флавия Руфина стал Лукиан, консулар Сирии в 388 году, имевший плохую репутацию, но прослывший врагом Татиана. Флавий Руфин нашел в Лукиане своего сторонника и рекомендовал его Феодосию. В 393 году Лукиан получил назначение комитом Востока. Восточный комитат позволял контролировать армию, отвечавшую за обороноспособность Палестины, Сирии и восточной Анатолии. Для Руфина такое назначение было важным шагом для укрепления личной власти.

Вскоре дядя Феодосия Флавий Евхерий подал жалобу на неправомерные действия Лукиана лично императору Феодосию. Феодосий требовал от Руфина лично разобраться с Лукианом. Руфин выполняет приказ и, прибыв в Антиохию, без суда приказал забить комита до смерти плетью с свинцовыми шариками[16].

В 394 году император с войском направился на войну с Евгением и Арбогастом. В отсутствии Феодосия Руфин получил всю полноту власти на Востоке, получив должность или титул "опекуна" ("epitropos")[17]. После разгрома войск узурпатора Евгения в битве на реке Фригид император Феодосий остался в Италию и так и не вернулся, скончавшись 17 января 395 года. Римская Империя была разделена на две части, Руфин и Стилихон объявили себя "защитниками" императоров, претендуя на опеку над двумя императорами.

Вскоре после смерти Феодосия вождь готов Аларих поднял восстание и направился к стенам Константинополя, где его встретил Флавий Руфин, вступивший в тайный сговор с готами, что создало атмосферу для спекуляций. Поводом для этого послужило разграбление богатых поместий в Фракии после переговоров, после которых поместья Руфина остались нетронутыми. По мнению некоторых историков Флавий Руфин не имел никакой возможности вести боевые действия с готами из-за того, что полевая армия в Иллирии была не в боеспособном состоянии, а фракийская армия тем временем еще не вернулась из Италии[18]. В это же время, пытаясь воспользоваться ситуацией, Стилихон со своим войском прибывает в Грецию, которая находилась под разграблением Алариха, но так и не вступив в боевые действия с Аларихом и получив уведомление от имени императора Аркадия с требованием покинуть Грецию, Стилихон покидает территории Востока[19].

Зосим дает следующее описание власти Руфина и Стилихона:

Владения, находившееся в собственности своих хозяев, считавшиеся по общему мнению наиболее ценными, тщательно подсчитывались и передавались этим двум родам лиходимцев: Некоторые давали взятки, чтобы спастись от ложного обвинения, другие сами сдавали свое имущество к выгоде чиновников или покупали другое - худшее из разоренных городов[20].

Такую характеристику этим событиям дает Павел Орозий:

Между тем опека над детьми и управление обоими дворами императором Феодосием Старшим были возложены на две весьма могущественные личности, а именно на Руфина – восточный двор, а на Стилихона – Западная империя. Что оба они, и тот и другой, совершили или что пытались совершить, объясняет цель каждого из них: один для себя стремился добыть царское положение, другой для сына своего. Для этого один впустил варварские племена, другой этому содействовал, чтобы во время внезапной сумятицы нужда государства скрыла их преступные замыслы.[21]

Пытаясь объяснить действия Стилихона, можно упомянуть, что его жена Серена, племянница императора Феодосия, находилась в это время в Константинополе, участвуя в похоронах Феодосия. Вполне вероятно, что она могла использоваться, как заложник с целью повлиять на действия Стилихона. Однако Клавдий Клавдиан описывает ее роль, как информатора мужа, которая тайно отсылала письма, консультируя Стилихона в вопросе политической ситуации в Константинополе[22].

Падение и гибель[править]

В это время положение Флавия Руфина сильно пошатнулось конфликтом с евнухом Флавием Евтропием, препозитом священной опочивальни, который составлял Руфину конкуренцию за милость Аркадия. Еще не осознавая шаткость своего положения, Флавий Руфин попытался выдать свою дочь замуж за Аркадия, но к тому моменту опоздал. Флавий Евтропий сделал ставку на Элию Евдоксию, дочь Флавия Баутона, друга убитого Промота, чья вдова и сыновья приняли в свой дом Евдоксию после смерти Баутона. Стремясь отомстить Руфину за гибель Промота, его семья соглашается на сговор с Евтропием и Элия Евдоксия выходит замуж за императора Аркадия[23]. 27 апреля 395 года состоялась свадьба императора Аркадия и Элии Евдоксии.

Осенью 395 года с войском вернулся полководец Гайна, предложив Руфину выйти навстречу своему войску. 27 ноября 395 года Гайну и его солдат в Евдоме на Марсовом поле за стенами Константинополя встречали вместе император Аркадий и Префект Претория Флавий Руфин[24]. Гайна отдал приказ убить Руфина. Флавия Руфина обвинили в попытке государственного переворота, казнокрадстве, продаже государственных должностей.

Клавдий Клавдиан. Против Руфина.[править]

После смерти императора Феодосия Флавий Руфин стал политическим противником Стилихона. Клавдий Клавдиан, пропагандист Стилихона, написал инвективу с целью оправдать действия Стилихона в Греции и его претензии на Константинополь.

Сцена убийства Руфина:

Из среды их один пред него, на дерзанье преклонный,
Выпрянул, меч обнажа, и, речью и делом ужасный:
"Сей Стилихон, его же изгнать ты хвалишься, десницей
Тя поражает, в отсутстве утробу сим выльет железом!"
Так вопиет и заслуженным бок прободает ударом.
Счастлива оная длань, почерпнувшая первой такую
Кровь и вселенной месть воздавшая преизможденной!
Тотчас терзать ратовищами все и члены дрожащи
Рушить; в теле одном согреваются дроты несметны,
И постыден возврат лезвею, не упившемусь кровью.
Эти несытый зрак и дышащи еще истягают
Очи, други той порой обрубленны руки отъемлют;
Сей обсекает стопы; потрясает сей рамо, суставы
Розняв, а сей в раздробленном хребте позвонки разверзает;
Печень один, тот волокна сердечны, одышливу легких
Полость другой раскрывает. Простора гнев не находит;
Ярости место мало. Покидают его, истребивши
Тело дотла, и гибнет труп, раскроплен копиями.
Так Аонийска багрилась гора, как мчали менады
Тело Пенфея иль вдруг увенчанного рогом еленьим
Дева Латонина ярым дала Актеона молоссам.
Мнишь ли ты исцелить свои, о Фортуна, злодейства
И подаренну во зло ревнуешь сравнить благосклонность
Со истязаньями? Смертью одной за тысячи платишь.
Землям потщись разделить Руфина ты разоренным.
Дай одрисам главу, заслужили тело ахейцы.
Что отдать остальным? Истощенным членов разъятых
Вдосталь народам не будет. Из стен опустелых навстречу
Люди беспечны текут; старикам не препятствуют лета,
Девам стыд не претит; вдовицы, мужей он у коих
430 Отнял, и матери осиротелы вкусить утешенье
Реют, с весельем скача.[25]

Источники[править]

  1. Jones A. H. M., Martindale J. R., Morris J. The Prosopography of the Later Roman Empire. V. 1. Cambridge: Cambridge University Press, 1971. P. 778.
  2. Там же.
  3. Symmachius. Epistulae. L. III. 84.
  4. Феодорит Кирский. Церковная История. Кн. V, 18. // Феодорит, еп. кирский. Церковная история. Пер. с греч. - М.: Изд-во "Российская политическая энциклопедия"; Православное товарищество "Колокол", 1993. - 239с.
  5. Там же
  6. CTh. 10.22.3
  7. Notitia Dignitatum, Pars Occ. IX and Pars Orient. XI.
  8. Зосим, Новая История, Книга IV, 51 (1)
  9. Зосим, Новая История, Книга IV, 51 (2)
  10. Зосим, Новая История, Книга IV, 51 (3)
  11. PLRE I, P. 778.
  12. Зосим, Новая История, Книга IV, 52
  13. PLRE I, P. 128.
  14. CTh 9.28.1
  15. CTh 9.42.11
  16. Зосим, Новая История, Книга V, 2
  17. Cameron A., Long J. Barbarians and Politics at the Court of Arcadius. Berkeley: University of California Press, 1993. P. 5.
  18. Liebeschuetz J. H. W. G., Barbarians and Bishops: Army, Church, and State in the Age of Arcadius and Chrysostom, Oxford, Clarendon Press, 1992, pp. 41-42.
  19. Burrel E. Переосмысление причин Стилихона отказаться от преследования Алариха в 397 г. // Historia: Zeitschrift für Alte Geschichte, Bd. 53, H. 2 (2004), pp. 251-256 P. 252. (рус. перевод)
  20. Зосим, Новая История, Книга V, 1 (2).
  21. Павел Орозий. История против язычников. VII. 37 (1) // Павел Орозий. История против язычников. Книги I-VII. СПб. Издательство Олега Абышко. 2004
  22. Claud. LS, 232
  23. Зосим, Новая История, Книга IV, 51
  24. J. B. Bury. History of the Later Roman Empire. Macmillan & Co., Ltd., 1923. p. 113.
  25. Кл. Клавдиан, Против Руфина, II