Циклопедия скорбит по жертвам террористического акта в Крокус-Сити (Красногорск, МО)

Фонд «Общественный вердикт» (НКО)

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Фонд «Общественный вердикт»
Девиз
Защищая одного, защищаем каждого.
Общие сведения
Типнекоммерческая организация правозащитная организация
Год основания4 февраля 2004 года
РасположениеРоссияРоссия, Москва,
пер. Пыжевский, д. 5, стр.3
Участники
ОснователиМосковская Хельсинкская группа, Мемориал (организация), Открытая Россия
Ключевые фигурыНаталья Таубина
Число сотрудников21
Деятельность
Сфера деятельностиПравозащитная, просветительская
Контакты
Веб-сайтpublicverdict.org

Фонд «Общественный вердикт»неправительственная некоммерческая организация, которая помогает тем, кто пострадал от произвола со стороны правоохранительных органов или чьи права человека, в частности, право на свободу собраний, были нарушены. Фонд возник в 2004 году, занимается юридическим и информационным сопровождением обратившихся к нему, экспертно-аналитической деятельностью и вносит свои предложения по изменению правоохранительной системы в сторону недопустимости пыток[1].

История[править]

Создание[править]

Фонд «Общественный вердикт» основан в 2004 году[1], однако по словам директора фонда Натальи Таубиной, в правозащитном сообществе мысль о необходимости создания фонда помощи людям, пострадавшим от правоохранительного произвола, витала ещё с начала 2000-х[2]. Параллельно у Михаила Ходорковского и его «Открытой России» была идея создать организацию, которая принуждала бы прокуратуру делать свою работу правильно[3]. На стыке этих идей возник фонд «Общественный вердикт». Он был учреждён Международным Мемориалом и Московской Хельсинкской группой с одной стороны, и «Открытой Россией» с другой[4]. Таубина с 1992 года работала в Московском исследовательском центре по правам человека, а с 1994 по 2004-й сначала была сотрудником, а потом и возглавляла фонд «За гражданское общество»[2].

Уже к концу первого года работы в производстве у «Общественного вердикта» было 96 дел. По их результатам 35 сотрудников милиции были привлечены к уголовной ответственности за превышение своих полномочий либо осуждены[5].

В 2009 году фонд в числе ряда авторитетных НКО вошёл в рабочую группу по реформированию органов внутренних дел в России, однако диалог с ФСИН прекратился с принятием в 2012 году закона «Об иностранных агентах»[1]. В 2010-м в фонд «Общественный вердикт» и ряд других правозащитных организаций пришли с прокурорскими проверками[6]. А в 2013 году юридическая ассоциация «Агора» проанализировала прокурорские предостережения в адрес НКО и отметила, что попытки фонда «Общественный вердикт» принять участие в реформе МВД были квалифицированы как «вмешательство в проводимую государством политику в сфере работы правоохранительных органов путем лоббирования своих предложений по её изменению», а также «формирование общественного мнения о необходимости изменения проводимой органами власти правоохранительной политики»[7].

Партнёры и финансирование[править]

Первые два года существования фонд работал на средства «Открытой России»[3]. В течение семи лет финансовую поддержку «Общественному вердикту» оказывал один из крупнейших американских благотворительных фондов — фонд Макартуров[8]. За это время правозащитная организация трижды получала гранты на сумму $300,000. Помощь Макартурова была прекращена после закрытия московского филиала фонда в 2015 году[9].

За годы работы фонду также помогали следующие организации[10][11][12]:

За последние несколько лет усилился гражданский фандрайзинг. Согласно публичному отчёту, в 2017 году сумма частных пожертвований составляла около 74 000 рублей, но уже в 2018 году достигла 592 730 рублей[16].

«Общественный вердикт» дважды становился победителем конкурсов президентских грантов для некоммерческих организаций — в 2014[17] и 2015 годах. Второй гранд в размере почти 2,5 млн рублей фонд получил на проект по повышению осведомленности граждан, как в правовых вопросах, так и о ходе реформирования правоприменительных институтов и инструментов, и развитие навыков юридической защиты прав человека[18][19][20].

Статус иноагента[править]

13 июля 2012 года Госдума приняла поправки[21] к закону «О некоммерческих организациях». 23 июля поправки были опубликованы как федеральный закон N 121-ФЗ от 20.07.2012[22]. В соответствии с этим законом статус иностранного агента получили российские НКО, занимающиеся политической деятельностью и получающие финансирование из-за рубежа. 21 июля 2014 года «Общественный вердикт» был добавлен в реестр иноагентов Минюстом России, вместе с ним в список попал ещё ряд правозащитных организаций[23][24]. С марта 2016 по февраль 2020 года длилось судебное преследование «за нарушение закона» в отношении фонда, которые пытались оспорить решение в ЕСПЧ. В итоге фонд был оштрафован в марте 2020 года на 400 тысяч рублей, директор Наталья Таубина дважды понесла персональную финансовую ответственность за другие претензии к фонду в размере 250 тысяч[1][25][26].

Деятельность и основные проекты[править]

Работа фонда вёдется по нескольким направлениям. Фонд оказывает юридическое и информационное сопровождение гражданам и организациям, пострадавшим от нарушений со стороны правоохранительных органов — в основном защищает пострадавших от пыток[27]. Фонд предоставляет пострадавшим полную юридическую помощь на всех этапах: от предварительного следствия до представления в суде, в том числе Европейском суде по правам человека[28]. Сотрудники фонда работают над предупреждением нарушений прав человека, в том числе и через изменение правоохранительной системы[29]. Так, по инициативе «Общественного вердикта» была создана коалиция #БезПыток: целью этого проекта является ликвидация пыток в колониях через профилактику пыток, их расследования, а также наказания виновных[30][31]. Правозащитники предлагают, в частности, ввести контроль за происходящим в колониях с помощью трансляций видеорегистраторов, которые носят сотрудники колоний, а также следовать презумпции виновности для администраций колоний с немедленным возбуждением уголовного дела при выявлении случаев пыток. В качестве превентивных мер коалиция #БезПыток видит беспрепятственный доступ к колониям общественных, религиозных и правозащитных организаций[30].

Вместе с информационным сопровождением пострадавших сотрудники фонда проводят исследовательскую деятельность, например, проект «Жизнь после пыток» посвящён людям, которые устраивают свою жизнь после применения к ним насилия со стороны правоохранительных органов[32].

Этим проектом мы хотим показать, что пытки - это не только сам акт пыток, но и довольно сложная и тяжелая жизнь после пыток, которая включает в себя не только жизнь самого пострадавшего, но и его близкий круг, членов его семьи[32].
 — Директор фонда Наталья Таубина

Проектом экспертно-аналитического направления деятельности фонда является исследование так называемых «вигилантов» — низовых инициатив, «самовольно присвоивших полицейские функции», они по-своему понимают справедливость и порядок и берут на себя вопросы его регулирования (так, они могут позволить себе разбить нос или облить неприятными жидкостями). Люди вынуждены им подчиняться, потому что сталкиваются с организованной силой. К кодифицированном виджилантизму, то есть к явлению, где государство пытается управлять стихийной группой, относятся казаки. Юристы «Общественного вердикта» неоднократно вели дело об избиении человека казаками из патруля после задержания[2][33][34].

Фонд участвует в создании сводного доклада российских правозащитников Комитету против пыток ООН, который рассматривает деятельность России по выполнению Конвенции против пыток[35].

За период с декабря 2018 года по август 2019 года Фонд помогал по 261 делу[36]. По словам Таубиной, процент доведения до суда по отношению к обращениям — порядка 10 %[29]. Среди дел, которые ведут юристы фонда, «Ярославское дело» — привлечение к ответственности сотрудников ИК-1 Ярославской области, превысивших свои должностные полномочия[37][38][39][40].

Признание и награды[править]

Людмила Алексеева, бывший руководитель Московской Хельсинкской группы

Бывший руководитель Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева отмечала, что «Общественный вердикт» добился очень многого, работая с такой трудной проблемой, как законопослушание сотрудников правоохранительных органов. Деятельность фонда также высоко оценивали директор информационно-аналитического центра «Сова» Александр Маркович Верховский, лидер движения «За права человека» Лев Александрович Пономарёв, председатель «Комитета против пыток» Игорь Каляпин[41][42].

Глава «Общественного вердикта» Наталья Таубина в 2013 году была награждена международной правозащитной премией имени Элисон де Форж за «выдающийся гражданский активизм»[43], которая вручается организацией Human Rights Watch. Таубина также стала лауреатом 32-й премии имени Роберта Ф. Кеннеди в области защиты прав человека в 2015 году[44].

В заявлении по случаю международного Дня прав человека в 2015 году оценку деятельности Натальи Таубиной озвучил посол США в России Джон Теффт[45]:

Так, достойны восхищения Наталья Таубина (фонд «Общественный вердикт») и Людмила Алексеева (Московская Хельсинкская группа), которые были удостоены международных наград за деятельность в области защиты прав человека.
 — Джон Теффт

Работа сотрудников организации была дважды отмечена в рамках премии Московской Хельсинкской группы. В 2018 году директор фонда Наталья Таубина награждена дипломом за успехи в развитии и управлении правозащитными организациями[46]. Годом позже адвоката «Общественный вердикта» Ирину Бирюкову наградили за мужество, проявленное в защите прав человека[47].

См. также[править]

Источники[править]

  1. 1,0 1,1 1,2 1,3 Дарья Зелёная «Уязвимая позиция». Правозащитный фонд «Общественный вердикт» душат штрафами. Ему нужна экстренная помощь. Новая газета (2020-03-24). Проверено 20 апреля 2020.
  2. 2,0 2,1 2,2 Елена Долженко Когда правозащитники выносят вердикт правоохранителям. Агентство социальной информации (2019-04-24). Проверено 20 апреля 2020.
  3. 3,0 3,1 Создана организация помощи жертвам милицейского произвола. Солидарность - solidarnost.org. Проверено 2020-18-04.
  4. Фонд «Общественный вердикт» существует уже семь месяцев. Новая газета. Проверено 2020-18-04.
  5. У людей накопилось. Новая газета. Проверено 2020-18-04.
  6. AndreySuch Прокурорская акция устрашения НКО. Филантроп (2010-09-23). Проверено 20 апреля 2020.
  7. Анастасия Корня Любая социальная помощь в России может быть приравнена к политике. Ведомости (2013-03-16). Проверено 20 апреля 2020.
  8. Public Verdict Foundation (англ.) // MacArthur Foundation.
  9. Что означает уход фонда Макартуров для российской науки? // Русская служба Би-би-си. — 22.07.2015.
  10. Публичный отчет 2016. Общественный Вердикт (2020-04-15). Проверено 15 апреля 2020.
  11. «Общественный вердикт» раскрывает источники поступлений. — 10.04.2013.
  12. Отчет некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента (PDF). Общественный вердикт. Проверено 11 апреля 2020.
  13. Annual Report 2012 (англ.) (PDF). ISSUELAB (2013-03). Проверено 11 апреля 2020.
  14. Annual Report 2012 (англ.) (PDF). Solidarité et progrès (2019-03-18). Проверено 11 апреля 2020.
  15. Annual Report 2011 (англ.) (PDF). National Endowment of Democracy (2016-03-22). Архивировано из первоисточника 31 марта 2019. Проверено 3 апреля 2020.
  16. Отчет о главных событиях и самых важных делах в правовой практике «Общественного вердикта» за 2017-2018 годы // Общественный вердикт.
  17. "Иностранный агент" получил президентский грант // РБК. — 2014-06-18.
  18. "Ночные волки" получили президентский грант в 9 млн рублей на организацию новогодних елок // Информационное агентство ТАСС. — 2015-09-12.
  19. Завершился третий конкурс по распределению президентских грантов для НКО // Интернет-портал "Гражданский Форум Кубани". — 2015-10-12.
  20. Фарида Рустамова Гранты от Путина дадут за пропаганду Русского мира и борьбу с педофилами. РБК (2015-12-08). Проверено 20 апреля 2020.
  21. Поправки к закону об НКО-ионагентах на сайте Госдумы.
  22. Федеральный закон от 20 июля 2012 г. N 121-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента " (23 июля 2012 г.).
  23. "Агора", "Общественный вердикт" и "Мемориал" пополнили реестр "иноагентов" (21 июля 2014 г.).
  24. Ольга Чуракова Для признания «Мемориала» и «Агоры» иностранными агентами Минюсту хватило представления прокуратуры. Ведомости (2014-07-21). Проверено 20 апреля 2020.
  25. Суд вновь оштрафовал директора правозащитного фонда «Общественный вердикт» по закону об «иностранных агентах» (21 февраля 2020 г.).
  26. "Общественный вердикт" оштрафовали на 400 тыс. руб. за нарушение закона об иноагентах (2 марта 2020 г.).
  27. Александра Захваткина Защитить Россию: в какие НКО обращаться, если вы пострадали от действий правоохранителей. Агентство социальной информации (2019-06-28). Проверено 20 апреля 2020.
  28. ЕСПЧ рассмотрит жалобы 31 российского заключенного с пониженным статусом. Интерфакс (2019-07-27). Проверено 20 апреля 2020.
  29. 29,0 29,1 «Введение "презумпции доверия" в закон — это некий сигнал обществу». КоммерсантЪ (2015-07-08). Проверено 20 апреля 2020.
  30. 30,0 30,1 Георгий Иванушкин #БезПыток: фонд «Общественный вердикт» собирает единомышленников в коалицию. Агентство социальной информации (2018-07-26). Проверено 20 апреля 2020.
  31. «Новая газета» и «Русь Сидящая» присоединяются к антипыточной коалиции фонда «Общественный вердикт». Новая газета (2018-07-26). Проверено 20 апреля 2020.
  32. 32,0 32,1 Марьяна Торочешникова Жизнь после пыток. Радио Свобода (2017-04-19). Проверено 20 апреля 2020.
  33. Игнат Бакин В ЕСПЧ подана жалоба из-за задержания на Кубани феминисток и угроз со стороны казаков. Znak.ru (2019-04-26). Проверено 20 апреля 2020.
  34. Асмик Новикова Чем опасны вигиланты. Новая газета (2018-09-02). Проверено 20 апреля 2020.
  35. Елена Мухаметшина Российские правозащитники отчитались о пытках. Ведомости (2018-07-16). Проверено 20 апреля 2020.
  36. Людмила Полонская «Мы защищаем людей целыми автозаками»: как помогает фонд «Общественный вердикт». Филантроп (2019-09-03). Проверено 20 апреля 2020.
  37. Элла Панеях Как пытки в колониях обессмысливают все реформы правоохранительной системы. Ведомости (2018-07-25). Проверено 20 апреля 2020.
  38. Суд рассмотрит дело об избиении заключенного в ярославской колонии. РИА Новости (2020-01-24). Проверено 20 апреля 2020.
  39. Дело 14 сотрудников ярославской колонии о пытках заключенного дошло до суда. Интерфакс (2020-01-24). Проверено 20 апреля 2020.
  40. Элина Труханова Ответят за пытки. В Ярославле перед судом предстали 14 бывших сотрудников ФСИН. Российская Газета (2020-02-21). Проверено 20 апреля 2020.
  41. Фонду "Общественный вердикт" - 10 лет (2014-02-14).
  42. Н.Таубина:«Задача — направить систему на защиту прав заключенных» (2018-10-19).
  43. Директор «Общественного вердикта» Наталья Таубина стала лауреатом международной премии для правозащитников памяти Элисон де Форж (2013-08-28).
  44. Наталья Таубина удостоена премии имени Роберта Ф. Кеннеди в области защиты прав человека (2015-10-09).
  45. Теффт: реалии России в области соблюдения прав человека "удручают" (2015-10-12). Архивировано из первоисточника 28 декабря 2019.
  46. Лауреаты Премии МХГ в области защиты прав человека в 2018 году (2018-05-11).
  47. Лауреаты Премии МХГ – 2019 (2019-05-17).

Ссылки[править]