Хлеб для собаки
«Хлеб для соба́ки» — рассказ Владимира Фёдоровича Тендрякова (1923—1984), написанный в 1969—1970 годах[1]. В основу произведения легли воспоминания писателя о голодном, трудном времени сталинских ссылок и раскулачивания крестьянства. Проблематика рассказа уделяет большое внимание вопросам совести человека.
Рассказ был впервые опубликован в 1988 году в журнале «Новый мир»[1].
История создания[править]
Рассказ «Хлеб для собаки» был создан в 1969—1970 годах. В его основу легли воспоминания писателя, детство которого пришлось на тяжёлый послереволюционный период. Это было жестокое, немилосердное время, которое Тендряков показал сквозь призму детского восприятия[2]. Впервые рассказ был опубликован в 1988 году в журнале «Новый мир» (№ 3)[1].
Персонажи[править]
Персонаж | Описание |
---|---|
Володя Тенков | рассказчик, десятилетний мальчик |
Отец Володи | герой революции |
Ваня Душной | милиционер |
Абрам | конюх |
Дыбаков | первый секретарь партии |
Сюжет[править]
События происходят летом 1933 года. В небольших посёлках стали появляться раскулаченные зажиточные крестьяне, так называемые куркули, сосланные в Сибирь, но так и не добравшиеся до места назначения[2].
Лето 1933 года. У прокопчённого, крашенного казённой охрой вокзального здания, за вылущенным заборчиком — сквозной берёзовый скверик. В нём прямо на утоптанных дорожках, на корнях, на уцелевшей пыльной травке валялись те, кого уже не считали людьми.
<...>
Большей частью это раскулаченные мужики из-под Тулы, Воронежа, Курска, Орла, со всей Украины. Вместе с ними в наши северные места прибыло и южное словечко “куркуль”[3].
От страшного голода одни из них походили на «скелеты с огромными, кротко горящими глазами», другие были до того раздуты, что, казалось, «вот-вот лопнет посиневшая от натяжения кожа». Брошенные на произвол судьбы, они тихо умирали в небольшом сквере на глазах у жителей посёлка. Милиционер Ваня Душной следил за тем, чтобы они «не расползались из скверика — ни на перрон, ни на пути»[2].
Истощённых — кожа и кости — у нас стали звать шкилетниками, больных водянкой — слонами[3].
Взрослые старались обходить это место стороной, но детей невозможно было удержать от их «зверушечьего любопытства». Со страхом, жалостью и брезгливостью они наблюдали за мученической смертью куркулей. Начальник станции, глядя на этих детей, недоумевал, какими же людьми они вырастут, если уже сейчас «любуются смертью». Рассказчик удивляется, как он, добрый, впечатлительный мальчишка, «не сошёл с ума» при виде всех этих ужасов. Но тому есть объяснение: он уже успел «как-то попривыкнуть, обмозолиться» к человеческим страданиям. Он не знал, что такое голод, но его окружали люди, готовые ради куска хлеба на немыслимые унижения[2].
Я жил в пролетарской стране и хорошо знал, как стыдно быть у нас сытым. Но, к сожалению, я действительно был сыт, мой отец, ответственный служащий, получал ответственный паёк. Мать даже пекла белые пироги с капустой и рубленым яйцом!
<...>
Молоко вылилось в обледеневший нечистый след лошадиного копыта. Женщина опустилась перед ним, как перед могилой дочери, придушенно всхлипнула и вдруг вынула из кармана простую обгрызенную деревянную ложку. Она плакала и черпала ложкой молоко из копытной ямки на дороге, плакала и ела, плакала и ела, аккуратно, без жадности, воспитанно[3].
Однажды Володя стал свидетелем разговора первого секретаря партии Дыбакова с одним шкилетником. Наткнувшись на лежащего в пыли умирающего, Дыбаков «хотел было уже обогнуть случайные мощи», но тот перед смертью решил поговорить с начальником. Он никак не мог понять, за что его обрекли на погибель: «Неужель всерьёз за то, что две лошади имел?» — на что получил холодный утвердительный ответ[2].
Увиденные картины лишали Володю аппетита, и он, в отличие от младшего брата, стал плохо есть, чем очень злил мать. Его мучили душевные терзания: мальчику было жаль людей, вынужденных питаться корой с деревьев, но он понимал, что это куркули, враги народа, недостойные жалости.
По утрам в привокзальный березняк ездил конюх Абрам «собирать падалицу» — мёртвых куркулей. Живых он не трогал, а трупы складывал «в телегу, как дровяные чурки». Затем начиналась обыденная поселковая жизнь[2].
Володе было тяжело осознавать, что он — один из немногих, кто не голодает. Мальчик принял решение делиться едой с «самым, самым голодным, даже если он враг». Для этого достаточно пойти в берёзовый скверик и протянуть руку с хлебом: там уж точно не ошибёшься. Но он понимал, что нужно действовать украдкой, тайком от всех. Володе удалось незаметно от матери спрятать еду, которую он недоел во время обеда. Налетев «на одного из шатающихся по посёлку слонов», Володя протянул ему остатки обеда и пообещал на следующий день принести ещё. Мальчик был счастлив оттого, что помог человеку прожить ещё один день[2].
На следующий день Володя нёс на пустырь всё, что не съел сам. Однако ему так и не довелось передать «слону» обещанную еду. Дорогу ему преградила изувеченная какой-то болезнью женщина по прозвищу Отрыжка, которая умоляла поделиться едой с её умирающим от голода сыном. Володя отдал ей все запасы и, так и не дойдя до пустыря, повернул домой[2].
На следующий день Володя заметил, что возле калитки «торчал знакомый слон». Дождавшись ухода матери, он раздобыл несчастному немного хлеба и картофеля. От «слона» мальчик узнал, что у Отрыжки нет детей. Свидетелем разговора Володи и куркуля стал отец мальчика. Володя очень любил своего отца и гордился им — героем революции. Он отчаянно боялся, что отец, узнавший о его помощи врагам народа, обвинит его в предательстве. Но отец лишь сказал, что у страны недостаточно на всех хлеба и «чайной ложкой море не вычерпаешь»[2].
Вскоре Володя попал «в полную осаду»: узнав о доброте мальчика, возле его дома стали появляться голодающие, умолявшие о куске хлеба. Когда они обступили Володю плотным кольцом и стали требовать еду, у него случился нервный срыв. Так произошло его «полное излечение от мальчишеской жалости»[2].
Володю мучили совесть и чувство вины[4]. Однажды он заметил плешивую, худую собаку с пустым взором и понял, что нашёл «самое несчастное существо в посёлке». Мальчик начал подкармливать пса хлебом, но тот никогда не брал еду из рук: доверие к человеку навсегда было утрачено в нём. Однако Володя не ждал проявления благодарности от пса, ему было достаточно, что он поддерживает чью-то жизнь и тем самым зарабатывает собственное «право есть и жить»[2].
Рассказ заканчивается трагически:
В тот месяц застрелился начальник станции, которому по долгу службы приходилось ходить в красной шапке вдоль вокзального скверика. Он не догадался найти для себя несчастную собачонку, чтоб кормить каждый день, отрывая хлеб от себя[3].
Анализ произведения[править]
Жанр, основная идея[править]
Рассказ «Хлеб для собаки» относится к произведениям деревенской прозы. Проблематика рассказа включает рассмотрение таких вопросов, как совесть человека, голод как нравственная проблема, жестокость общества, бесчеловечное отношение к ссыльным[4][5].
Писатель проясняет характер своего героя через трагические события в жизни. Автора интересует поведение человека в момент крутого поворота судьбы. Тендряков рассказывает, как впечатлительный мальчик наблюдает за разрушительной картиной голода. Но душа ребёнка не очерствела, наоборот, он старался помочь людям[4].
Тендряков сумел не только передать свои детские воспоминания, но и пробудить сострадание и сопереживание в сердцах читателей. «Хлеб для собаки» обнажает пропасть между холодным миром идей и истинным, живым человеческим участием. Человечность может проявиться только в сочувствии к конкретному живому человеку. Тендряков ставит читателя пред выбором: жить по нравственным законам, по совести, сострадая и сопереживая, или заботиться только о своём благополучии[4].
Основная мысль произведения — каждому человеку необходимо отвечать за свои поступки, быть внимательным по отношению к любому живому существу, ответственным перед людьми и самим собой, перед своей совестью. В статье «Плоть искусства» Тендряков писал:
Все мы люди, живущие в одном мире, единой жизнью, и нельзя, чтобы твоё горе вызвало у меня радость, а причины моего восторга были для тебя ненавистны. Почувствуй моё горе, как своё, если ты не хочешь, чтобы мы отравили друг другу существование! Это должно стать целью не только искусства, а любого общества[3].
Поэтика[править]
С помощью тропов и стилистических фигур автор усиливает впечатление от происходящего. Тендряков использует:
- антитезы ([Куркуль] вставал во весь рост, обхватывал ломкими лучистыми руками гладкий сильный ствол берёзы, прижимался к нему угловатой щекой, открывал рот, просторно чёрный, ослепительно зубастый, собирался, наверное, крикнуть... проклятие, но вылетал хрип, пузырилась пена. Обдирая кожу на костистой щеке, «бунтарь» сползал вниз по стволу и... затихал насовсем. — Ломкие лучистые руки ссыльного противопоставляются гладкому сильному стволу дерева);
- сравнения (Неожиданно внизу, под крыльцом, словно из-под земли выросла собака);
- эпитеты (Молоко вылилось в обледеневший нечистый след лошадиного копыта. Женщина опустилась перед ним, как перед могилой дочери, придушенно всхлипнула и вдруг вынула из кармана простую обгрызенную деревянную ложку);
- риторические вопросы (Что же вырастет из таких детей? Любуются смертью. Что за мир станет жить после нас? Что за мир?)[4].
На протяжении всего рассказа автор показывает внутренние переживания героя. Это прослеживается в его размышлениях, беседах с отцом. Страх и протест ребёнка Тендряков эмоционально описывает простыми словами. Благодаря этой простоте и удивительно точному выбору слов в воображении читателя с необычайной яркостью вырисовываются картины, о которых повествует писатель[4].
См. также[править]
Источники[править]
- ↑ 1,0 1,1 1,2 Хлеб для собаки. Лаборатория фантастики. Проверено 23 июля 2024.
- ↑ 2,00 2,01 2,02 2,03 2,04 2,05 2,06 2,07 2,08 2,09 2,10 Краткое содержание «Хлеб для собаки». Образовака. Проверено 22 июля 2024.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 3,4 Тендряков, 1988
- ↑ 4,0 4,1 4,2 4,3 4,4 4,5 Анализ рассказа В. Тендрякова «Хлеб для собаки». nsportal.ru. Проверено 22 июля 2024.
- ↑ Анализ произведения «Хлеб для собаки» Тендрякова. Portal Online. Проверено 22 июля 2024.
Литература[править]
- Тендряков В. Ф. Хлеб для собаки // Новый мир. — 1988. — № 3.
![]() | Одним из источников, использованных при создании данной статьи, является статья из википроекта «Рувики» («ruwiki.ru») под названием «Хлеб для собаки», расположенная по адресу:
Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC-BY-SA 4.0 и более поздних версий. Всем участникам Рувики предлагается прочитать материал «Почему Циклопедия?». |
---|