Художественное время
Худо́жественное вре́мя — воспроизведение и отображение времени в художественном произведении, образ реального (физического) времени.
Художественное время наряду с пространством является основой образного мира произведения[1]. Временные и пространственные представления в литературных произведениях разнообразны и значимы. Художественное время и пространство, запечатлеваемые в литературе, представляют собой некое единство, названное Михаилом Михайловичем Бахтиным хронотопом, ведущим началом в котором считается время[2].
Особенности художественного времени[править]
Художественное время отличается от времени реального ограниченностью, завершённостью, обратимостью, разнонаправленностью, произвольным темпом[3]. Оно оценивается как авторская модель реального времени, а не его воспроизведение. В большинстве литературных произведений время, описываемое в тексте, сжато по сравнению с «реальным» временем, что отражает принцип «поэтической лаконичности». Однако это правило имеет существенное исключение, когда речь идёт об отображении психологических состояний и личного восприятия времени персонажем или лирическим героем. Эмоции и мысли, в отличие от физических действий, развиваются быстрее, чем темп повествования, формирующий основу литературного образа. Следовательно, время, затраченное на описание этих внутренних процессов, почти всегда превышает субъективное время, переживаемое персонажем. В некоторых случаях это менее выражено (например, в «Герое нашего времени» Михаила Юрьевича Лермонтова, произведениях Ивана Александровича Гончарова и рассказах Антона Павловича Чехова), в других — становится преднамеренным художественным приёмом, цель которого — выделить богатство и интенсивность внутренней жизни. Это свойственно многим писателям-психологам, таким как Лев Николаевич Толстой, Фёдор Михайлович Достоевский, Уильям Фолкнер, Эрнест Хемингуэй и Марсель Пруст[4].
Два плана времени[править]
В художественном произведении соединяются два плана времени[3]: время изображаемое (время события), в котором воплощаются все аспекты реального времени, важные с точки зрения автора, и время изображения (повествования), отражающее временную позицию субъекта (рассказчика или повествователя).
Время изображаемое[править]
Михаил Михайлович Бахтин выявил образы времени, запечатлевшиеся в истории литературы: авантюрное время, авантюрно-бытовое и биографическое. В авантюрном и авантюрно-бытовом времени изображаемая жизнь состоит исключительно из приключений (авантюр), спровоцированных внешним влиянием или случайными обстоятельствами. По этой причине авантюрное время фрагментарно. Биографическое время, напротив, показывает время в рамках жизни человека. Оно отличается последовательностью и необратимостью[2].
Дмитрий Сергеевич Лихачёв, анализируя связь художественного времени с внешней реальностью, разграничивал два типа: открытое и закрытое. «Открытое» время подразумевает включение художественного времени в исторический контекст, в конкретную эпоху. «Закрытое» же время — это время, ограниченное рамками описываемого события, не выходящее за его пределы[5]. Современная литература отдаёт предпочтение произведениям, отражающим динамичное время, поскольку переменчивость окружающего мира и взаимосвязь каждой отдельной человеческой судьбы с историческими событиями становятся всё более явными.
Т. Л. Рыбальченко по масштабам внешней по отношению к художественному произведению реальности, определяющей границы изображаемого времени выделяет время универсума и социально-историческое время[3].
В. Е. Хализев приводит следующие образы времени, которые могут быть представлены в художественном произведении: биографическое (этапы развития человека), историческое (отражение исторических периодов и поколений, знаковых событий в истории общества), космическое (представление о вечности), календарное (смена времён года, чередование будней и праздников) суточное (смена дня и ночи, утра и вечера)[1].
Время изображения[править]
Расхождение между изображаемым временем и временем изображения, то есть между моментом события и моментом, когда повествуется о событии, выражается через различные временные позиции субъекта, осуществляющего изображение, во временной точке зрения[6]. Носителями точки зрения могут быть: персонаж, повествователь/рассказчик, автор-создатель. Для понимания и интерпретации художественного времени важно определить точку зрения, то есть выявить факторы, определяющие появление воспринимающих время субъектов; их число и тип взаимоотношений (или их отсутствие); временные представления субъектов о мире; авторскую позицию по отношению к субъективным моделям мира[3].
Примечания[править]
- ↑ 1,0 1,1 Хализев В. Е. Теория литературы. — М.: Высшая школа, 2002. — С. 248. — ISBN 5-06-004234-0.
- ↑ 2,0 2,1 «Формы времени и хронотопа в романе: Очерки по исторической поэтике».
- ↑ 3,0 3,1 3,2 3,3 Рыбальченко Т. Л. Образный мир художественного произведения и аспекты его анализа. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 2012. — С. 60. — ISBN 978-5-7511-2054-2.
- ↑ «Время и пространство».
- ↑ Лихачёв Д. С. Поэтика древнерусской литературы. — 3-е изд. — М.: Наука, 1979. — С. 214.
- ↑ Успенский Б. А. Семиотика искусства. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1995. — С. 20.
![]() | Одним из источников, использованных при создании данной статьи, является статья из википроекта «Знание.Вики» («znanierussia.ru») под названием «Художественное время», расположенная по следующим адресам:
Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC-BY-SA 4.0 и более поздних версий. Всем участникам Знание.Вики предлагается прочитать материал «Почему Циклопедия?». |
---|