Чарльз Кунц

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Чарльз Кунц

Деятель страны
ЧарльзKunts1-1.jpg
Председатель (президент) ICOR








Дата рождения
1870
Дата смерти
1953










Чарльз Кунц (англ. Charles Kuntz) — марксист, связанный с фермерским движением, сторонник коллективизации, профессор, председатель американской пролетарской организации содействия еврейскому землеустройству в СССР “Икор”, прожил в Биробиджане зиму 1928—1929 года, дал климатическую характеристику будущей Еврейской автономной области[1].

Марксист-социолог, участник экспедиции ICOR в Биробиджан, создатель и руководитель проекта «Икор-Соцгородок».

Биография[править]

Родился в октябре 1870 года в местечке, недалеко от Киева, в небогатой семье. В юности покинул Россию.

С 1889 по 1893 год изучал философию в Венском университете, затем антропологию, социологию и экспериментальную психологию в Колумбийском университете в Нью-Йорке. Затем вернулся в Европу, где провел почти 4 года, чередуя исследования в Британском музее Лондона и работу в национальной библиотеке в Париже.

В 1917 году отправился в Петроград изучать происходящие там социальные процессы. Работал при Наркомате иностранных дел переводчиком, в 1918 году встречался с Лениным.

В 1926 году Кунц, имеющий давние связи с институтом агрокультуры в Нью-Джерси, приехал в Советский Союз с проектом создания современного сельскохозяйственного центра по образцу самых современных американских хозяйств.

В 1928 году Советское правительство приняло решение выделить междуречье Биры и Биджана советским евреям. Кунц очень активно участвовал в этом проекте, он больше года изучал состояние дел в Москве и Биро-Биджане.

Руководство ИКОРа отмечало:

«В мае 1928 года профессор Чарльз Кунц поехал в Биро-Биджан как представитель ИКОРа и информировал нас о ситуации там, что мы могли и должны делать, чтобы помочь. Также он много делал для колонизации и завоевал любовь и внимание переселенцев. Комзет, Озет и Экспертная комиссия ИКОРа приняли его рекомендации».

С целью знакомства с Харбинским и Маньчжурским рынками, возможностями доставки продуктов туда из Биро-Биджана и распространять среди евреев-харбинцев идею переселения, в мае 1929 года Кунц побывал в Харбине во главе делегации ОЗЕТа. В результате предложил послать в Биро-Биджан Экспертную комиссию ИКОРа для изучения и оценки отведенной территории.

В июне 1929 года сообщалось: «Комиссия американских экспертов для изучения возможностей еврейской колонизации в Биро-Биджане Дальневосточной республики, входящей в Союз Социалистических Советских Республик, отправилась вчера в Россию». Возглавил экспедицию профессор Франклин С. Харрис – агроном, президент университета Брайэм Ионг; в ее составе: профессор Дж. Б. Дэвидсон – агрокультурный инженер, декан инженерно-агрономического факультета при колледже штата Айова; Бенджамин Браун – фермер и специалист-кооператор; Чарльз Кунц – доктор философии, социолог и агроном; секретарь ИКОРа Леон Тальми; К.Б. Саулс – администратор. Члены экспедиции в течение месяца знакомились с природными условиями Биро-Биджана.

«Трибуна» писала:

«Быть может, самой ценной машиной, присланной ИКОРом в помощь ОЗЕТу, является… профессор Кунц, не коммунист, настолько захваченный успехами и размахом нашего социалистического строительства, что он выступил с проектом социалистической колонизации Биро-Биджана. Проф. Кунца удивляет наше медленное продвижение к социализму, он хочет уже строить социалистическое общество в Биро-Биджане».

По результатам экспедиции был составлен подробный отчет и усилена экономическая помощь Биро-Биджану.

На 4-м съезде ИКОРа, который состоялся в Нью-Йорке с 27 по 29 декабря 1929 года, Кунц доложил:

«Выдающиеся американские профессора, ученые, специалисты земледелия и колонизационных методов посетили Биро-Биджан и провели там несколько месяцев. Они основательно исследовали страну, изучили почву, климатические условия, людской материал, ее трудящихся – и привезли радостный отчет: Биро-Биджан – одна из плодороднейших, богатейших стран. Экспертная комиссия американского ИКОРа исколесила страну вдоль и поперек от одного конца до другого. Американские светила науки поднимались на вершины Биро-Биджанских хребтов, спускались в низменности и бродили по густым лесам, в непроходимой тайге, плавали по ее рекам. Они видели еврейских тружеников, орошающих своим потом Биро-Биджанские поля, и пришли к твердому заключению, что Биро-Биджан ожидает блестящая будущность».

28 марта 1931 года в Хабаровске на торжественном заседании по случаю трехлетия со дня издания декрета ЦИКа СССР о переселении еврейской бедноты в Биро-Биджан, Кунц представляет свой проект построения и оборудования на площади коммуны «Икор» образцового агроиндустриального соцгородка.

Разработал и экономически обосновал проект образцового поселения городского типа на 1 тысячу семей.

В 1931 году первая группа переселенцев из Аргентины и Германии прибыла на место строительства города будущего и появился ИКОР-Соцгородок. Строительство его осуществлялось при непосредственном участии Кунца, который практически постоянно находится в Биро-Биджане, поддерживая переселенцев и осуществляя их связь с американским ИКОРом, оказывающим колоссальную поддержку специалистами, техникой и другими материальными и научными ресурсами.

В сентябре 1934 года участвовал в пленуме ОЗЕТа Белорусской ССР и после встречи с председателем ЦИК БССР Червяковым отправился в Биро-Биджан. Но Соцгородок оказался в плачевном состоянии, коммуне грозила голодная зима. Принимается болезненное решение о закрытии проекта. Материальные и человеческие ресурсы перебрасываются в Икор, на базе которого создан колхоз. Часть коммунаров разъезжается по хозяйствам области, часть возвращается вместе с Кунцем в Америку.

В 1936 году призвал возобновить проект Соцгородок (что и было сделано, но уже силами еврейских переселенцев из УССР и БССР).

В 1944 году ИКОР организовал кампанию сбора средств для помощи уцелевшим еврейским сиротам и открытию для них детского дома. Кунц писал в августе 1944 года, что Биро-Биджан как единственный район сосредоточения еврейского поселения в СССР, избежавший нацистской ярости, может сыграть главную роль в послевоенном строительстве страны. Многие евреи, особенно дети без родителей, найдут там «дом без следов войны, мучающих их тяжело раненные впечатлительные души». Но эти усилия и собранные деньги волей руководства СССР не были использованы по назначению. Ни Биро-Биджан, ни советские евреи не были нужны Сталину.

Умер в 1953 году.

Источники[править]