Экономика услуг
Экономика услуг (сервисная экономика; англ. service economy) ― обеспечение промышленного производства сопутствующими услугами: транспортом, связью, торговлей, финансами и т.п.
Определение[править]
Может относиться к одному или обоим из двух последних экономических событий:
- Возросшее значение сектора услуг в промышленно развитых странах. Текущий список компаний из списка Fortune 500 содержит больше сервисных компаний и меньше производителей, чем в предыдущие десятилетия.
- Относительная важность сервиса в продуктовом предложении. Экономика услуг в развивающихся странах в основном сосредоточена на финансовых услугах, гостиничном бизнесе, розничной торговле, здравоохранении, социальных услугах, информационных технологиях и образовании. Продукты сегодня имеют более высокую сервисную составляющую, чем в предыдущие десятилетия. В литературе по менеджменту это называется сервитизацией продуктов или системой продукт-сервис. Практически каждый продукт сегодня имеет сервисную составляющую.
Старая дихотомия между продуктом и услугой была заменена континуумом услуга-продукт услуги (экономики)[1]. Многие продукты трансформируются в услуги.
Например, IBM рассматривает свой бизнес как сервисный бизнес. Хотя она по-прежнему производит компьютеры, она рассматривает физические товары как небольшую часть индустрии «бизнес-решений». Они обнаружили, что ценовая эластичность спроса на «бизнес-решения» намного меньше, чем на аппаратное обеспечение. Произошел соответствующий переход к модели ценообразования подписки. Вместо того, чтобы получать единовременную оплату за единицу изготовленного оборудования, многие производители теперь получают стабильный поток доходов по текущим контрактам.
Считается, что полный учет затрат и большинство мер по реформе бухгалтерского учета и денежной реформе невозможно достичь без хорошей модели экономики услуг.
История[править]
С 1950-х годов мировая экономика претерпела структурные преобразования. В связи с чем, американский экономист Виктор Р. Фукс назвал её «экономикой услуг» в 1968 году. Он считал, что появление экономики услуг, из-за быстрого развития информационных технологий экономика услуг продемонстрировала новые тенденции развития[2].
Экологические последствия экономики услуг[править]
Это рассматривается, особенно в зеленой экономике и более конкретных теориях в ней, таких как естественный капитализм, как имеющие эти преимущества:
- Намного проще интеграция с учетом природных услуг
- Гораздо более простая интеграция с государственными службами в условиях глобализации, например, инспекция мяса - это услуга, которая предполагается в пределах цены продукта, но которая может довольно резко варьироваться в зависимости от юрисдикции, с некоторыми серьезными последствиями.
- Связь движения товаров на сырьевых и энергетических рынках с соответствующими негативными экологическими последствиями (представляющими выбросы или другое загрязнение, утрату биоразнообразия, риск биобезопасности) общественными проблемами, так что ни один товар не может быть продан без принятия на себя ответственности за ущерб, причиненный его добычей, переработкой, отгрузкой, торговлей и продажей - его всеобъемлющий результат
- Упрощенная интеграция с городской экологией и промышленным экологическим моделированием
- Упрощение связи с экономикой впечатлений о фактическом качестве жизни решений, принимаемых людьми на основе предположений об услугах, и лучшая интеграция экономики с маркетинговой теорией о ценности бренда, например, продукты приобретаются для их предполагаемой надежности в каком-то известном процессе. Это предполагает, что опыт пользователя с брендом (подразумевающий услугу, которую он ожидает) гораздо важнее, чем его технические характеристики.
Управление продуктом или возврат продукта - это слова для конкретного требования или меры, в которой услуга утилизации отходов включена в цепочку распределения промышленного продукта и оплачивается во время покупки. То есть, платить за безопасную и правильную утилизацию, когда вы платите за продукт, и полагаться на тех, кто продал его вам, чтобы избавиться от него.
Те, кто выступает за это, обеспокоены более поздними этапами жизненного цикла продукта и всеобъемлющим результатом всего производственного процесса. Это считается предпосылкой для строгой интерпретации экономики услуг (вымышленных, национальных, юридических) «товарных» и «товарных» отношений.
Он часто наносится на краску, шины и другие товары, которые становятся токсичными отходами, если их не утилизировать должным образом. Он наиболее знаком, так как в контейнере депозит взимается плата за депозитную бутылку. Один платит плату за покупку бутылки, отдельно от платы за покупку того, что она содержит. Если вы возвращаете бутылку, плата возвращается, и поставщик должен вернуть бутылку для повторного использования или переработки. Если нет, кто-то заплатил пошлину, и, по-видимому, это может оплатить меры по контролю за свалкой или мусором, которые утилизируют подгузники или разбитую бутылку. Кроме того, поскольку одна и та же плата может быть собрана любым, кто найдет и вернет бутылку, люди обычно собирают их и возвращают в качестве средства получения небольшого дохода. Это довольно распространено, например, среди бездомных в городах США. Юридические требования варьируются: сама бутылка может считаться собственностью покупателя содержимого, или покупатель может иметь некоторое обязательство вернуть бутылку на какой-то склад, чтобы ее можно было переработать или повторно использовать.
В некоторых странах, таких как Германия, законодательство требует внимания к всестороннему результату всей добычи, производства, распределения, использования и отходов продукта и возлагает на тех, кто получает прибыль от этого, юридическую ответственность за любой результат на этом пути. Это также тенденция в Великобритании и ЕС в целом. В Соединенных Штатах было много групповых исков, которые фактически являются ответственностью за управление продуктом - компании, ответственные за то, что делает продукт, что он никогда не рекламировался.
Вместо того, чтобы позволить государственному сектору взять на себя ответственность за эти проблемы или бессистемно поручаться компаниям по одному вопросу за раз через судебные иски, многие усилия по реформе бухгалтерского учета сосредоточены на достижении полного учета затрат. Это финансовое отражение всеобъемлющего результата- отмечая выгоды и убытки всех вовлеченных сторон, а не только тех, кто инвестирует или покупает. Такие шаги сделали моральные покупки более привлекательными, поскольку они позволяют избежать ответственности и будущих судебных исков.
Агентство по охране окружающей среды США выступает за рациональное использование продуктов, чтобы «уменьшить воздействие продуктов на окружающую среду в течение жизненного цикла». Идеал управления продуктом, администрируемый EPA в 2004 году, «использует общую изобретательность и ответственность предприятий, потребителей, правительств и других», говорится на веб-сайте EPA.
Роль экономики услуг в развитии[править]
Услуги составляют более 50% ВВП в странах с низким уровнем дохода, и по мере того, как их экономика продолжает развиваться, значение услуг в экономике продолжает расти[3]. Экономика услуг также является ключом к росту, например, на ее долю приходилось 47% экономического роста в странах Африки к югу от Сахары в период 2000–2005 годов (промышленность внесла 37% и сельское хозяйство 16% за тот же период)[3]. Это означает, что в последнее время экономический рост в Африке в такой же степени зависит от услуг, как и от природных ресурсов или текстиля, несмотря на то, что многие из этих стран пользуются торговыми преференциями в отношении первичных и вторичных товаров. В результате занятость также приспосабливается к изменениям, и люди покидают сельскохозяйственный сектор, чтобы найти работу в экономике услуг. Такое создание рабочих мест особенно полезно, поскольку зачастую оно обеспечивает занятость низкоквалифицированной рабочей силы в секторах туризма и розничной торговли, что приносит пользу, в частности, бедным слоям населения и представляет собой общее чистое увеличение занятости[3]. Экономика услуг в развивающихся странах чаще всего состоит из следующего:
- Финансовые услуги
- Туризм
- Распределение
- Здоровье, и
- Образование
Экспортный потенциал многих из этих продуктов уже хорошо изучен, например в сфере туризма, финансовых услуг и транспорта, однако новые возможности открываются и в других секторах, таких, как сектор здравоохранения. Например:
- Индийские компании, предоставляющие услуги сканирования для больниц США
- Южная Африка развивает рынок хирургических и туристических пакетов
- Индия, Филиппины, Южная Африка и Маврикий испытали быстрый рост ИТ-услуг, таких как колл-центры, функции бэк-офиса и разработка программного обеспечения.
Драйверы сервитизации[править]
Тенденция сервитизации очень заметна при взгляде на рост доли услуг в ВВП США и европейских стран, чем 20 лет назад. Услуги становятся неотъемлемой составляющей продукта, так как поставщик предлагает их совместно с ядром для повышения его производительности (IBM, 2010). Однако каковы ключевые факторы для изменения бизнес-модели компании? Baines, Lightfoot, & Kay (2006) называют три основных набора факторов, которые мотивируют компании расширяться в секторах услуг: финансовый, стратегический и маркетинговый.
Финансовые драйверы[править]
Финансовый драйвер отражается в улучшении прибыли и стабильном доходе, которые приходят с сервитизацией. В условиях растущей ценовой конкуренции среди продуктовых предложений компании могут использовать услуги для восстановления потерянного потенциального дохода. Транспортное подразделение GE столкнулось с 60-процентным падением числа локомотивов, проданных в период с 1999 по 2002 год, но не получилось катастрофическим, потому что доход от услуг утроился с 500 миллионов долларов до 1,5 миллиарда долларов с 1996 по 2002 год[4]. Согласно отчету AMR Research (1999), компании получают более 45% валовой прибыли от послепродажного обслуживания, хотя они составляют только 24% доходов. Это также показывает, что GM заработал больше прибыли в 2001 году от 9 миллиардов долларов послепродажного дохода, чем от 150 миллиардов долларов дохода от продаж автомобилей[5].
Кроме того, сервитизация выравнивает сезонность продукта и увеличивает жизненные циклы сложных продуктов, примеры которых можно увидеть в авиационной промышленности, когда компании перестают фокусироваться на чистой поставке продукта, но начинают внедрять техническое обслуживание и другие виды деятельности на вторичном рынке[6].
Стратегические драйверы[править]
Стратегические драйверы сосредоточены в основном на получении и обеспечении конкурентного преимущества компании. Чтобы компания могла достичь устойчивого конкурентного преимущества, ее ресурсы должны быть ценными, редкими, трудными для подражания и организации. Сервитизация не может быть конечной и единственной гарантией для компании ее достижения. Тем не менее, он оказывается ценным, поскольку он не предоставляется многими поставщиками, и это облегчает использование продукта клиентом. Это также редко и трудно имитировать, так как не так много компаний имеют возможности предоставлять услуги клиенту, поскольку производитель имеет лучшие знания и опыт в функционировании продукта. Более того, услуги менее заметны и требуют больше труда, поэтому им оказывается труднее подражать. Наконец, коммодитизация толкает цены вниз, заставляя компании постоянно внедрять инновации. Тем не менее, добавление услуг к продукту повышает его ценность для клиента, делая его более ценным и воспринимаемым, поскольку предоставление услуг может быть сделано более индивидуальным способом, отвечающим потребностям клиента более специальным образом.
Драйверы маркетинга и продаж[править]
Поскольку услуги предоставляются на долгосрочной основе, а не на разовой продаже, они предлагают больше времени для построения отношений с клиентами и позволяют поставщику создать бренд. Кроме того, это позволяет команде продаж влиять на решения о покупке, предоставляя им возможность продавать дополнительное расширение продукта или другие дополняющие части продукта. Растущие потребности в услугах в отрасли B2B исходят от клиента и его потребности не в универсальных, а в индивидуальных решениях, а это требует понимания его объема работы. Такого рода работа требует времени и встреч обеих сторон, в ходе которых развивается доверие и понимание, что в дальнейшем приводит к лояльности[7]. И последнее, но не менее важное: тесное сотрудничество с клиентом и наличие мнений с другой точки зрения дает поставщику ценную информацию об отрасли, позволяя ему внедрять инновации с более ориентированным на клиента подходом.
Разработка правильной стратегии выхода на рынок (в соответствии со стратегией операций) является ключевым фактором успеха для успешного внедрения PSS на рынке. Анализ маркетинговой структуры 5C применяется:
- Контекст (PESTEL анализ)
- Клиент
- Конкуренция
- Сотрудники (поставщики и дистрибьюторы)
- Компания (Внутренние возможности, например, с тестом VRIN)
Пертикулярно важным является подход к ценообразованию, который, чтобы быть успешным, должен принять подход общей экономической ценности, поддерживаемый совместным анализом для определения предпочтений клиентов и чувствительности к цене. Сервитационные контракты, как правило, основаны на схемах с фиксированной оплатой с растущим уровнем рисков:
- фиксированные тарифы для Продуктоориентированных PSS имеют самый низкий уровень рисков
- уровень рисков увеличивается по сравнению с PSS, ориентированным на использование, поскольку согласованный уровень времени безотказной работы является основой ценообразования
- самые высокие риски фиксируются с фиксированной платой за PSS, основанную на результатах.
Общая экономическая ценность определяет, как репозиционирование таких рисков от клиентов к поставщику создает ценность для клиента, и используется в стратегии ценообразования.
См. также[править]
Источники[править]
- ↑ [1]
- ↑ Victor R. Fuchs Who Shall Live?: Health, Economics and Social Choice. — ISBN 9789814365642.
- ↑ 3,0 3,1 3,2 Massimiliano Cali, Karen Ellis and Dirk Willem te Velde (2008) The contribution of services to development: The role of regulation and trade liberalisation ― London: Overseas Development Institute
- ↑ Sawhney, M. S., Balasubramaniam, S., & Krishnan, V. V. (2004). Creating Growth with Services. MIT Sloan Management Review. ― https://doi.org/10.1080/13552600410001470973
- ↑ Cohen, M. A., & Agrawal, N. (2006). Winning in the Aftermarket. Harvard Business Review, 84, 129–138. ― https://doi.org/Article
- ↑ Ward, Y., & Graves, A. (2007). Through-life management: the provision of total customer solutions in the aerospace industry. International Journal of Services Technology and Management, 8(6), 455. ― https://doi.org/10.1504/IJSTM.2007.013942
- ↑ Vandermerwe, S., Rada, J. (1988). Servitization of Business: Adding Value by Adding Services. European Management Journal, 6(4), 314–324. https://doi.org/10.1016/0263-2373(88)90033-3
Ссылки[править]
![]() | Одним из источников, использованных при создании данной статьи, является статья из википроекта «Руниверсалис» («Руни», руни.рф) под названием «Экономика услуг», расположенная по адресу:
Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC BY-SA. Всем участникам Руниверсалиса предлагается прочитать «Обращение к участникам Руниверсалиса» основателя Циклопедии и «Почему Циклопедия?». |
---|