Александр Македонский и евреи

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Александр Македонский на мозаике синагоги Хукока.

Александр Македонский и евреи — отношения Александра Македонского с евреями[1].

Общие сведения[править]

Александр разрушил Фивы и Тир, вполне возможно, что его военные действия против Персии ударили и по еврейским общинам, кроме того, в персидской армии, с которой Александр воевал, служили и евреи.

В жизнеописании Александра имеется лишь один эпизод, связывающий его имя с еврейской историей, а именно, что после осады Тира в 332 г. до н. э. прошел через Иудею, нигде не встречая сопротивления со стороны евреев (лишь Газа не сдалась и была срыта до основания).

Имя Александра упоминается в апокрифической[2]. Предполагают, что книга Даниила имеет ввиду Александра, когда говорит, что могущественный царь «восстанет и будет владычествовать с великою властью, но царство его разрушится после его смерти»[3]. Видение «четвертого зверя, страшного и ужасного и весьма сильного», пожирающего и разрывающего все на куски[4], может быть, также — намёк на Александра.

О посещении Александром Иудеи Иосиф Флавий сообщает фантастическое предание[5], по которому Александр прибыл в Иерусалим после взятия Газы. Первосвященник Иаддуа во сне получил предупреждение от Бога, увидев себя в пурпуровой одежде и с митрой на голове. Повинуясь видению, он вышел встретить Александра к преддверию Храма. В сопровождении священников, одетых в тонкие льняные одежды, и массы народа Иаддуа ожидал прибытия Александра. Заметив первосвященника, Александр почтил Бога[6] и поклонился Иаддуе, а евреи в один голос приветствовали Александра.

Бируни приводит легенду явно еврейского происхождения:

А Александр, сын Филипна — ионянин, объединив царство румов, разбитое прежде на [множество] владений, пошел против царей Магриба и покорил их и углублялся [в их страну] пока не дошел до Зеленого моря 5. Потом он вернулся в Египет, построил Александрию и нарек ее своим именем, а затем направился в Сирию к тем, кто там обитал из израильтян. Он пришел в Иерусалим, резал животных на жертвеннике и приносил жертвы, потом вернулся в Армению и Баб-аль-Абваб 6, и прошел далее, и ему подчинились копты, берберы и евреи. После этого он пошел против Дария, сына Дария, чтобы отомстить за то, что натворили Бухтунассар и вавилоняне, действуя в Сирии.

Когда военачальник Парменион выразил удивление войска по поводу странного поступка Александра — что человек, которому все поклоняются как царю, поклонился иудейскому первосвященнику — Александр ответил: «Я поклонился не ему, но Богу, который удостоил его этого первосвященства, потому что я видел во сне этого самого человека и в этой самой одежде, будучи в Дионе в Македонии; когда я там размышлял наедине, как мне достигнуть власти в Азии, он убедил меня не медлить, но смело перейти море, и обещал вести мое войско и даровать мне господство над персами». Затем Александр подал первосвященнику руку, вошёл в Храм и принес Богу жертву по указанию первосвященника, «щедро одарив всех священников».

Когда Александру показали книгу Даниила[7], где предсказано, что один из царей Греции (מלך יון‎) разрушит персидское царство, он подумал, что он и есть этот человек, и обрадовался тому.

На следующий день Александр спросил народ, какую милость он может ему оказать, и по просьбе первосвященника позволил евреям жить по закону предков. Он освободил их даже от платежа податей в 7-й (субботний) год. Вавилонским и мидийским евреям он дал такие же привилегии; евреям же, пожелавшим вступить в его армию, Александр предоставил право жить по законам их религии.

Самаритяне, узнав о милостях, дарованных Александром евреям, стали просить для себя аналогичных привилегий, однако Александр отказал им. Самаритяне восстали против наместника в Самарии; за что Александр сурово наказал зачинщиков мятежа и превратил Себастию в греческий город, населив её македонцами[8]. По преданию, евреи участвовали в избиении самаритян и разрушили их храм на горе Гризим[9].

При основании Александрии, греческим и еврейским поселенцам были предоставлены одинаковые права. Эта милость была дана евреям потому, что они они могли служить и в армии Александра, как некий стрелок из лука Мосоллам-еврей[10], а также потому, что Александр наверное не мог игнорировать многочисленное еврейское население Египта, возможно, евреи в Египте оказали какую-то помощь Александру.

Сивиллины книги говорят об Александре как «о потомке Кронидов, хотя и незаконном»[11].

Завоевания ознаменовали начало эллинистического периода в Иудее и среди евреев.

Рассказы о Александре, приводимые в Талмуде и Мидрашим, носят легендарный характер. Они показывают уважение царя к иудейскому первосвященнику и враждебность к самаритянам.

Ссылки[править]

См. также[править]

Источники[править]

  1. КЕЭ, том: 1. Кол.: 77
  2. I Мак., 1, 1—8; 6, 2
  3. Дан., 11, 3
  4. Дан., 7, 7
  5. «Иудейские древности», кн. XI, 8, 8, § 4—6
  6. Lev. rab., 13, кон.
  7. см. Дан., 7, 6; 8; 5—8, 20—22; 11, 3—4
  8. «Древн.», XI, 8; ср. «Прот. Апиона», II, 4, выдержка из Гекатея
  9. Megilath Taanith, IX; Joma, 69а
  10. Иосиф Флавий, Против Аппиона, I, 22
  11. Сив., III, 383