Владимировка (рудник)
Рудник | |
Владимировка | |
---|---|
Страна | ![]() |
Местоположение | Усть-Канский район, Республика Алтай |
Владимировка — древний медный рудник, расположенный на территории Усть-Канского района Республики Алтай близ села Владимировка на отроге Теректинского хребта. По археологическим материалам и абсолютному датированию радиоуглеродным методом памятник отнесён к афанасьевской культуре, что делает его одним из древнейших известных рудников Сибири.
История изучения[править]
Памятник был открыт в 1955 году участниками геолого-разведывательной партии Северо-Алтайской экспедиции при разработке Владимирского кобальтового месторождения на склоне горы Безымянная, когда в результате отпалки (проходки пород взрывом) в канаве №62 были обнаружены остатки древней горной выработки. Геологами под руководством Я.Р. Зильбермана были собраны многочисленные артефакты из камня, рога и дерева, хорошо сохранившиеся в условиях вечной мерзлоты высокогорья. После сбора материалы были оставлены на борту канавы; о находке было сообщено в Горно-Алтайский краеведческий музей, однако сотрудники на обследование местонахождения так и не прибыли, поэтому наиболее представительные артефакты по инициативе геолога А.И. Баженова в том же году были переданы в Томский государственный университет (перевозил находки студент-практикант И.М. Петров). В Музее истории материальной культуры ТГУ коллекция из Владимировки была принята на хранение под номером 6745[1].
Первое научное исследование материалов было проведено археологом Л.Р. Кызлаовым. В статье, опубликованной в 1965, Кызласов на основании морфологического сходства обнаруженных на выработке каменных орудий с материалами энеолитических памятников Европы и Северной Азии предварительно отнёс памятник к афанасьевской культуре[2].
В 1985 году при участии первооткрывателя памятника А.И. Баженова и археологов В.А. Кочеева и С.М. Киреева была организована попытка обследования рудника силами сотрудников Горно-Алтайского краеведческого музея, которая, однако, не увенчалась успехом из-за плотного снега, покрывшего склон горы и саму выработку[1].
В 1987 году была опубликована статья, написанная одним из первооткрывателей рудника А.И. Баженовым независимо от Л.Р. Кызласова. В работе впервые был отмечен факт наличия среди минералов меди Владимировского месторождения почти исключительно сульфидов, что выделяло памятник из числа других древних выработок, заложенных в местах залегания оксидов меди. По замечанию геолога, выплавка металла из сульфидной руды требовала от древних металлургов предварительного обжига сырья[3].
Летом 1994 года состоялась вторая попытка обследования рудника. В состав экспедиции, организованной Алтайским государственным университетом, вошли археологи под руководством Ю.Ф. Кирюшина, а также геологи А.М. Малолетко и А.И. Баженов (первооткрыватель выработки). Исследователям удалось подняться в район локализации памятника, но из-за плохих погодных условий обнаружить местонахождение не удалось[1].
Повторно обнаружить рудник удалось лишь в 1997 году экспедицией под руководством историка-краеведа В.Б. Бородаева. Учёные смогли найти канаву №62, в ходе обследования дна и бортов которой был собран археологический материал, очень близкий по своему составу находкам 1955 года. В последующие годы (1998 , 2001 и 2002) В.Б. Бородаев осуществил ещё три успешных экспедиции на рудник, в ходе которого были проведены нивелировка и составление топоплана местности, обследован отвал канвы №62, а также изучен склон близ неё. Помимо основного местонахождения (выработка №1), были открыты ещё 5 непотревоженных древних выработок (№2-6), в отвалах трёх из которых был обнаружен археологический материал[1].
Итоги многолетних исследований были опубликованы в 2002 году в виде монографии за авторством А.И. Баженова, В.Б. Бородаева и А.М. Малолетко.
Археология[править]
В целом найденные на выработках рудника артефакты представляют собой гомогенный комплекс, в котором доминирует каменные орудия ударно-дробящего типа и остатки составных клиньев с деревянным стержнем и роговым наконечником. Все эти изделия, вероятнее всего, использовались для добычи и дробления медной руды. По морфологическим особенностям и результатам трасологичексого анализа среди каменных артефактов на галечных заготовках Н.Ю. Кунгуровой были выделены изделия типа кайл, различные по форме и функционалу ударно-дробящие орудия и манупорты, возможно, служившие заготовками[1].
Выработка №1[править]
Первая обнаруженная выработка, вскрытая и полностью уничтоженная канавой №62 в 1955 году. Расположена на высоте 2040-260 м над уровнем моря. Размеры неизвестны, так как канава вскрыла только часть объёма разработки (вероятно, область забоя). В 1955 году геологами были собраны массивный шлифованный каменный топор-молот с просверленной проушиной, три каменных ударных орудия из галек, наконечники клиньев из рогов полорогих (в музей ТГУ было передано четыре наконечника, часть из которых содержала также остатки деревянных клиньев), фрагменты рога марала, обломок деревянного клина, деревянная палка длиной около 75 см с расщеплённым концом, связанные узлом два кожаных ремешка, фрагмент шкуры марала или северного оленя размерами 1×0,6 м и разложившееся вещество от роговых орудий (шкура и разложившийся рог в опись коллекции не вошли). Деревянная палка по состоянию на 2002 год отмечена Баженовым и соавторами как утерянная; открытым остаётся вопрос о её предназначении и внешнем виде, поскольку А.И. Баженов и В.И. Матющенко (составитель описи коллекции) указывают на наличие на её поверхности выжженного узора в виде серии спиралевидных фигур (по воспоминаниям Баженова), то время как Л.Р. Кызласов полностью отрицает наличие каких-либо элементов отделки, рассматривая «узор» как случайные пожоги[2][1].
В последующие годы во время преследования канавы №62 на её дне, в бортах, на отвале и шлейфе осыпи ниже по склону обнаружен дополнительный материал: 16 каменных орудий из речной гальки вязких пород, использовавшихся для ударных работ, деревянные клин (длинна — 25 см, толщина — до 4 см) и обрубленная с двух сторон крупная — длинной 62 см и толщиной от 4,3 до 4,5 мм — лиственничная палка, использовавшаяся в качестве орудия ударного действия, два наконечника для клиньев из рогов полорогих и два обрывка шерстяной верёвки[1].
По сообщению А.И. Баженова, во время обследования памятника в 1955 году им были зафиксированы следы разведения костров непосредственно внутри выработки[3], что может указывать на использование древними горняками метода пожога, при котором заключённые в мерзлоту породы предварительно отогревались огнём[1].
Выработка №2[править]
Открыта в 1998 году, полноценно обследовалась в 2001 году. Удалена от канавы №62 на 50 м к юго-западу, находится на 25-35 м выше выработки №1. Представляет собой заложенную в склон крупную яму или штольню с полностью нивелированной склоновыми процессами западиной и оплывшим выбросом площадью 10×12 м. В его верхней части порода представляет собой суглинок с примесью относительно некрупных камней, в нижней — крупные камни без суглинка. В отвале было обнаружено галечное ударное орудие, аналогичное найденным в выработке №1 артефактам[1].
Выработка №3[править]
Открыта в 2001 году. Удалена от выработки №2 на 20 м к юго-западу, вверх по склону. Имеет вид выположенной площадки, на поверхности которой различимы следы канавы размерами 3,5×1,5×0,25 м, вытянутой на северо-восток. На северо-восточной оконечности канавка переходит в крупную осыпь, по структуре породы очень близкую к выбросу выработки №2. Археологических материалов обнаружено не было. Объёмы осыпи косвенно указывают на значительное продолжение выработки вглубь толщи склона[1].
Выработка №4[править]
Открыта в 2001 году. Расположена к юго-востоку от канавы №62, удалена от неё на 10 м. Канава выработки длиной около 2 м плохо выражена в рельефе, почти полностью нивелирована[1].
Выработка №5[править]
Выше по склону от группы выработок близ канавы №62, на удалении в 26 м к востоку от нивелировочной отметки в 2131 м, в 2001 году обнаружена выработка №5. Она ориентирована широтно, в плане подпрямоугольная, её площадь составляет примерно 15×10 м, глубина варьирует от 0 до 1,5 м, возрастая в западном направлении. В отвале найдено ударное каменное орудие из речной гальки[1].
Выработка №6[править]
Открыта в 2001 году. Самая высоко расположенная из выявленных выработок рудника, находящаяся на Быструхо-Куминском водоразделе, будучи удалённой к юго-западу от выработки № 5 на 150 м и находящаяся между высотными отметками 2131 м и 2178 м. Имеет вид подпрямоугольного карьера площадью 5×10 м с полосой отвала шириной до 4,5 м. В западной части объекта найдено ударное орудие, выполненное из речной гальки. Кроме того, вблизи выработки зафиксировано большое число мелких объектов, возможно, также являющихся следами деятельности древних горняков; тем не менее, их бесспорная атрибуция как памятников археологии возможно только после полноценного геоморфологического и археологического исследования[1].
Датировка[править]
По деревянной палке, найденной в 1997 году в стенке канавы №62 (выработка №1) в лаборатории Института геологии и геофизики СО РАН была получена калиброванная радиоуглеродная дата в 3576±75 лет до н.э. Эта датировка не противоречит предложенной Кызласовым атрибуции артефактов памятника как относящихся к афанасьевской культуре[1].
Кроме данных абсолютного датирования и морфологии обнаруженных артефактов, архивные источники указывают на отсутствие практики разведки и разработки русскими рудознатцами в XVIII-XIX вв. месторождений полезных ископаемых на высотах выше 1900 м из-за чрезвычайно тяжёлых условий труда. Это обстоятельство позволяет предварительно отнести весь комплекс выработок рудника к энеолиту — раннему бронзовому веку[1].
Примечания[править]
- ↑ 1,00 1,01 1,02 1,03 1,04 1,05 1,06 1,07 1,08 1,09 1,10 1,11 1,12 1,13 1,14 Баженов, 2002
- ↑ 2,0 2,1 Кызласов Л. Р. Древнейшие орудия горного дела на Алтае рус. // Новое в советской археологии. Памяти Сергея Владимировича Киселёва. К 60-летию со дня рождения : сборник. — М.: Наука. — С. 165-168.
- ↑ 3,0 3,1 Баженов А. И. Об археологических находках в Теректинском хребте рус. // Археологические исследования на Алтае : Межвузовский сборник научных статей. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 1987. — С. 125-128.
Литература[править]
Баженов А. И., Бородаев В. Б., Малолетко А. М. Владимировка на Алтае — древнейший медный рудник Сибири. — Томск: Томский государственный университет, 2002. — 120 с. — ISBN 5-94621-046-7.
![]() | Одним из источников, использованных при создании данной статьи, является статья из википроекта «Руниверсалис» («Руни», руни.рф) под названием «Владимировка (рудник)», расположенная по адресу:
Материал указанной статьи полностью или частично использован в Циклопедии по лицензии CC BY-SA. Всем участникам Руниверсалиса предлагается прочитать «Обращение к участникам Руниверсалиса» основателя Циклопедии и «Почему Циклопедия?». |
---|