Евреи в НКВД

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Г. Ягода в книге «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина: История строительства, 1931—1934 гг.»
Процентный состав евреев среди высшего руководящего состава НКВД СССР. Авторы: Михаил Тумшис, Вадим Золотарёв.

Евреи в НКВД — веха в истории советских евреев, когда они занимали видное место в НКВД СССР[1][2].

Общий очерк[править]

Евреев по состоянию на 25 сентября 1918 года из 372 сотрудников центрального аппарата ВЧК (включая канцелярских и административно-хозяйственных работников) насчитывалось 35 человек (9,4 %). Для сравнения: 179 (48,1 %) латышей, 113(30,4 %) русских (включая украинцев и белорусов), 23 (6,2 %) поляка и литовца, 4(1,1 %) немца, 3(0,8 %) финна, 2(0,5 %) эстонца, 1 (0,4 %) француз, 1 (0,4 %) грек, не установленных — 11.

До выступления левых эсеров 6 июля 1918 года из 29 членов ВЧК насчитывалось 3 еврея: Григорий Давидович Закс (заместитель заведующего Отделом по борьбе с контрреволюцией, и.о. заместителя председателя ВЧК в мае-июне 1918 г.), Михаил Наумович Гуркин (заведующий Отделом по борьбе с преступлениями по должности с апреля по июнь 1918 года) и с апреля по июнь того же года — Исаак Самойлович Кизильштейн, бывший на протяжении 2 месяцев представителем Московского совета и Совнаркома Москвы и Московской промышленной области в ВЧК. Остальные национальности за этот полугодовой период были представлены 20 русскими, 3 поляками и 2 латышами.

Имеется справка о состоянии дел в Киевской губернии от 15 мая в 1919 года, поступившая председателю Реввоенсовета РСФСР Л. Д. Троцкому: «Уманский уезд. По всему уезду антисемитская агитация… Сотрудники ЧК – евреи, пойманные населением, расстреливаются… Бердичевский уезд. Проезжающие через город части бесчинствуют. Идут погромы под лозунгом: «Бей жидов, громи ЧК, – они враги наши».

К концу 1921 года в органах ВЧК (как в центральном аппарате в Москве, так и в губерниях, областях и автономиях РСФСР, Украины, Белоруссии, Грузии, Армении и Азербайджана) служило (из общего количества 90 тысяч сотрудников) 9 % евреев (для сравнения — 77 % русских, 3,5 % латышей, 3,1 % украинцев).

Таким образом, в раннем ВЧК евреи хотя и были относительно широко представлены, тем не менее, они уступали русским, полякам и латышам по численности и в положении в иерархии.

В 1919 году из 17 членов Коллегии ВЧК был 1 еврей — Григорий Семенович Мороз, в 1920 году там было 2 еврея.

Численность евреев затем стала расти по мере продвижения по карьерной лестнице Г. Ягоды, помощник которого стал Яков Давидович Березин.

Причин для службы евреев в ВЧК-ОГПУ было немало: во-первых, было много евреев-революционеров, во-вторых, из-за военного коммунизма и прекращения НЭПа многие евреи оказались без работы, кроме того, сама Советская власть на раннем этапе считала евреев сверх лояльными, так как, как отметил исследователь О.И. Капчинским: «Евреи… по определению не могли являться детьми царских чиновников, дворян и православных священнослужителей — наиболее враждебных большевикам слоев российского общества».

Пиком возвышения евреев в НКВД стали 1930-е годы, точнее, когда Генрих Ягода был наркомом, и ближайшие к этому времени годы. Его 1-м замнаркома был Яков Саулович Агранов, замнаркомами были Лев Николаевич Бельский и Владимир Михайлович Курский.

Марк Исаевич Гай был начальником ОО ГУГБ НКВД, начальником ЭКО был Лев Григорьевич Миронов, начальниками ИНО — Абрам Аронович Слуцкий и Сергей Михайлович Шпигельглас. Карл Викторович Паукер возглавлял 1-й отдел ГУГБ НКВД.

Наркомами союзных республик были Израиль Моисеевич Леплевский, Лев Борисович Залин, Борис Давыдович Берман, Тимофей Михайлович Борщев, Василий Абрамович Каруцкий, Григорий Яковлевич Рапопорт.

В руководстве ГУЛАГа находились Лазарь Иосифович Коган, Матвей Давыдович Берман, Израиль Израилевич Плинер, Зиновий Борисович Кацнельсон, Нафталий Аронович Френкель, Леонид Александрович Тарханов, Александр Александрович Усиевич, Семён Григорьевич Фирин, Яков Давидович Рапопорт и т. д.

При Ежове и последующих наркомах шло активное удаление евреев из НКВД, огромное их число было репрессировано и расстреляно.

По показаниям бывшего начальника отдела кадров НКВД УССР Г. М. Кобызева уменьшение процента евреев в руководстве НКВД УССР в 1938 года происходило по личному указанию Ежова:

17 февраля я подал Ежову материалы, характеризующие кадры: персональный список всех сотрудников оперативных отделов, на которых были компрометирующие материалы (человек 600–800) …Ежов сказал: «Ох, кадры, кадры, у них здесь не Украина, а целый Биробиджан». Рассматривая дальше материал, он наложил резолюции, чуть ли не по каждому сотруднику – кого нужно арестовать, кого уволить, кого перевести на неоперативную работу, в ГУЛАГ…практические указания Ежова и Успенского сводились к тому, чтобы в аппарате НКВД УССР увеличить число сотрудников, в особенности руководящего состава, из числа украинцев, русских, за счет сотрудников еврейской национальности, которых из УНКВД нужно уволить, т. е. в значительной мере сократить их процент.

21 января 1939 года начальник УНКВД по Сталинской области П. В. Чистов донёс Л.П. Берия, что его подчиненный Исаак Маркович Александрович «сколотил вокруг себя группу начальников и зам. начальников отделов из числа евреев и повёл против меня клеветническую кампанию, бросал мне обвинения в антисемитизме, в гонении на евреев и в проведении фашистской арийской политики в подборе кадров. Это обвинение я отвергаю с негодованием. Оно достаточно опровергается тем, что из 16 начальников и зам. начальников отделов в УНКВД – 12 составляют евреи и только 4 падает на украинцев и русских. В течение 1938 года мною было уволено значительное количество социально-чуждого элемента, пробравшегося в органы УГБ: торговцев, спекулянтов и т. д. Среди этого контингента была уволена значительная часть евреев, но это не имеет ничего общего с антисемитизмом».

Среди заплечных дел мастеров Лаврентия Павловича отметились Борис Вениаминович Родос, Лев Леонидович Шварцман, Ефим Михайлович Либенсон, Андрей Яковлевич Свердлов, Александр Самойлович Хазан и др.

После падения Берии, потеряли свои позиции последние евреи-генералы МГБ — Соломон Рафаилович Мильштейн, Леонид Фёдорович Райхман, Наум Исаакович Эйтингон и Михаил Ильич Белкин, полковник Шолом Самойлович Шлюгер («банда Берии»).

В КГБ удержались немногие (Моисей Иосифович Сладкевич и т. д.), так как Советская власть к тому времени перевела евреев в статус наиболее нелояльных групп населения.

См. также[править]

Источники[править]


 
До Великой Отечественной войны

Евреи в Красной Армии во время Гражданской войны (Погромы во время Гражданской войны) • ЕвсекцияОЗЕТЕвреи в НКВДХронология «Красного Сиона»Крымский проектЕАОЕврейские национальные районы СССР

Холокост на территории СССР

Холокост в БелоруссииХолокост на УкраинеХолокост в МолдавииХолокост в ЛитвеХолокост в ЛатвииХолокост в ЭстонииХолокост в РоссииЕврейский антифашистский комитет

После Великой Отечественной войны

Убийство МихоэлсаБорьба с космополитизмомДело ЕАКДело врачейСлухи о депортации в 1953 годуОтказникиЛенинградское самолётное делоАнтисемитизм в советской математикеАнтисионистский комитетМассовая эмиграцияОб одной ошибочной концепции (статья в «Правде»)Планы преобразования ЕАО в республику

Культура

Дер ЭмесБиробиджанер штернЭйникайтСоветиш геймландМосковский государственный еврейский театр

Иудаизм в СССРСионизм в СССРАнтисемитизм в СССР