Евреи в Хорватии

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Синагога в Загрибе

Хорватские евреи (англ. Croatian Jews, хорв. Židovi u Hrvatskoj, ивр. יהדות קרואטיה) — еврейская община Хорватии и её история[1].

Римская эпоха[править]

Археологических находки показывают, что евреи жили на территории современной Хорватии ещё во II—III веках. При раскопках римского города Салона, около которого впоследствии возник город Сплит, обнаружены еврейские надгробия и саркофаги, керамические светильники с изображением семисвечника. Поблизости от города Бенковац (историческая область Далмация) — могильная плита еврея из Тверии по имени Аврелий Дионисий (II век).

В Осиеке (Хорватия) обнаружено еврейское надгробие III—IV века, что указывает на то, что евреи жили тогда в римской Мурсе на месте современного города.

В VII веке евреи искали убежища во Дворце Диоклетиана после того, когда столица Далмации — Салона — была захвачена аварцами.

Средние века[править]

В письме Хисдая Ибн Шапрута хазарскому царю Иосифу упоминаются два еврея, Мар Шаул и Мар Иосеф, как члены делегации, направленной в Кордову «царем гвалов, славян». Ввиду того, что в том же документе говорится, что «Царство Гвалов» граничит с Венгрией, предполагают, что речь идет о Хорватии, где в то время правил король Крешимир. Хорватия также представлена как страна «Гебалим» в письме епископа Гаудериха.

В XIII—XIV веках жил в Загребе лицо, которое несло ответственность за общину, носило название magistratus Judaeorum.

В 1368 году впервые упоминаются еврейские коммерсанты в Дубровнике (в то время — независимом городе-государстве Рагуза); в конце XV — начале XVI века здесь осела часть сефардских изгнанников. Неоднократные попытки изгнать их из города (в 1514, 1515, 1545 годах) не увенчались успехом, но в 1546 году евреев Дубровника согнали в гетто (в 1587 году в нём проживало примерно 50 семей) и обложили высокими налогами, а в 1622 году на одного из них был возведён кровавый навет, ставший поводом для преследований и новых ограничительных мер.

В Задаре (Зара) евреи жили с конца XIV века.

В XIV—XV веках, когда основная часть хорватских земель находилась под властью венгерских королей, в Загребе, а также, предположительно, и в некоторых других городах Хорватии жили евреи (среди них были и домовладельцы), но уже в 1456 году последовало их изгнание.

Имевший еврейские корни Янош II Эрнуст был королевским наместником Хорватии и Далмации.

В 1526 году, когда хорватская знать признала Фердинанда Австрийского своим сюзереном, евреям было запрещено посещать Хорватию.

В XVI—XVII веках уже не только сефарды, но и ашкеназы селились в Сплите, принадлежавшем в то время Венеции (к 1638 году численность еврейской общины достигла здесь 271 человека); португальский еврей Даниэль Родрига (Родригес; 1530?–1603) сыграл важную роль в превращении Сплита в крупный торговый центр.

Среди далматинских евреев преобладали коммерсанты (как крупные, действовавшие в международных масштабах, так и мелкие), финансисты и врачи; многие евреи занимались всевозможными ремёслами.

В XVII веке, когда большая часть территории современной Хорватии находилась под властью турок, сюда время от времени приезжали еврейские купцы из Стамбула и Салоник.

Под властью Австро-Венгрии[править]

По Австро-турецкому мирному соглашению 1699 года Хорватия (около Далмации) снова вошла в состав Австро-Венгрии, содержал пункт о свободной торговле между двумя странами; но австрийская администрация, как центральная, так и местная, не допускала в Хорватию еврейских коммерсантов из Османской империи.

В конце XVII — первой половине XVIII века в Хорватию стали переселяться отдельные евреи из Венгрии, Богемии и Моравии, Бургенланда (Западная Австрия) и т. д.; они в основном оседали в деревнях, занимаясь мелкой торговлей и ремеслом, а в города (где муниципалитеты отказывали им в виде на жительство) приезжали на ярмарки.

В 1729 году хорватский Сабор (сословное собрание) подтвердил запрет на пребывание евреев в стране; но в 1746 году двум (или даже 11) еврейским семьям было позволено обосноваться в Осиеке, но уже через пару лет их изгнали.

В 1750-х годах евреи получили возможность приезжать в Хорватию с торговыми целями на срок до 3-х дней (при уплате ими «сбора за терпимость»), а в 1771 году еврейским коммерсантам разрешили без ограничений участвовать в хорватских ярмарках.

В 1773 году в Хорватии проживало лишь 25 еврейских семей. В 1777 году 6 еврейских семей поселились в Вараждине; муниципалитет не единожды пытался изгнать их, но благодаря покровительству местного магната, графа Эрдёди, им удалось остаться в городе.

В 1782—1789 годах император Иосиф II издал серию «указов о веротерпимости», отменявших многие антиеврейские ограничения, в том числе и запрет на постоянное пребывание в Хорватии. Уже в 1782 году Я. Штиглер из Моравии поселился в Загребе. К 1806 году, когда в городе официально действовала еврейская община, здесь уже насчитывалось 75 евреев (20 семей).

В Риеке в 1781 году жили 25 евреев, в Чаковце в 1790 году — четыре еврейских семьи, в Славонска-Пожеге в 1793 году — 174 еврея, в Беловаре в 1797 году — 25 евреев, в Вараждине в том же году — 16 евреев, в Копривнице в 1810 году — 23 еврея.

В 1809 году, когда Дубровник, Сплите, Риека (Фиуме), Задар, Карловац и другие города Далмации и прилегающих к ней районов собственно Хорватии входили в состав Иллирийских провинций (вассального по отношению к Франции государства, созданного Наполеоном I), жившие здесь евреи обрели гражданское равноправие, но утратили его в 1813 году, когда Иллирийские провинции оказались под властью Австрии.

В 1830 и 1838 годах произошли антиеврейские беспорядки в Карловаце, в 1838 году — в Загребе (антисемиты разгромили еврейские лавки).

В 1840 году Сабор отказался утвердить принятый в Венгрии (в административном отношении Хорватия являлась её частью) закон об отмене «сбора за терпимость»; это было сделано лишь 6 лет спустя, причём с евреев взыскали остававшийся за ними долг за предыдущие годы.

Так же в 1840 году евреи получили право заниматься ремеслом без ограничений, но в 1843 году им запретили нанимать на работу подмастерьев-христиан.

Хорватские евреи в основном приветствовали революцию 1848 году, но она не дала им гражданского равноправия (в Хорватии, фактически отделившейся в марте–июне 1848 года от Венгрии, этот вопрос даже не обсуждался) и лишь привела к усилению юдофобии: евреев заставили покинуть Вараждин, а когда изгнанники попытались поселиться в Загребе, их не пустили в город.

В период реакции, наступившей вслед за поражением революции, многие из заведенных ранее дискриминационных антиеврейских законов были вновь подтверждены, но в феврале 1860 года начался процесс их отмены, который завершился в декабре 1867 ода Постановление об эмансипации хорватского еврейства, Сабор принял его в октябре 1873 года.

В 1867 году была открыта новая Большая Загребская синагога, и раввин Осия Якоби стал главным раввином Загреба.

В 1873 году Иван Мажуранич подписал указ, предусматривающий полное юридическое равенство евреев, и государственное финансирование было предоставлено еврейским общинным учреждениям, наряду с прочими конфессиями.

К 1880 году в Хорватии насчитывалось 13 488 евреев, а к 1900 году их число возросло до 20 032.

В 1887 году в Хорватский Парламент был избран первый еврей — Павел Шварц.

Повысился образовательный уровень еврейства (уже к середине XIX века начальное светское образование получали около 50% еврейских детей, а в 1910 году грамотные составляли 87,7% еврейского населения, в Вараждине — 90%), укрепился его социальный статус: в ряде городов (Загребе, Осиеке, Вараждине и других) среди евреев появилось большое число богатых предпринимателей, коммерсантов, финансистов, а также представителей свободных профессий (врачей, адвокатов, журналистов, художников).

Евреи внесли заметный вклад в индустриализацию Хорватии, развитие банковского дела, городского хозяйства, культуры: так, Давид Шварц стал изобретателем 1-го управляемого дирижабля, В. Шварц проложил в Загребе 1-ю трамвайную линию, И. Штерн открыл 1-ю радиостанцию, Ш. Бергер стал одним из создателей Хорватского этнографического музея (и подарил ему свою коллекцию) и его первым директором. В целом, среди самодеятельного еврейского населения значительную часть составляли мелкие торговцы и ремесленники, а работники сферы услуг.

Еврейские промышленники управляли большей частью лесной промышленности, открыли завод по обработке хлопка. Промышленник Сэмюэл Давид Александр защищал хорватскую промышленности от венгерской гегемонии.

К 1900 году 54% евреев Загреба и 35% всех хорватских евреев говорили на хорватском как на родном языке. Несмотря на их малочисленность, евреи были непропорционально широко представлены в промышленном и оптовом бизнесе Хорватии, а также в лесной и пищевой промышленности. Несколько еврейских семей были одними из самых богатых семей Хорватии.

Раввины городов Осиека и Джяково Аарон Каминка и Мордехай Эренпрайз приняли участие в работе 1-го Сионистского конгресса. В 1900-е годы сионистские ассоциации возникли во многих городах страны. В 1909 году на съезде в Осиеке была учреждена Южно-славянская сионистская организация. К началу Первой мировой войны признанным лидером сионистов Хорватии стал адвокат А. Лихт; в 1906—1914 годах под его редакцией в Загребе выходил сионистский ежемесячник «Židovska smotra» (в Осиеке в 1909—1910 годах публиковалась еженедельная газета под аналогичном названием). Отсюда родом Реувен Дафни.

Некоторые евреи Хорватии участвовали в социалистическом движении и лишь немногие поддерживали хорватских националистов.

Славолюб Эдуард Пенкала стал конструктором 1-го хорватского самолёта.

По данным 1910 года, в Хорватии и Славонии 48,64% евреев занималось торговлей, 25,95% промышленностью, 4,12% было занято в транспорте, 6,46% — в свободных профессиях и государственной службе, и до 2,45% — на военной службе.

Отсюда родом Пол Феликс Неменьи, Лео Стернбах.

В составе Югославии[править]

Согласно переписи 1931 года, община насчитывала 21 505 человек.

В 1936 году газета «Молодая Хорватия» («Mlada Hrvatska») утверждала, что евреи «были повинны в разразившемся кризисе экономики в Хорватии».

В 1940 году в Загребе проживало ~11 тысяч евреев.

Отсюда родом Бранко Грюнбаум, Леа Дайч, Бранко Лустиг, Джозеф Шлезингер и Яаков Энгель.

Холокост[править]

В 1941 году в состав «Независимого государства Хорватия» (НГХ) вошли территории Хорватии, Боснии и Герцеговины, западная часть сербского края Воеводина и область Санджак. В ходе военных действий войска вермахта сжигали синагоги, разрушали кладбища, расстреливали руководителей еврейских общин. 30 апреля 1941 года в Хорватии были введены в действие Нюрнбергские законы, в дополнение к принятым ранее «Законам расовой чистоты хорватской нации» в мае были распущены все еврейские организации. Были опубликованы указы, запрещавшие смешанные браки, наём «арийской» и хорватской прислуги, был введён отличительный знак, все евреи были уволены с госслужбы.

Но некоторые евреи—выкресты и лица, которые внесли ценный вклад в «арийское дело», — получили звание «почётных арийцев». К той же группе можно отнести тех, кто имел частично еврейское происхождение, как например Хинко Алабанда, Ладислав Алеман, Эдгар Ангели, Эмануэль Баллей, Евген Дидо Кватерник, Рикард Кубин, Милан Прауншперегер, Юлие Фриц, Иво Шнур, Никола Штейнфель.

Жена диктатора НГХ Анте Павелича — Мария (Мара) Ловренчевич — по материнской линии была еврейкой. Аналогично дело обстояло и с Ольгой — женой министра обороны Славко Кватерника:

Посланник Германии в НГХ Зигфрид Каше отметил в своем первом докладе в Берлин 3 мая 1941 г., что у жен Павелича и Славко Кватерника, главнокомандующего хорватской армией, были «примеси еврейской крови»[2].

В целом, около 100 хорватских евреев достигли правового статуса арийских граждан, а число «почетных арийцев» вместе с их ближайшими родственниками составляло примерно 500 человек.

Накладывались запреты на хозяйственную деятельность евреев. Так, предприятия, принадлежавшие евреям, или те предприятия, в которых был хотя бы один совладелец еврейского происхождения, считались еврейским бизнесом. Соответственно, такой бизнес считался незаконным и передавался в управление министерства экономики и хозяйства НГХ. Одним из актов, резко ограничивающих имущественное положение евреев, стал закон «О национализации богатств евреев и еврейских предприятий». В целях восстановления национальной экономики Государственное управление Хорватии могло своим решением национализировать имущество каждого еврея или любое еврейское предприятие, вне зависимости от того, получает оно компенсацию после изъятия или нет. Формы и методы передачи еврейского имущества под управление государства чётко не были обозначены. Так, комиссия управления определяла «по своему усмотрению вопрос о национализированной еврейской собственности или еврейском предприятии, а также об обязанности по уплате, её сумме и способе оплаты».

В конце августа 1941 года вышеупомянутый диктатор Павелич заявил, что «в отношении еврейского вопроса можно сказать только то, что он будет окончательно решен в течение очень короткого времени». В рамках этой политики режим усташей проводил планомерную экспроприацию большинства принадлежащих евреям предприятий, а также депортировал тысячи хорватских и боснийских евреев в концлагеря НГХ.

В конце октября 1941 года евреев стали отправлять в лагеря принудительного труда: так, шесть тысяч человек были отправлены на работу на соляные копи в Карловаце и Юдово. К концу 1941 года 2/3 евреев Хорватии были заключены в концлагеря, большинство было уничтожено усташами в самом большом в стране концлагере Ясеновац. 1600 евреев бежали из германской зоны оккупации в Герцеговину, оккупированную итальянцами. Хорватские власти удовлетворяли немецкие требования о депортации евреев: в мае 1942 года в Аушвиц было отправлено 2 тысячи евреев Хорватии (всего за 1942 год — ~5 тысяч, по другим данным, в 1942—1943 годах в Аушвиц было депортировано порядка 20 тысяч хорватских евреев).

Два последних лидера еврейской общины в Загребе, Роберт Глюксталь и Оскар Ашер Кишицки, смогли пережить весенние депортации 1943 года благодаря тому, что они были женаты на арийских женщинах и этому были защищены.

Тем не менее, офицеры СС и службы безопасности в НГХ в 1944 году сообщали в Берлин, что «еврейское влияние» на хорватское население по-прежнему «необычайно велико».

Во время Холокоста в общей сложности 29-31 тысяча евреев страны были убиты, около 75% усташами и около 25% немцами. Это составляло 79% довоенного еврейского населения страны. Лишь 5 тысяч хорватских евреев пережили войну, большинство в качестве солдат армии Иосипа Броз Тито (среди них был Степан Штайнер) или в качестве изгнанников в оккупированной Италией зоне.

Из евреев был сформировался партизанский отряд численностью в 250 человек.

В независимой Хорватии[править]

При режиме президента Франьо Туджман проводилась политика обеления усташей.

В 1991 году в независимой Республике Хорватия проживало ~1500 евреев, в том числе в Загребе — ~1100, в Сплите — 165, в Осиеке — около 100, в Риеке — 80, в Дубровнике — 47. Еврейские общины действуют в Загребе, Сплите, Осиеке, Риеке, Дубровнике, Чаковце, Вировитице, Славонски-Броде и Даруваре; они образовали Федерацию еврейских общин Хорватии со штаб-квартирой в Загребе.

Действует спортивный клуб «Маккаби», Общество еврейской культуры, Союз еврейских женщин, Союз еврейских студентов. Под эгидой загребской общины находились: детсад, воскресная школа для детей 7—14 лет, курсы еврейской истории и традиции, дом для престарелых, библиотека, художественная галерея; нерегулярно выходила газета «Билтен», литературно-художественный альманах «Омманут» и детский журнал «Мотек». В синагогах небольших городов богослужения проводились лишь по праздникам. В стране не было раввина; маца и кашерное вино доставлялись из Израиля. Община открыла летний лагерь на побережье Адриатического моря.

В 2004 году в Хорватии проживали 1700 евреев, 3/4 из них — в Загребе. Всего в Хорватии имеется 9 еврейских общин.

Евреи официально признаны автономным национальным меньшинством, и в качестве такового они избирают специального представителя в хорватском парламенте, еврейские учреждения получают государственную финансовую помощь.

Примерно 80% евреев Хорватии состоят в смешанных браках, но большинство супругов-неевреев идентифицируют себя в качестве евреев. Многие молодые люди, у которых 1 родитель-нееврей, входят в еврейские общины. С 1999 года главный раввин Загреба и Хорватии — К. Дадон. Многие евреи Хорватии возвращаются к иудаизму, но большинство далеки от религии.

В начале 2000-х годов в Загребе был открыт научно-исследовательский Центр по изучению Холокоста. В октябре 2001 году хорватский историк И. Гольдштейн опубликовал книгу о Холокосте в Хорватии. В 2002 году в музее города Ясеновац были выставлены многие архивные документы и материалы, в которых рассказывается о концлагере, где были уничтожены большинство евреев Хорватии.

В 2006 году в Хорватии торжественно отмечалось 200-летие со дня основания еврейской общины Загреба. Празднества начались с концерта Израильского филармонического оркестра под управлением Зубина Меты.

5 августа 2006 года в Загребе банда скинхедов избила помощника раввина Ц. Э. Аллони.

С 2007 года проводится ежегодный Загребский еврейский кинофестиваль

Согласно переписи 2011 года, в Хорватии проживало 509 евреев, но считается, что реальное число людей еврейского происхождения значительно больше.

Представители общины: министры Ненад Поргес, Желько Райнер, Радован Фукс, Андрия Хебранг и Давор Штерн, бизнесмен Яков Биененфельд, кинорежиссёры Винко Брешан, Ненад Пуховски и Райко Грлич, дипломат Иво Гольдштейн, историк Славко Гольдштейн, стилистка Жужи Елинек, президент Хорватского Хельсинкского комитета профессор Жарко Пуховски, экономист главой Хорватского народного банка Желько Рогатинский и др. Предпринимательница Майя Рут Френкель приняла иудаизм.

Источники[править]

  1. КЕЭ, том: 9. Кол.: 872–876.
  2. А. С. Никифоров. Еврейское население и «арийство» в Независимом государстве Хорватия (1941-1944 гг.).