Елена Ивановна Гусева

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Елена Ежова
Файл:Ежова (Гусева), Елена Ивановна.png
Имя при рождении:Елена Ивановна Ежова
Дата рождения:1793
Дата смерти:1853
Место смерти:Петербург
Профессия:оперная певица (сопрано и меццо-сопрано), драматическая актриса (петербургская императорская труппа)
Гражданство:Российская империя
Амплуа:комическая актриса
Театр:Петербургская императорская труппа

Елена Ивановна Ежова (по мужу Гусева, 1793[1][2] (некоторые словари ошибочно называют датой рождения 1787, но в этот год родилась её сестра Екатерина[3][4][5]) — 21 или 27 февраля 1853[3]) — артистка Петербургской императорской труппы, оперная певица (сопрано и меццо-сопрано) и драматическая актриса.

По первому мужу Глухарева, по второму браку Гусева[3].

Родная сестра: драматическая актриса той же Петербургской труппы Екатерина Ежова; на той же сцене служила ещё одна сестра Мария (Марья)[6]. В отличие от ее сестры с такими же инициалами и тоже известной актрисы (гражданская жена А. А. Шаховского) театральные энциклопедии называют Елену Ежову по ее второму мужу, Гусевой.

Биография[править]

Елена Ивановна Ежова, как и её сестры, была отдана учиться в Петербургскую театральную школу, и ещё ученицей впервые вышла на сцену в 1806 году, исполнив роль Фетиньи в опере «Мельник — колдун, обманщик и сват» М. М. Соколовского. Окончив театральную школу в 1809 году[5], сразу была определена в оперную часть Петербургской императорской труппы. Помимо академических оперных ролей исполняла народные песни[2]. Всю свою творческую жизнь она выступала на сценах театров Петербургской императорской труппы (Театра у Семионовского моста, Большого Каменного театра, Малого театра Казасси, затем построенной на его месте Александринки, Эрмитажного, Михайловского театров и др., входивших в структуру императорской труппы) — сначала как оперная певица, а с возрастом (в 1820-х гг.) полностью перешла в драматическую часть.

Как драматическая актриса она была комического амплуа, создавая на сцене в основном образы простолюдинок: солдаток, кухарок, нянь, свах, сварливых баб[2]. Современная критика называла отличительными свойствами дарования актрисы «внешнюю выразительность, искренность тона, богатство речевых интонаций и ярко подчеркнутую типичность» и оценивала её влияние на следующие поколения драматических актрис: её «влияние очень велико: ряд крупных артисток, как Ю. Н. Линская, М. М. Александрова, В. В. Стрельская, при исполнении женских комических ролей следовали традициям Гусевой»[3].

Музыкальный репертуар исполняла п/у К. Кавоса[5].

Исторический сборник Пушкарева «Описание С.-Петербурга» отмечал Гусеву как одну из лучших актрис Петербургской императорской труппы[7].

Одна из историй, произошедшая с Е. Гусевой, очень символично определяет отношение к артистам императорской труппы в начале 19 столетия. С одной стороны, империя делала всё для внедрения в Россию европейской культуры, в том числе театрального, и особо успешные актеры становились кумирами публики и делались знаменитостями не хуже военных героев; с другой стороны — было четко определено их место в социальной структуре, и место это было очень низким. Театральное училище при императорских театрах ничего не делало для их интеллектуального развития — артисты часто едва знали грамоту, а роли учили на слух, не в состоянии освоить написанный текст. Такой же, вполне обычной для своего времени, была и актриса Елена Гусева. Однажды она, уже немолодая женщина, пришла к директору императорских театров А. Гедеонову попросить для себя бенефис (собственный бенефис артист готовил сам — и выбирал пьесу, и обычно сам исполнял главную роль, и по собственному выбору приглашал других исполнителей, он же получал весь доход от спектакля). Гедеонов ответил актрисе, много к тому времени проработавшей в разных театрах императорской труппы, что не может ничего решить без оформленного ею письменного прошения. Еле владевшая грамотой актриса с трудом написала это прошение. Тогда довольный собой директор поставил резолюцию: «Отказать». Полуграмотная женщина не сразу разобрала написанное и ушла готовить свой бенефис. Лишь спустя время артисты прочитали написанную директором резолюцию[8]. Подобные издевательства не были редкостью.

Всего Е. И. Гусева прослужила на Петербургской императорской сцене более 40 лет. Умерла на сцене, играя в комедии П. П. Сухонина «Русская свадьба»[3][9].

Среди оперных партий[5]:

250ElenaGuseva.jpg
  • 1809 — «Девишник, или Филаткина свадьба» А. Н. Титова — Соломонида (первая исполнительница)
  • 1818 — «Новый бедлам, или Прогулка в дом сумасшедших» Л. В. Маурера — Аглая (первая исполнительница)
  • 1818 — «Опрокинутые повозки» Ф. А. Буальдьё — Г-жа Аврора де Глисенвий (впервые на русской сцене)
  • 1820 — «Новая суматоха, или Женихи чужих невест» К. Кавоса — Галчина (первая исполнительница)
  • 1821 — «Суженого конём не объедешь, или Нет худа без добра» Л. Маурера — Гримардо (первая исполнительница)
  • 1822 — «Карантин» А. Н. Верстовского и Л. В. Маурера — Бригадирша Арбатова
  • 1823 — «Продажная одноколка» Ф. Е. Шольца — Андроновна (впервые в Петербурге)
  • 1823 — «Лунная ночь, или Домовые» А. А. Алябьева — Трусимова (первая исполнительница)
  • «Любовная почта» (комическая опера по пьесе А. А. Шаховского) — Бригадирша
  • 1827 — «Моя жена выходит замуж» А. Алябьева и А. Н. Верстовского — Госпожа Бонишон (впервые в Петербурге)

Среди драматических и водевильных ролей[3]:

Партнёры: Е. П. Бобров, А. И. Вальберхова, М. В. Величкин, Я. С. Воробьев, К. И. Гамбуров, Фёдор Григорьев, А. П. Долбилов, Е. М. Карайкина, Г. Ф. Климовский, М. С. Лебедев, А. Поляков, А. Е. Пономарев, Х. Ф. Рахманова, Е. В. Рыкалова, В. М. Самойлов, С. В. Самойлова, Н. С. Семёнова, Е. Я. Сосницкая, М. А. Чудин, Василий С. Шарапов, В. А. Шемаев, И. И. Сосницкий, А. Е. Мартынов, А. И. Афанасьев, Н. О. Дюр, В. Н. Асенкова, Григорьев 1-й, Григорьев 2-й, П. И. Толченов, П. К. Бормотова, Н. Г. Беккер, Л. П. Фалеев и мн.др.

Источники[править]

Литература[править]