Лахишские письма

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску
Lachish III obv.JPG

Лахишские письма (англ. Lachish Letters, Lachish Ostraca, Hoshaiah Letters, ивр. מכתבי לכיש) — древние документы, точнее, глиняные остраконы, содержащие надписи, найденные в Лахише, государство Израиль. Обнаружено более 20 остраконов: списки имен, копии писем, переписка о судьбе некоего пророка, относящаяся, видимо, к году падения Иудейского царства (587 г. до н. э.)[1][2][3].

Общие сведения[править]

Остраконы в основном были найдены в 1935 году археологом Джеймсом Старки при раскопках городских ворот Лахиша в пласте руин времени похода Навуходоносора II. Ещё несколько обнаружила Ольга Тафнелл (Olga Tufnell).

Место хранения: Британский музей и Музей Израиля.

Их расшифровкой занимался Нафтали Герц Тур-Синай.

Представляют собой письма, написанные чернилами на глиняных черепках.

Основная часть остраконов — письма от Хоша‘яху (Хошейаху), командира гарнизона в одном из городов между Иерусалимом и Лахишем (может быть, Мареша), к Яушу (Яошу, Йоаш), командовавшему из Лахиша (наместником которого он вероятно состоял) войсками юго-западного округа Иудеи. В них Хоша‘яху отводит обвинения Яуша в том, что якобы читал секретные письма, шедшие из Иерусалима, и разгласил их содержание.

В другом остраконе Хоша‘яху докладывает Яушу, что в его городе ждут сигнальных огней из Лахиша, потому что Азека не видна (Игаль Ядин полагает, что это надо понимать как захват Азека вавилонянами):

И пусть мой господин знает, что мы наблюдаем за сигналами Лахиша, следуя за всеми знаками, которые дает мой господин. Потому что мы не видим Азеки.

Таким образом, информация передавалась и при помощи сигнальных огней или дыма (mś't).

В схожих арадских текстах есть приказания квартирмейстеру крепости (коменданту крепости Арад) Эльяшиву выделить то или иное количество вина и припасов для неких «киттуим» (греческих наемников?), записка к Малкиягу, командиру укрепления, и т. д. Иоханан Ахарони полагал, что киттим были греческими или кипрскими наемниками, которые служили в армии Иудеи. Другие учёные считают, что речь идёт об иностранных торговцах из финикийского Китиона.

Говорится в письмах и о пророке, деятельность которого вредила войскам, и сообщается, что «...военачальник Коньяху [Каббирьяху? Яхбирьяху?] бен Элнатан отправился в Египет...» Возможно, речь идет о пророке Урии бен Шма‘яху из Кирьят-Ие‘арима (Иер. 26:20–23), которому пришлось бежать в Египет, где он был настигнут, доставлен к царю Иехоякиму и убит. Возможно, что упомянутый пророк — это Ие­ре­мия (ср.: Иер. 34: 6–7).

Один из фрагментов переписки говорит о том, что гарнизон Лахиша продолжал поддерживать связь с Египтом в надежде, что египтяне придут к нему на помощь. Некоторые отрывки писем содержат смутные отголоски существовавших распрей в армии и при дворе царя.

Упоминается в текстах и «раб царя» Товия, возможно представитель рода Тобиадов.

Тексты написаны языком, по стилю близким книгам Царей и Иеремии, развитым курсивным иврито-ханаанским шрифтом, которым перестали пользоваться после разрушения 1-го храма.

Исраэль Финкельштейн, основываясь на этих письмах, делает вывод о существовании разветвленной системы образования и сравнительно широкой грамотности на всех уровнях административной, военной и жреческой иерархии Иудеи в конце эпохи 1-го храма.

Источники[править]