Лев Григорьевич Баскин

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Лев Григорьевич Баскин

Деятель страны


Уполномоченный ОЗЕТа и КОМЗЕТа









Дата смерти
11 января 1931 года
Место смерти
Москва, СССР









Лев Григорьевич Баскин — советский еврейский деятель, основатель села Амурзет[1][2].

Биография[править]

Родился и жил в Украине. Работал учителем.

В 1919 году вступил в РКП(б).

Работал в ОЗЕТе, евпартсекциях, евобщесткоме на Полтавщине.

В 1928 году его фамилия указана среди выступающих на втором агротехническом совещании КОМЗЕТа, проходившем 1–5 февраля в Москве.

Был одним из членов Комиссии по земельному устройству трудящихся евреев, созданной 29 мая 1928 года при крайисполкоме.

После постановления Президиума ЦИК (28 марта 1928 года) отправился выполнять волю партии по созданию еврейского национального очага в будущий Биробиджан.

В апреле уполномоченный КОМЗЕТа Л. Г. Баскин принимал в Иркутске первые эшелоны еврейских переселенцев, а 29 мая Президиум Далькрайисполкома назначил его членом Комиссии по земельному устройству при Далькрайисполкоме и уполномоченным КОМЗЕТа и ОЗЕТа в Екатерино-Никольском районе. Тогда же было решено «работы по устройству рисовой плантации, проводимые Амурским окрисполкомом, передать КомЗЕТу», на него же возложить дальнейшие переговоры с Дальрисом о постройке рисового завода и, соответственно, поручить Дальплану проработать вопрос о границах Биробиджанского района.

В рабочем плане КОМЗЕТа и ОЗЕТа на 1928 год было предусмотрено заселение только Бирского опытного поля, и основная част еврейских переселенцев направлялась туда. Но в ходе обследования территории выяснилось, что в Екатерино-Никольском районе имеются большие площади земли, удобные для рисосеяния. Нужно было начать там работы, в ином случае КОМЗЕТ мог потерять этот участок. Поэтому туда срочным образом были переброшены 184 переселенца из Тихонькой. Газета «Дер Эмес» 16 сентября 1928 года писала: «В качестве организатора и руководителя работами был послан тов. Баскин, член партии, бывший учитель, человек с колоссальной энергией и широким организаторским опытом».

В июне 1928 года 160 еврейских переселенцев, в сопровождении работника ОЗЕТа товарища Баскина, выехали пароходом из Хабаровска в Екатерино-Никольское. Их путь лежал на закрепленную за КОМЗЕТом территорию площадью в несколько сот десятин в самом плодородном районе Биро-Биджана, у Амура. Этот участок был передан КОМЗЕТу «со всеми принадлежностями, живым и мертвым инвентарем, американскими машинами». Туда же тайгой были отправлены 50 лошадей. Пять тракторов, из восемнадцати заказанных ЦПО в Америке, предназначались для Екатерино-Никольского. 18 июня пароход прибыл в Екатерино-Никольское.

7 июля в Екатерино-Никольском состоялось собрание по созданию отделения ОЗЕТа. Было избрано временное правление во главе с секретарём райпарткома. Баскина избрали заместителем главы.

17 июля на плантации начали работать жатки. Для работы на канале, длину которого планировали довести до 9 километров, прибыл экскаватор из Америки. На этом тяжелом участке работы было занято 80 человек, для которых устроено 16 бараков. остальные переселенцы разместились в палатках, а небольшая часть у местного населения.

Не дождавшись землеустроителей, Баскин лично обследовал все прилегающие к плантации территории и выбрал подходящее для строительства поселка и дороги место.

Баскин телеграфировал руководству о том, что вместо 120 пар требуемых сапог получены 6, да и то не болотных. Просил: «Мы здесь создали небольшую сапожную мастерскую. Но для более успешного развития их дела им необходима заготовочная швейная машина».

Выступил инициатором и стал создателем первого биробиджанского кавалерийского отряда из еврейских переселенцев.

Анжелика Рор, корреспондентка «Франкфуртской газеты», проживавшая несколько недель в Екатерино-Никольском, в своей корреспонденции пишет про Баскина:

«Его деятельность заключается не только в организации всякого рода работ, но и в постоянном непосредственном контакте с каждым отдельным поселенцем. Часто ему приходится выслушивать чтение писем с родины и обсуждать ответ на них. Этот человек совмещает в себе должность инструктора по коневодству, механика, организатора, начальника и педагога… Клуб в лагере под открытым небом. Докладчик Баскин говорит простым понятным языком о том, что волнует и затрагивает каждого из присутствующих.

Из очередной докладной записки Л.Г. Баскина в адрес Биро-Биджанского представительства Центрального правления ОЗЕТа и краевого КОМЗЕТа, отправленной в апреле 1929 года. Послание это очень основательное и подробное. В нем Баскин докладывал о том, что «на 1 апреля имеется переселенческих хозяйств всего 100, из них с семьями 17, а всего 139 душ. Переселенцы находятся в весьма затруднительном материальном положении».

Зиму поселенцы провели в наскоро сколоченных бараках.

Преодолевая трудности, созданный им Амурзет продолжал расти и развиваться, и существует и поныне.

В 1931 году Гина Медем в своей статье, посвященной Амурзету и его председателю тов. Зайду, в «Трибуне» написала:

И, словно чудо в сказке, здесь, на Дальнем Востоке, последним вступившим в семью советских родичей-республик, выросло, расцвело и распустилось пышным революционным цветком небольшое ядрышко, крепкое, как скала, спаянное, как бетон, деятельное, как пчелиный рой, действенное, как атака. Я имею в виду детскую коммуну Амурзета — новых маленьких героических работников в неосвоенной тайге, будущих носителей советской культуры на берегах Амура.

Коммуна имени тов. Баскина, основателя поселка Амурзет, умершего в прошлом году, расположилась в одном из больших домов и состоит из 25 членов в возрасте от 9–15 лет. Это маленький, крепкий и дисциплинированный организм. Коммуна возникла семь месяцев назад… Цель коммуны — помощь родителям- колхозникам. Душой коммуны, ее вдохновителем является учитель, заведующий Амурзетской школой — тов. Сутин, молодой общественник, неразрывно связанный с ребятами, со школой, с сельским хозяйством. Он руководит каждой ниточкой коммуны, каждым живым нервом этого организма, представляя детям всю инициативу, всю свободу выполнения заданий, всю ответственность за их результаты.

Умер 11 января 1931 года в Москве.

Источники[править]