Михаил Павлович Шрейдер

Материал из Циклопедии
Перейти к навигации Перейти к поиску

Михаил Павлович Шрейдер

Израиль Менделевич Шрейдер
Shreyder.jpg
Флаг Заместитель народного комиссара внутренних дел Казахской ССР —
Начальник Управления Рабоче-крестьянской милиции НКВД Казахской ССР







Предшественник
Ефим Моисеевич Кроль








Дата рождения
2 июня 1902 года
Место рождения
Вильно, Российская империя
Дата смерти
8 декабря 1978 года
Место смерти
Москва, СССР



Отец
Мендель Мовшевич Шрейдер, рабочий табачной фабрики
Мать
Рохл-Лея Мордхелевна Кирзнер



Военная служба


Награды и премии

Орден Красной ЗвездыОрден Красной ЗвездыОрден «Знак Почёта»Орден «Знак Почёта»Медаль «За боевые заслуги»Медаль «За оборону Ленинграда»Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»20 years of victory rib.png30 years of victory rib.pngЮбилейная медаль «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»Юбилейная медаль «30 лет Советской Армии и Флота»Медаль «40 лет Вооружённых Сил СССР»Медаль «50 лет Вооружённых Сил СССР»Медаль «60 лет Вооружённых Сил СССР»
Почётный сотрудник госбезопасностиlink=Почётный работник рабоче-крестьянской милиции Почётный работник рабоче-крестьянской милиции

Михаил Павлович (Израиль Менделевич) Шрейдер — ответственный сотрудник ГПУ-НКВД СССР, заместитель наркома НКВД Казахской ССР, капитан милиции[1]. Осужден к 10 годам ИТЛ, впоследствии частично реабилитирован.

Ранний период[править]

Появился на свет в рабочей еврейской семье. В 1908, после смерти матери, его отец женился на Этл Ицковне Мордухович.

В двенадцать лет сбежал из дома.

В 1917 — член СРМ в Екатеринославе, член Виленского горкома СРМ, инструктор ЦК Литвы и Белоруссии.

В 1918 — на подпольной работе в Вильно.

В 1919 служил в Вильно в комсомольском отряде им. К. Либкнехта, в охране председателя СНК Литовско-Белорусской ССР В. С. Мицкевича-Капсукаса. Тогда же вступил в РКП(б).

Карьера в ВЧК-НКВД[править]

С сентября 1919 — в ВЧК — разведчик особого отдела дивизии Западного фронта. С конца 1919 по 1920 — в польском плену, сбежал.

В 1920 — комиссар для особых поручений при полпреде ВЧК по Западному фронту Ф. Д. Медведе в Вильно и Ржев, а также в погранвойсках на границе с Польшей.

В 1921 с группой чекистов участвовал в захвате Грузии.

В 1922 трудился в Смоленске, затем в Московском губернском СПО ГПУ, определённый период состоял помощником П. П. Буланова, параллельно — заместителем секретаря ячейки ВЛКСМ центрального аппарата и Московского губотдела ГПУ.

В 1925—1927 трудился в секретно-шифровальном отделе НКИД СССР и «Совкино».

С 1927 — уполномоченный Особотдела Московской пролетарской дивизии, трудился в особотделе МВО, главой был М. И. Гай. Был секретарем комсомольской ячейки.

Когда Московским комитетом компартии было вскрыто дело «Беспринципного блока» в Сокольническом районе, в котором оказались замешаны Г. Г. Ягода, Т. Д. Дерибас и М. А. Трилиссер, секретарь Сокольнического РК ВКП(б) Б. В. Гибер, письмо МК партии обсуждалось на партсобрании в ОГПУ. Критике подвергнуты члены райкома и М. С. Погребинский и М. П. Фриновский, однако никто не указал на Ягоду, кроме Шрейдера. Ценивший принципиальность глава АОХУ НКВД СССР И. М. Островский стал дружен с ним, в итоге стало известно о многих злоупотреблениях по АХЧ и наградной части ОГПУ.

В 1927—1931 трудился в валютной группе ЭКО ОГПУ.

В 1930—1931 трудился в полпредстве ОГПУ в Средней Азии и ЛВО.

В 1931 — начальник ГПУ Хибиногорска (начальник Хибиногорского горотдела ОГПУ).

Затем — начальник ЭКО и Инспекции резервов ПП ОГПУ ТатарАССР.

В 1933 трудился в Казанском уголовном розыске. После конфликта с казанскими чекистами, которых он изобличил в хищениях, стал начальником 6-го отделения ЭКО ПП ОГПУ по Московской области, где у него возникли противоречия с главой ЭКУ ОГПУ А. И. Успенским, и его подручным Р. А. Листенгуртом, на которого грозил жаловаться Л. Г. Миронову.

По рекомендации Я. А. Дейча принял своим помощником В. С. Абакумова, на которого вскоре подал рапорт на увольнение как разложившегося и непригодного к работе.

Затем перешел из ОГПУ в органы Рабоче-крестьянской милиции (УРКМ), участвовал в борьбе с валютными преступлениями, трудился в Московском (помощником начальника МУРа Л. Д. Вуля).

С 1935 по январь 1938 трудился начальником отдела угрозыска, помощником начальника и начальником Управления РКМ, помощником начальника Ивановского УНКВД В. А. Стырне по милиции. Участвовал в создании Особого совещания («тройки») при УНКВД области.

11 июля 1936 — капитан милиции.

Когда Стырне был арестован, работал под началом нового начальника УНКВД, присланного из Москвы (А. П. Радзивиловского). 7 августа 1937 в Иваново прибыл спецпоезд с группой работников ЦК во главе с Л.М. Кагановичем.

С января 1938 — начальник областного управления УРКМ Новосибирской области. Сигнализировал о неблагополучии тамошних дел Л. Н. Бельскому.

С марта 1938 — заместитель наркома НКВД (С. Ф. Реденса) и начальник УРКМ НКВД КазССР. После арестов замов Реденса — П. В. Володзько и А. А. Роттермеля — на Шрейдера было возложено также и руководство погранохраной.

Стал депутатом Верховного Совета КазССР, уже будучи арестованным.

Арест и осуждение[править]

16 июня 1938 арестован.

Подвергался мерам физического воздействия и дал признательные показания —

В дополнении к шпионажу в пользу Польши, Англии, Германии, Японии, «сознался» в шпионаже в пользу Франции и Турции, а также участии в правотроцкистском подполье, контрреволюционной деятельности и прочих преступлениях.

В 1940 году осужден по приговору Особого Совещания при НКВД СССР на 10 лет с помещением в ИТЛ с последующим поражением в правах сроком на 3 года (статья УК РСФСР 193/17-А) и лишением звания и правительственных наград. В 1940 приговорён к 10 годам исправительно-трудовых лагерей и отправлен в СевжелдорЛаг.

Освобождение[править]

В 1942 освобождён и направлен в РККА рядовым, воевал в составе 115-й с.д. до конца ВОВ, старшина. На фронте был восстановлен в коммунистической партии , однако реабилитирован и восстановлен в звании капитана милиции (точнее в звании подполковника милиции , поскольку в 1943 году капитаны милиции были переатестованны в подполковников) только в середине 1950-х годов.

После окончания войны в июле 1945 году вернулся в Москву, работал в московском городском тресте по снабжению топливом и других топливных организациях Москвы. В октябре 1954 года последовал вызов в комиссию по назначению персональных пенсий. После этого становится персональным пенсионером СССР.

В 70-х трудился над мемуарами, имеющие важное источниковедческое значение для исследователей эпохи Большого террора.

Личная жизнь[править]

О его семье сообщаются следующие сведения:

Жена (второй брак, в 1934 году) — Ирина Элланская, тёща — Маргарита Михайловна Элланская (пианистка, библиотекарь), происходят из дворянской семьи.
Дети — Михаил и Виктор (Элланские).

Труды[править]

Источники[править]

  1. В.Абрамов. Евреи в КГБ. Палачи и жертвы. М., Яуза - Эксмо, 2005.